Наталия Гайда. Она миновала стадию принцессы, сразу став королевой оперетты

Увидев, как она поет и танцует, всякий говорит: «Вот бы мне ее годы!». Между тем 1 мая народной артистке Беларуси Наталии Гайде исполнится 80 лет. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Необычную фамилию получила от деда по линии отца. Венгр Ференц Йохан Гайда родился в Будапеште, во время Первой мировой войны попал в плен к русским и остался в России, работал в Семипалатинске в обувной артели. Это по его просьбе она не меняла фамилию. Отец был геологом, мама пела в филармонии. Детство Натки-тимуровки прошло на Иртыше. Стремясь получить основательную профессию, окончила Свердловский юридический институт, работала юрисконсультом. В этот престижный вуз принимали специалистов со стажем работы по профилю, так что пришлось предварительно послужить охранником одного из «закрытых» заводов: Гайда ходила в военной форме с наганом.

Уже тогда были очевидны ее универсальные артистические способности, но… Наталия переживала из-за своей курносости: не хотелось играть роли только субреток и бойких служанок. Психотерапевтом выступила мама: «Рост у тебя хороший, а нос — дело гримеров».

Наталия довольно лихо, без музыкальной подготовки, поступила в Уральскую консерваторию имени М. П. Мусоргского. Дебют состоялся на сцене Свердловского оперного театра 17 января 1965 года: исполнила партию Бьянки в опере «Укрощение строптивой». Последовали Мюзетта в «Богеме», Марфа в «Царской невесте». А ведь Гайда была еще студенткой! Вышла замуж за студента консерватории Юрия Бастрикова, который тоже пел в оперном. Театр оплачивал молодоженам проживание в номере гостиницы «Урал». Так что взрослая жизнь началась более чем удачно.

Когда в 1966-м театр пригласили на гастроли в Москву, после «Богемы» в гримерку певицы заглянул знаменитый тенор Иван Козловский. «Вы шампанское!» — воскликнул он. Тем самым сказал всё: ее лирико-колоратурное сопрано сродни хрустальному звону, огромные глаза искрятся, темперамент кружит головы зрителей. Сама Наталия была к себе более критична. Знала, что на оперной сцене ей уготованы роли совсем не героинь, и о таких партиях, как Аида, Сантуцца или Тоска, можно только мечтать.

В 1969 году Юрий Бастриков выиграл конкурс баритонов в белорусском оперном театре. Супруги собрали чемоданы и вскоре оказались в Минске. Наталию театр тоже взял солисткой, и уже здесь зазвучала ее Мюзетта. Молодая артистка понимала: с репертуаром будут проблемы, ведь в Минске свои колоратуры с громкими именами Тамары Нижниковой и Людмилы Златовой.

Как вдруг…

Руководство БССР решило создать театр музыкальной комедии. Сердце певицы забилось: «Это мое». Гайда ушла из оперы в оперетту. 17 января 1971 года театр открылся премьерой спектакля «Поет «Жаворонок» с Наталией Гайдой в главной роли. Ох уж это 17 января — день ее дебютов…

Она миновала стадию принцессы, сразу став королевой оперетты.

Белорусские композиторы писали свои произведения с расчетом на ее голос, талант и харизму. Юрий Семеняко знал: именно она станет Павлинкой в его музыкальной комедии. «Уралочка» не владела белорусским языком. Но когда вышла на сцену, заговорила по-белорусски безупречно. Семеняко и другие оперетты ей доверил. Как она учила язык? Прежде всего в общении с писателями Танком, Брылем, Шамякиным и актерами Купаловского театра.

Белорусская оперетта обрела лицо и престиж. На Гайду стали ходить, причем даже высокопоставленные лица.

Композитор Владимир Кондрусевич увидел в ней актрису без возраста, необыкновенную Джулию. Именно так он назвал мюзикл, который создал по мотивам романа Моэма «Театр». А некоторое время спустя написал мюзикл «Стакан воды». И вновь неоднозначная роль. Гайда — герцогиня Мальборо — показала, как умеют любить виртуозные интриганы.

1970-е… 1980-е… Начало 1990-х… Сколько прекрасных ролей и великолепных партнеров, соратников по сцене: Григорий Харик, Герман Козлов, Константин Лосев, Владимир Линкевич, Виктор Баженов! Спектакли ставили Семен Штейн, Борис Второв, Роман Виктюк, Вячеслав Цюпа. Гротескный образ мадам Ренессанс в фолк-опере «Клоп» по Маяковскому в постановке Цюпы просто взорвал театральный Минск и вызвал фурор в Москве и Одессе. В «Клопе» Гайда в балетной пачке летала над сценой на батуте, выполняла другие рискованные трюки.

Она первой почувствовала тот возрастной порог, когда нужно отказаться от амплуа героини. Это было ее решение: не уходя из театра, уступить дорогу молодым. Конечно, Гайда выиграла, потому что только укрепила уважение коллег и любовь зрителей — осталась в их памяти лучшей Сильвой Советского Союза.

Сегодня в репертуаре Наталии Викторовны (только вдумайтесь!) 14 острохарактерных ролей. Поет, играет, танцует, участвует в концертах, ездит на гастроли, до недавнего времени еще преподавала вокал, играла на драматической сцене вместе с Марией Захаревич и Беллой Масумян. Несколько лет Музыкальный театр проводил международный фестиваль «Наталия Гайда приглашает…», на который съезжалась элита жанра от Петербурга до Екатеринбурга. Только огромная музыкальная душа Гайды вмещала этот коктейль из событий, лиц, спектаклей.

…Одна из страниц всемирного издания «Кто есть кто» посвящена Наталии Гайде. Но мы-то давно знаем, кто она.

Гайда — удивительный инструмент, который природа создала нам на радость, для утешения и восторга.

Парад спектаклей с участием Наталии Гайды: 27 апреля — «Буратино.by» (последний показ), 29 апреля — «Софья Гольшанская», 30 апреля — «Сильва». Гала-концерт Наталии Гайды и артистов, дирижеров, руководителей театров Минска, Екатеринбурга, Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Барнаула, Караганды, Оренбурга, Харькова, Баку и Иваново состоится 1 мая.

«Буратино.by»

Справочно

В издательстве «Мастацкая лiтаратура» к юбилею актрисы вышла книга Зои Матусевич-Лысенко «Наталия Гайда. Примадонна: штрихи к портрету». В книге раскрывается жизненный и творческий путь королевы оперетты.

Фото предоставлены Музыкальным театром

ТОП-3 О МИНСКЕ