НАШИ В ДАЛЬНИХ ШИРОТАХ. Директор гимназии № 1 имени Ф. Скорины: школу нужно сделать открытой

Премьера рубрики. Директор гимназии № 1 имени Ф. Скорины Наталия Бушная вернулась из Тбилиси, где представляла Беларусь на встрече с коллегами из пяти стран.

Проект «Образование в области демократического гражданства и прав человека в странах Восточного партнерства» длился несколько лет. За это время белорусская делегация, в состав которой вошли и директора школ и гимназий, поучаствовала в нескольких международных конференциях.

Встречаясь с коллегами из Украины, Молдовы, Азербайджана, Армении и Грузии, мы обсуждали демократические подходы к управлению школой, — рассказывает Н. Бушная.

Следует отметить, что эта тема для директора гимназии не нова. Долгое время возглавляемое ею учреждение было экспериментальной, а затем и инновационной площадкой Министерства образования Беларуси по реализации проекта в области прав человека, основ демократии и международного гуманитарного права.

На конференции в Тбилиси страны-участницы делились своим опытом. Современная тенденция такова: в центре образовательного процесса — личность школьника. И все взрослые — педагоги, родители, представители социума — должны создавать условия для всестороннего развития ребенка, — продолжает Н. Бушная. — Мы переходим от так называемого поддерживающего образования к инновационному. Не просто наполняем ученика знаниями, а стремимся к тому, чтобы 11 лет в школе стали для него годами активной жизни.

Почему так живо обсуждается необходимость демократичного управления в школе?

Сегодня приобрели особую актуальность вопросы, связанные с правами ребенка. На передний план выдвигается задача воспитания ответственного гражданина. Вместе с тем возникает еще один вызов времени: как сделать всех, кто причастен к образовательному процессу, его реальными субъектами? Скажем, в Беларуси хорошая нормативная база: в Кодексе об образовании прописано, что родители являются субъектами образовательных отношений. Но мне просто режет слух фраза о том, что школы предоставляют образовательные услуги. Родитель не должен быть потребителем, а мы, педагоги, не предлагаем услуги, а образовываем. И включение мам и пап в этот процесс — неотъемлемая составляющая нашей жизни. Школу нужно сделать открытой. Об этом на конференции в Тбилиси говорили представители всех стран-участниц. У нас эта система уже налажена и работает: дети выходят в социум и принимают его. Как это происходит? Через участие, например, в волонтерских проектах. Педагоги других стран рассказывали об аналогичном опыте. И пусть это небольшие на первый взгляд дела — проведение благотворительной ярмарки, благоустройство сквера, шефство над ветеранами, но так мы готовим социально ответственного гражданина.

Спроси в Серебрянке у любого прохожего, как пройти к гимназии № 1, ответят без промедления. Вас знают. То есть включенность школы в социум очевидна?

Да. Но нужно понимать, что в гимназии для детей важна и интеллектуальная составляющая — участие в конкурсах, олимпиадах, турнирах. Что я заметила: сегодня нет таких детей, которых раньше, даже еще лет 8 назад, называли зубрилками или ботаниками. Их просто не стало! Школьникам уже мало просто получать хорошие отметки. Их активность становится шире. Они участвуют в соревнованиях, посещают объединения по интересам. И мой опыт показывает: ребенок, который успевает везде, учится планировать свое время, более успешен в будущем. Растет поколение активных детей!

У нас все директора школ имеют педагогическое образование и опыт учительства. Всегда ли руководитель должен быть педагогом? Ведь сегодня речь идет и о том, что ему надо быть хорошим хозяйственником…

В Западной Европе, например, директор школы — это профессия. А вот моя профессия — учитель. Изучая практику других стран, мы должны обогащать свою систему образования, но строить ее на традициях. Не представляю себя как директора, если не стану приходить в класс. Я математик, сейчас у меня не так уж много часов, но этого достаточно, чтобы знать, какие они, современные школьники. Мое мнение: лучше, если директор имеет педагогическое образование. Только хозяйственник никогда не поймет, как должна развиваться образовательная среда, какие тенденции существуют. В Тбилиси мы много говорили о том, каким должно быть руководство школы. Прежде всего — демократичным. Это значит, надо привлекать к нему как можно больше людей. В том числе учителей, которые с полным знанием дела могут принимать решения, например, по стилю одежды, вопросам питания и прочему.

— Как реализуют в странах Восточного партнерства принципы всестороннего развития детей? Не секрет, что в Беларуси уже практически с начальной школы включают учеников в олимпиадное движение…

У наших зарубежных коллег серьезно развиты дифференциация и профилизация обучения. Думаю, мы тоже к этому идем. К 9-му классу у ребенка сформирован кругозор, он получил необходимую учебную базу, которая позволит в дальнейшем освоить профессию. А старшая ступень в школе нужна для тех, кто заинтересован в углубленном изучении определенных предметов и может по своим способностям вытянуть более сложную программу. Сегодня мы даем старшекласснику 5-6 часов математики в рамках профильного обучения. А в грузинской физико-математической, которую мы посетили в ходе конференции, — 8 часов! Еще одно интересное наблюдение: молодое поколение грузинских педагогов отлично владеет английским. Уверена, старшеклассникам интересны активные личности. В наше время учитель не единственный носитель информации. Тем, что хорошо знаешь свой предмет, уже никого не удивишь. А вот если ты физик и можешь поговорить с ребятами о современных тенденциях в литературе…

Дополнили реальность

Однажды Н. Бушная побывала в московской гимназии имени А. С. Грибоедова. Это престижное учебное заведение, из окон которого видна Красная площадь.

Центральную лестницу в здании гимназии там называют лестницей успеха. Поднимаешься по ней и видишь бюсты ученых, писателей, философов. Мотивирует. И это мы взяли на заметку. А потом, посетив наш педагогический университет, обратили внимание на еще одну интересную идею. Там оформили стенды, рассказывающие о самых значимых событиях в жизни университета за прошедший год. В итоге, объединив два решения, мы создали в гимназии свою лестницу успеха, — рассказывает Наталия Владимировна.

Поднимаешься по ней и видишь: вот состоялись интересные заседания гимназических клубов, еще несколько ступеней вверх — прошел конкурс экологических проектов на английском языке, далее — встречи со знаменитостями, фотографии победителей предметных олимпиад… Это их путь к успеху.

Кстати, в гимназии № 1 активно используют технологию дополненной реальности. Эту идею педагоги подсмотрели, побывав на конференции в одной из областных школ Беларуси. Например, к 950-летию Минска в гимназии появилась экспозиция, рассказывающая о знаковых местах города. К любому из фото подводишь смартфон со специальной программой — загружается яркое видео с дополнительной информацией об объекте. Вот такая виртуальная экскурсия.

Фото Сергея ПОЖОГИ

Самое читаемое