Не бросают своих и не дарят чайные сервизы на свадьбу. Какие главные традиции у белорусских цыган (народа рома)

Своих не бросают, а на свадьбы не дарят чайные сервисы, бытовую технику и прочую дребедень. Вице-глава Белорусской цыганской диаспоры Артур Гомонов рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о главных традициях кочевого народа.

Артур ГомоновЕсть в них что-то мистическое. Англичане называют их «египтяне», французы — «богемцы», финны — «черные», венгры — «фараоново племя». Находясь среди других народов, цыгане сохранили культуру, язык и никому не давали вторгаться в свою жизнь. И журналистов впускают в нее крайне осторожно, тщательно подбирая каждое слово, будто опасаясь, что те могут навредить.

— Вы активно занимаетесь делами диаспоры более 20 лет. Тяжела ноша вице-барона?

— Внутри общины барона нет. Есть уважаемый, авторитетный человек. Он может на кого-либо повлиять, уладить конфликт, решить административные дела. К нему обращаются по бытовым вопросам, советуются.

За два десятилетия объездил Беларусь вдоль и поперек. С радостью помогаю людям, но я не барон. Обращаются просто: по имени и отчеству.

Чем отличаются понятия «рома» и «цыгане»?

— Цыгане звучит как прозвище. Примерно так, как белоруса назвать бульбаш или украинца — хохол. Мы идентифицируем себя с народом рома.

— Считается, что вы прекрасные артисты. Любите свободу и лошадей, у вас хорошо развита интуиция. А еще?

— Я бы сказал, обладаем изворотливостью ума. Так сложилось исторически: кочуя из страны в страну, рома научились ко всему приспосабливаться.

— Основное место жительства в Минске — Северный поселок. Это так?

— Стереотип. Люди старшего поколения когда-то строили там дома, сегодня все по-другому. Молодежь приобретает квартиры в разных районах города.

— А где жили вы?

— В многоквартирном доме. У нас была стандартная по советским меркам и нетипичная для общины семья: всего трое детей. Отец работал водителем, мама трудилась в музыкальной школе. Вела уроки по классу баяна и аккордеона.

— Говорят, что в годы СССР для представителей вашего народа 9 классов школы — это уже было много. Ситуация изменилась?

— И в мое время рома оканчивали школу, осваивали профессии. Правда, учеными становились немногие, а вот водителями, рубщиками мяса были отменными. Не буду отрицать, проблемы с образованием у нашего народа существовали в лихие 1990-е. Полагали: если умеешь считать — учиться не надо, и шли торговать на базар. Из Турции, Польши возили товар и жили за счет челночного бизнеса. Сегодня рассуждают по-другому. Детей отправляют на обучение. В рамках Программы социальной интеграции цыганского населения в Беларуси стараемся всячески помогать с трудоустройством. Правда, получается не всегда.

— Почему?

— Многие работодатели, видя, что пришел рома, находят повод отказать. Считают: если цыган, значит, нечист на руку. В этом есть и вина СМИ: не разбираясь в ситуации, журналисты часто ставят клеймо мошенника на всей нации.

— Обидно?

— Еще как! Нас веками обвиняли во всех смертных грехах: воры, обманщики, торговцы наркотиками… Как будто среди других народов преступников нет. Ни один цыган, между прочим, не был задержан со спайсами, а пятно есть.

Не скажу, что все рома — ангелы Господни. Разные есть люди, как и среди белорусов, русских, поляков. Проблемы с неблагонадежными людьми решаем внутри общины. За наркотики, к примеру, высылаем из страны.

— Давайте сменим тему на более приятную. Расскажите, как празднуете свадьбы.

— Сотня гостей — это скромное торжество. Обычно на свадьбу приглашают человек 300. После регистрации пара венчается в церкви. Оба супруга, как правило, рома. Связывать судьбу с представителями других народов не принято. Отмечаем весело: с песнями, танцами, тостами. К слову, презентовать молодоженам чайные сервизы, ковры, бытовую технику и прочую дребедень считается дурным тоном. Дарят деньги.

— Ранние браки среди ваших соотечественников — еще один стереотип?

— Смотря какой возраст считать ранним. Мы не откладываем создание семьи до 30 лет, как сейчас модно. Но и в 13 лет замуж не выходят. В среднем в брак вступают в 18 лет.

— Какие чувства возникают, когда видите землячек-попрошаек с маленькими детьми на руках?

— Каждый зарабатывает, как может. Понятно, что это неграмотные люди: таким образом им приходится выживать. Белорусские рома не ходят с протянутой рукой. Чаще просят подаяния приезжие из Молдовы. Они кочуют по нашим городам, простите, пакостят, а нам приходится оправдываться.

— Рома своих не бросают?

— Да. Всего лишь один пример. Одна семья в Червенском районе оказалась в трудной ситуации. Чтобы помочь заработать денег, привез им швейную машинку. Теперь женщина и себе может пошить одежду, и односельчанам. Такая поддержка стала возможна благодаря Программе повышения квалификации ромских женщин. В рамках проекта также оплачены курсы по специальностям «повар», «парикмахер», «администратор гостиничного бизнеса».

— Знаю, община участвует еще в одной значимой программе.

— Это совместный белорусско-немецкий проект «Забытый геноцид: рома в Беларуси в 1941–1945 годах». Он реализуется по инициативе немецкого образовательного центра по вопросам миротворчества при поддержке Министерства иностранных дел Германии, Республиканского центра национальных культур и Исторической мастерской им. Леонида Левина.

Мы много слышим о геноциде евреев, но рома во время войны пострадали не меньше. Наша цель — сохранить память о трагической странице в истории народа. Встречались с очевидцами страшных событий, их родственниками, записывали интервью. Итогом большой совместной работы станет передвижная выставка. Она откроется в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в сентябре нынешнего года, далее будет экспонироваться в разных городах Беларуси.

Справочно

В годы фашистской оккупации рома истребляли целыми таборами. Такие захоронения есть по всей Беларуси, однако почти никто об этом не знает. Сегодня в Беларуси живут около 60 тыс. представителей ромского сообщества. Наиболее многочисленная диаспора — в Гомельской и Минской областях.

Среди множества легенд о происхождении нации есть предание о том, что рома — потомки жителей Атлантиды. Еще одна история повествует о древнем народе, который жил в Египте. Его предводитель пообещал Моисею уйти с ним из страны и странствовать 40 лет. Но рома свое слово не сдержали. Тогда разгневанный пророк произнес: «Вы всегда будете кочевать и никогда не будете иметь своей земли».

Фото Сергея Лукашова и из архива Артура Гомонова

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ