Национальный акцент: белорусские верующие евреи сегодня

На вопросы корреспондента агентства «Минск-Новости» отвечают раввин и председатель иудейской общины.

Сто лет назад по национальному составу городское население Минска распределялось так: 54,4 % – славяне, 43,3 % – евреи, 1,3 % – татары, 0,9 % – немцы, 0,1 % – остальные. Данные взяты из книги З. Шибеко «Минскъ сто гадоў таму». Там же говорится о судьбе двух самых известных синагог (в тогдашнем Минске их были десятки): старинную холодную синагогу снесли в середине 1960-х при реконструкции района улицы Немиги, а здание главной (хоральной) перестроено и в нем давно работает театр имени М. Горького.

Тем не менее синагоги в Минске есть – на улицах Даумана и Кропоткина.

В синагогу на Даумана, 13б, центр иудейской религиозной общины «Бейс Исроэль», меня привели вопросы одного из читателей: проходят ли в Минске свадьбы по еврейскому обряду, где можно увидеть и почитать Тору, делают ли в Минске мацу?.. На самом деле вопросов накопилось больше. Отвечали на них раввин Михоэль Гохберг и председатель общины Давид Старобинский. Иначе говоря – рав Михоэль и реб Довид.

 «Бейс Исроэль» – «Теплый еврейский дом»

– В нашу синагогу обращаются со своими вопросами и проблемами не только члены общины «Бейс Исроэль», но и другие евреи, даже из других городов и других стран, – начал рав Михоэль.

– Верующие?

– Мы не делим их на верующих и неверующих. У «Бейс Исроэль» есть два основных направления работы. Первое: помощь всем евреям в соблюдении заповедей, традиций, обрядов, а это свадьбы, похороны, обрезание, моление, употребление кошерных продуктов… Второе: благотворительность, хэсэд. Хэсэд – «то, что ты не обязан делать, но делаешь». Например, мы опекаем немощных членов общины, помогаем малоимущим.

– Общине «Бейс Исроэль» в этом году исполняется 20 лет, – в разговор вступает реб Довид. – У «Бейс Исроэль» были приливы и отливы… Сейчас община насчитывает более полусотни членов, только на прошлой неделе мы приняли семь человек. А на праздники приходит вдвое больше.

Община стала динамично развиваться, когда при активном содействии рава Михоэля при синагоге открылся коллель – своего рода школа по изучению Торы. В ней преподают молодые раввины из Израиля.

– Что нужно для вступления в иудейскую общину? Национальность имеет значение?

– Членом общины может стать любой еврей, посещающий синагогу, – говорит реб Довид.

– А я отвечу о не евреях, – продолжает рав Михоэль. – Гиюр – обращение не еврея в иудаизм – очень серьезная процедура. Решение по гиюру выносит еврейский религиозный суд, бейс дин. В Беларуси такой инстанции нет. Ближайшие бейс дин на постсоветском пространстве находятся в Москве и Киеве. Этот суд не судит, а решает, насколько серьезно ваше намерение стать иудеем.

– И все-таки желательно, чтобы человек не торопился. Надо походить сюда, включиться в еврейскую жизнь, проникнуться ею, почувствовать себя частью большого целого.

Перейдем на личности

– Реб Довид, знаю, что вы минчанин. Воспитывались в обычной среде, учились в советской школе… Как пришли в религию?

– Это произошло в 2006 году – к моему огромному сожалению, очень поздно. Мама серьезно болела, мне посоветовали молиться за ее здоровье, я начал ходить в синагогу… В крови у каждого еврея есть некий посыл, сигнал, его нужно услышать самому. Либо услышать заставят обстоятельства, как это произошло в моем случае.

– Спросите реба Довида, чем он занимался раньше, – подсказывает рав Михоэль.

– Чем?

– Я был архитектором. Также у меня была вторая жизнь – в спорте, это таэквондо и кикбоксинг. Еще играл в КВН. Но обо всем этом не хочу говорить. Синагога стала моей судьбой, здесь я встретил свою жену Марию. В 2008 году у нас была хупа – заключение брака на небесах.

– То есть обряд бракосочетания по-еврейски? Расскажите подробнее.

– В прошлом году в Минске состоялось пять таких свадеб.

Хупа – это всегда очень ярко, интересно по форме и глубоко по содержанию. В той семье, которая была под хупой, присутствует Всевышний, такие семьи крепки. Обычно на свадьбу приглашают много гостей. В центре праздника находятся король-жених и королева-невеста, а гости, чтобы «запрограммировать» их на хорошую, безоблачную жизнь, должны веселиться как можно искреннее. Жених подписывает ктубу – брачное обязательство. Хупу ведет раввин… Впрочем, лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать.

За мужем

– В культовое учреждение ходят в основном молиться. А можно ли зайти в синагогу просто так, на экскурсию?

– Конечно, – отвечает реб Довид. – Любой человек может посмотреть, как у нас проходят службы, принять участие в молитве. Постороннему лучше прийти в будний день.

– Я приду на молитву, и меня как женщину посадят в отдельный закуток? Дискриминация…

– Да, женщины молятся за прозрачной ширмой позади мужчин. Это не дискриминация, а традиция, идущая из глубины веков: еврейский мужчина – защитник своей женщины. Он всегда впереди, принимает на себя любой удар, а жена – за его спиной, не просто замужем, а за мужем. Так и в синагоге: мужчины впереди, женщины сзади, за ширмой. Мужчины не видят женщин и не отвлекаются во время молитвы.

Еврейский квартал?

– Рав Михоэль, реб Довид, давайте помечтаем. Как бы вы отнеслись к тому, что на базе синагоги и общины «Бейс Исроэль» в Минске открылся еврейский квартал с туристическим уклоном, как, например, Йозефов в Праге?

– Сравнение с Прагой не совсем корректно. Настоящего, подлинного уголка старого еврейского Минска уже не найдешь, – рассуждает рав Михоэль. – Если речь идет о реконструкции – тогда это замечательно. Евреи еще раз вспомнили бы, как жили предки, не евреи открыли бы для себя много нового, а Минск получил бы еще одну достопримечательность, изюминку.

Но нас сейчас больше волнует другое: в Минске нет еврейского кладбища. Вопрос о выделении участка сейчас находится в процессе обсуждения с чиновниками Мингорисполкома.

Это очень важная часть еврейской религиозной жизни – производить захоронения по еврейским традициям. Они несколько отличаются от традиций других конфессий. Проводы покойного тоже иные. От того, как молятся о покойном живые, как хранят о нем память, зависит, как он идет по ступеням того мира, куда мы его проводили.

И здесь нужен сертификат

– 15 апреля начнется «еврейская пасха» – песах, праздник в честь выхода евреев из египетского рабства…

– Мы готовимся к нему, – говорит рав Михоэль. – Непременная часть пасхального сейдера и вообще празднования песаха – маца. В Беларуси она не производится, так как для этого нужны специальные условия. Реб Довид занимается поиском производителя кошерной мацы за границей и организацией доставки ее в Минск, причем не только для членов общины, но и для всех желающих. В прошлом году мы раздали около 300 кг мацы. Это единственный вид хлеба, разрешенный евреям к употреблению в течение праздника песах.

– Уточню: маца бесплатная?

– Да, причем синагога на Даумана – не единственное место в городе, где раздают мацу.

– В одном из минских магазинов я видела коробочки с мацой и ценник. Эта маца «легитимная», настоящая? Или обычное съестное?

– Кошерная маца производится под жестким религиозным контролем. Если на упаковке мацы стоит штамп о соответствии кошерности, ее можно употреблять на песах.

…Наша беседа время от времени прерывалась: то к раввину, то к старшине общины приезжали люди, тут же решались дела. А потом все стали готовиться к молитве. В обеденном зале уже накрывали стол – после молитвы ожидался традиционный обед. Синагога произвела впечатление большого общего дома, где все – родственники, где двери не имеют запоров, а люди – высокомерия.

Справка

В Минске действуют две иудейские общины: «Бейс Исроэль» и «Хабад». В Беларуси самые заметные иудейские общины – в Минске, Пинске, Гомеле, Витебске, Гродно, Могилеве, Бресте, Мозыре. 16 из них входят в Иудейское религиозное объединение.

Сердце синагоги – молельный зал. Место, где для молитвы собрался кворум – десять мужчин старше 13 лет, – это уже синагога, даже если моление происходит в квартире.

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ