Нацбанк разъяснил способы подтверждения факта совершения платежей

Национальный банк привел список способов подтверждения факта совершения платежей, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в управлении информации и общественных связей банка.

В связи с тем, что граждане задают много вопросов по поводу способов подтверждения факта совершения ими различных видов платежей, специалисты Национального банка решили разъяснить порядок таких действий, — пояснили в банке.

В настоящее время платежи, связанные с уплатой государственной пошлины, и иные платежи, совершаемые при осуществлении административных процедур, уплате налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в бюджет, оплатой товаров (работ, услуг) и иных платежей в пользу юридических лиц, в том числе государственных органов и организаций, и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, могут осуществляться несколькими способами, а именно:

  • посредством представления в банк платежных инструкций на бумажном носителе;
  • путем направления платежных инструкций через системы дистанционного банковского обслуживания;
  • через системы расчетов с использованием электронных денег;
  • через системы дистанционного банковского обслуживания и объекты программно-технической инфраструктуры банков и республиканского унитарного предприятия почтовой связи «Белпочта» с использованием банковских платежных карточек;
  • посредством автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (АИС «Расчет») с использованием платежных инструментов, предусмотренных законодательством.

Факт уплаты платежа в бюджет посредством АИС «Расчет» подтверждается наличием в АИС «Расчет» информации о таком платеже. В качестве номера документа, подтверждающего уплату платежа в бюджет посредством АИС «Расчет», используется учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве. Информация о номере операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве предоставляется плательщику путем размещения ее в документе, подтверждающем совершение платежа (квитанция, чек, карт-чек). При этом производители услуг получают из АИС «Расчет» электронные реестры совершенных и оплаченных платежей, подтверждающие осуществление платежа плательщиком, и вправе требовать от плательщика документы, подтверждающие осуществление им платежа, только в тех случаях, которые прямо установлены законодательством.

Действующее бюджетное и налоговое законодательство не содержит норм, обязывающих плательщика подтверждать факт уплаты государственной пошлины и иных платежей, совершаемых при осуществлении административных процедур, факт уплаты налогов, сборов (пошлин) и иных платежей в бюджет на бумажном носителе в случае, если платеж совершен в АИС «Расчет».

По всем видам названных платежей, совершенным не в АИС «Расчет», производитель услуг имеет право, а при уплате государственной пошлины — обязан в соответствии с законодательством потребовать от плательщика представления чека (квитанции) на бумажном носителе.

Таким образом, в соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами Республики Беларусь, имеющими высшую юридическую силу по отношению к актам министерств и ведомств, требования производителей услуг, подключенных к АИС «Расчет», о предоставлении плательщиками чека (квитанции) на бумажном носителе в качестве подтверждения факта совершения платежа, осуществленного посредством АИС «Расчет», являются неправомерными.

Самое читаемое