Народная пьеса под рэп и техно: в Молодежном театре репетируют «И не нами то придумано»

В Белорусском государственном молодежном театре 28 ноября представят премьеру «И не нами то придумано». Корреспонденты агентства «Минск-Новости» побывали на репетиции спектакля незадолго до премьеры.

Заходим в зал тихонько, чтобы не мешать творческому процессу. Сцена озарена, звучит лирическая мелодия, под которую три человека ходят по беговым дорожкам. Это дед Ничыпар (Александр Шаров), баба Серафима (Любовь Пукита) и ее коза Вайфая (Валерия Мельник).

— Ну што ты жмешся да мяне? — возмущается Серафима.

— Нічога я не жмуся, стараюсь побач ісці, — отвечает на трасянке Ничыпар.

Они одновременно флиртуют и ругают друг друга. Вдруг на сцену выбегает толпа и герои начинаютт фотографировать друг друга.

Режиссер и актер театра Денис Паршин останавливает артистов и говорит, что эту сцену нужно немного изменить.

Ничыпар с Серафимой снова шагают и ведут задушевную беседу. Вскоре их диалог прерывает Волк (Максим Дубовский): выскакивает из-за кулис в окружении других персонажей. Звучит энергичная современная музыка, все что-то безумно кричат, раздаются выстрелы…

Два мира — старобелорусский деревенский и современный технологичный лихо переплетаются, картинка получается контрастной. Традиции и инновации, добро и зло, любовь, вера, свобода — все смешалось на сцене.

Режиссер просит, чтобы актеры играли более дерзко. Дает указания и насчет светового оформления сцены. Декорирована она минималистично: по периметру вертикально размещены черные резиновые полосы, создающие иллюзию бесконечной дороги. Притчу решено показать современными художественными средствами.

Спектакль ставится по пьесе «Ничыпар. Сказ о бестаможенных временах и пути далеком, но всегда конечном, как полагается, да и не нами то придумано» известного белорусского драматурга Дмитрия Богославского. Интересно, что он тоже выступает в качестве актера и режиссера в Молодежном. Новое произведение автора — история о жизненном пути человека, написанная народным языком с хорошим юмором и добротой. Главный герой Ничыпар отправляется искать свою смерть, но в дороге встречает верных попутчиков и неслучайных прохожих, которые играют важную роль в его судьбе.

— Мне нравится работать с современной драматургией. История интересная — о любви и празднике жизни. Этот философский текст, написанный сказовым слогом, таит в себе много простых истин. Вообще истина всегда банальна, и зачастую люди просто отмахиваются от нее. Мы постарались обдумать каждую сцену и внести дополнительное значение и современное звучание, — говорит Денис Паршин.

Говоря о сценографии, подчеркивает, что ее задача — придать спектаклю пластику. Воплотить задуманное помогла художник-постановщик Ольга Грицаева.

В спектакле задействованы 15 артистов, и они немного волнуются перед премьерой, что вполне естественно.

— Роль Ничыпара дается тяжело, много форм. Для актера главное — быть свободным на сцене. Персонажа надо почувствовать, чтобы сыграть, делится эмоциями заслуженный артист Беларуси Александр Шаров. Пьеса мне очень нравится. Она о жизни, смерти, любви, ненависти — о том, что волнует всех. Я был в числе инициаторов ее постановки.

Актер Александр Пашкевич рассказывает, что играет роль батюшки. Появляется на сцене только в одном эпизоде.

— Притча философская, поэтому без религии никак, поясняет он. Пока сложно сказать, что получится из постановки. Все-таки нетрадиционная форма спектакля, сценография не очень сочетаются с народным языком пьесы. Там обычный лес, деревня, а у нас пространство из резин и беговые дорожки, поэтому возникают трудности.

Артисты продолжают репетировать, а мы заглядываем на рабочее место к начальнику звукоцеха Михаилу Обухову. Он внимательно следит за действом на сцене и поочередно включает разные композиции, многие их которых сочинил сам.

— Передо мной стояла задача совместить современную музыку со стародавними белорусскими мелодиями. Под каждого персонажа создавалось свое музыкальное оформление. Например, Потеряшка — это хип-хоп, рэп-бит, Волк — техно, мир Ничыпара — композиции, состоящие из звуков шагов, внешних шумов, стародавней музыки. Там звучат лютни, флейты, игру на этих инструментах специально записывали на студии, привлекали музыкантов. Хотя большинство мелодий делал с помощью цифровых технологий, уточняет композитор. Музыка все еще в процессе создания. После каждой репетиции общаюсь с режиссером и вношу коррективы: что-то дописываю, сокращаю, свожу мелодии вместе.

Кипит работа и в швейном цехе, где доводят до совершенства костюмы для новой постановки. Художник по костюмам Виктория Тя-Сен отдала предпочтение серому цвету и офисному стилю.

Многое предстоит сделать еще и работникам сцены, чтобы зрители получили истинное удовольствие от просмотра спектакля.

Фото Сергея Пожоги

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое