«Наркоманы — больные люди, которые себе не принадлежат». Полковник милиции Александр Сазонов о своей работе
День образования подразделений по наркоконтролю и противодействию торговле людьми органов внутренних дел отмечается 9 октября. В этом году службе исполняется 25 лет.
Кто первым стал использовать бесконтактный способ распространения дурмана, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал начальник управления по наркоконтролю и противодействию торговле людьми ГУВД Мингорисполкома Александр Сазонов.
Полковник милиции Александр Сазонов 20 лет посвятил борьбе с наркоманией и противодействию торговле людьми. Он очень хорошо знает, как в разные годы менялись наркорынок и способы распространения дурмана, как мечтавших о хорошем заработке женщин продавали за рубеж. Александр Владимирович пользуется огромным уважением в коллективе и действительно переживает за свое дело.
Его детство прошло в небольшом поселке городского типа Октябрьский Гомельской области. В 10-м классе юноша уже твердо решил, что свяжет свою жизнь со службой в органах внутренних дел.
— Среди моих родственников милиционеров не было, — рассказывает Александр Сазонов. — Да и сам я сталкивался с людьми в погонах лишь несколько раз: как-то ехал на велосипеде, меня остановили инспекторы ГАИ и пожурили за отсутствие катафотов, а однажды сотрудники угрозыска попросили сверить номера на моей раме. Видимо, где-то тогда совершили кражу двухколесного транспорта. Потом мой друг (в настоящее время полковник милиции Юрий Высоцкий, возглавляет Новобелицкий РОВД Гомельской области. — Прим. авт.), который на год старше, поступил в Могилевскую школу милиции. Когда он приезжал домой, с интересом рассказывал об изучаемых дисциплинах, о захватывающих криминальных историях, услышанных от преподавателей. Через год я тоже стал курсантом. Учиться было интересно, до сих пор помню имена всех преподавателей.
В 1997-м лейтенант милиции Сазонов вернулся в родной Октябрьский, где его назначили на должность участкового инспектора. Однако Александр Владимирович мечтал служить в уголовном розыске, поэтому отправился на прием к заместителю начальника УВД Гомельщины, который тогда и помог молодому офицеру.
В отделе угрозыска Октябрьского РОВД, которым руководил Георгий Дятловский, было всего шесть сотрудников. Зона ответственности Александра Сазонова — территория нескольких сельских советов, а также розыск скрывшихся преступников и установление мест нахождения без вести пропавших.
— Друг детства тоже служил там, мы даже сидели в одном кабинете, — продолжает собеседник. — Он занимался наркоконтролем и противодействием торговле людьми — тогда в райотделах не было отдельных подразделений, отвечавших за это направление. Да и работу делали сообща, товарищ помогал мне, я — ему, вместе выезжали на места совершения преступлений.
В Октябрьском ПТУ тогда училось много приезжих из Светлогорска. Из-за такой миграции район захлестнула волна наркомании. Совершалось немало преступлений, связанных с незаконным оборотом дурмана, были даже несовершеннолетние, которые употребляли экстракционный опий. Друзья-оперативники часто задерживали наркоманов и распространителей зелья, пресекали каналы его поставки из Бобруйска, Светлогорска, Калинковичей. Молодые офицеры понимали: если с этим не бороться, проблема только усугубится.
В то время Октябрьский район уже занимал второе место в республике после Светлогорского по количеству наркозависимых. На диспансерном учете состояли более 120 наркоманов, примерно 150 было ВИЧ-инфицированных. И это при численности населения около 25 тысяч!
— Помню, на контроле была семья, где муж и жена употребляли экстракционный опий. Главу семейства позже осудили и отправили в колонию, а его супруга так и не сделала никаких выводов, — говорит Александр Сазонов. — Мы не раз беседовали с ней, просили одуматься хотя бы ради маленькой дочери, но, увы, безрезультатно. Со временем мать и отца лишили родительских прав, девочку стала воспитывать бабушка. К счастью, судьба малышки сложилась иначе: она выросла, счастлива в браке, воспитывает детей… Наркоманы — больные люди, которые себе не принадлежат. Избавиться от пагубной привычки возможно, но для этого прежде всего нужны сила воли и собственное желание.
Со своим товарищем Александр Владимирович не раз сидел в засадах. Наркозависимые тогда часто сбрасывались на покупку ингредиентов для изготовления экстракционного опия, собирались у кого-то дома и начинали варить зелье. Специфический запах распространялся мгновенно. Пробраться в квартиру нужно было быстро, порой приходилось выбивать входные двери, чтобы наркоманы не успели уничтожить улики.
Нередко маковую солому они покупали у цыган. Привлекать к ответственности за сбыт дурмана раньше было гораздо проще — достаточно зафиксировать факт его передачи. Потом продавцы придумали бесконтактный способ реализации наркотиков: просили оставить деньги, например, под камнем, а после говорили, где забрать товар. Часто вовлекали в это детей.
В 2001 году Александр Сазонов перевелся оперуполномоченным в отдел незаконного оборота наркотиков и нравов УВД Минского облисполкома, где он отвечал за противодействие торговле людьми.
— В те годы был бум распространения материалов порнографического характера, на трассах массово работали сутенеры и девушки легкого поведения, — вспоминает полковник милиции. — Тогда же с коллегами выявили первое в республике преступление, связанное с торговлей людьми, — задержали жительницу Смолевичского района, которая организовала выезд в Польшу двух женщин для занятия проституцией.
После много лет Александр Владимирович работал в группе по проведению оперативной работы УВД Минщины, затем отвечал за это направление в Министерстве внутренних дел, а в марте 2017-го возглавил управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми ГУВД Мингорисполкома.
Сегодня руководителя особенно беспокоит то, что в преступную деятельность втягивают несовершеннолетних:
— С начала года сотрудники наркоконтроля задержали 28 (за аналогичный период 2020-го — 7) подростков, совершивших 44 (8) преступления, из которых 39 (3) связаны со сбытом дурмана. К сожалению, масштабную профилактику, проводимую милицией, педагогами, медиками и другими, ребята воспринимают несерьезно, веря в то, что останутся незамеченными. Поэтому мы постоянно ищем новые формы подачи информации о недопустимости таких противоправных действий, прежде всего делая упор на интернет и работу с родителями.
Справочно
Большинство наркотиков и психотропов сегодня распространяется бесконтактным способом — через интернет и с помощью закладок. Именно поэтому сотрудники милиции постоянно совершенствуют формы и методы своей работы, созданы подразделения интернет-разведки.
Фото Павла Русака
Смотрите также: