izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Не дань моде, а необходимость: Минск расширяет использование электротранспорта

На дорогах столицы с каждым годом заметно растет число электробусов и троллейбусов с автономным ходом. Пассажирский электротранспорт продолжает завоевывать симпатии горожан. Как зародилась и будет развиваться эта инфраструктура далее, читайте в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

pozhoga 14

В Минске 2 111 подвижных единиц общественного транспорта. Из них 93 электробуса, 132 вагона трамваев, 712 троллейбусов (25 из них с увеличенным автономным ходом), 1 174 автобуса, на трех линиях метро в часы пик используется 316 вагонов. Это колоссальный живой динамичный организм, который работает изо дня в день, в том числе по выходным и праздникам, — рассказал директор предприятия «Столичный транспорт и связь» Юрий Супранович.

В общем объеме пассажирского транспорта столицы доля электротранспорта составляет 46 %. И это весьма неплохой результат, если учитывать, что еще в 2017 г. было всего несколько десятков единиц такой техники, а необходимая инфраструктура только начинала развиваться. На сегодняшний день в республике реализуется программа развития электротранспорта на 2021-2025 годы.

Начало эпохи

В сентябре 2016 г. в Минске были представлены два опытных образца электробусов производства BKM Holding («Белкоммунмаш») — E420 Vitovt Electro и E433 Vitovt Max Electro. Первый серийный экземпляр презентовали спустя несколько месяцев, в конце декабря, однако от своих предшественников он мало чем отличался. Пусть его салон оказался очень похожим на салон обычного троллейбуса, но к неоспоримым достоинствам можно было смело отнести наличие розеток на 220 вольт, USB-разъемы и систему видеонаблюдения. Конечно, основное новшество заключалось в установленном в задней части кузова накопителе. Специалисты объясняли: главное преимущество такой батареи в том, что по сравнению с литий-ионными она не теряет мощности, число циклов заряда-разряда превышает 100 тысяч, а полная зарядка занимает всего 5-7 минут.

Регулярное движение электробусов по двум троллейбусным маршрутам — № 43 и 59 — запустили в мае 2017 г.

Горожане быстро к ним привыкли. Сегодня пассажиров доставляют до пункта назначения уже больше 100 единиц экологичной техники. В течение дня в среднем такой транспорт перевозит порядка 50 тыс. человек. Планируется, что к 2025 году в Минске появятся еще 300 новых электробусов отечественного производства.

Глава государства не раз подчеркивал: развитие электротранспорта — это не дань моде, а необходимость. Ведь его использование решает сразу несколько проблем, связанных и с влиянием на окружающую среду, и с потреблением энергоресурсов.

tramvaj 1

Непрерывное обновление

Постоянное обновление городского транспорта — один из тех вопросов, который всегда будет волновать его пассажиров. Так, в конце июня во время посещения первым заместителем председателя Мингорисполкома Надеждой Лазаревич филиала «Трамвайный парк» предприятия «Минсктранс» стало известно, что в 2024 году для города планируют закупить новые трамваи.

В BKM Holding созданы модели трамваев с низким полом, — отметила Н. Лазаревич. — Жители Минска постоянно просят увеличить число такого электротранспорта в городе. Это комфортно, удобно и безопасно для всех категорий населения, особенно для мам с детскими колясками, инвалидов и пенсионеров. Нам важно до конца 2023 года внести аванс на приобретение новой техники. Надеемся, что в конце 2024 г. такие трамваи начнут ходить по улицам столицы.

Первый заместитель председателя Мингорисполкома пояснила, что сроки связаны с колоссальной загрузкой производства, так как на предприятие поступает огромное количество заявок на технику для общественного транспорта из России. BKM Holding работает в три смены и даже вынужден передать часть российских заказов МАЗу, чтобы удовлетворить экспортный спрос.

Новые вводные

C самого начала развития пассажирского электротранспорта в Беларуси основными игроками считались МАЗ и BKM Holding. Многие годы они тесно сотрудничают с Национальной академией наук. На Дне электротранспорта, который прошел 9 июня в столице, они представили свои очередные новинки, которые пока еще не встретишь на минских дорогах.

Так, BKM Holding презентовал бесконтактный троллейбус модели 32100D серии Olgerd. Это 30-местная машина с запасом хода 20 км и мощностью электродвигателя 180 кВт.

МАЗ, в свою очередь, представил 22-тонный перронный электробус МАЗ 271Е01 с электродвигателем 105 кВт и запасом хода до 100 км. Пассажировместимость модели — 90 человек, сидячих мест в салоне — от 8 до 14.

Сегодня и другие предприятия решили освоить выпуск пассажирского электротранспорта. Например, в этом году свой первый электробус «Неман-420351-183» с тяговым асинхронным двигателем жидкостного охлаждения мощностью 125 кВт продемонстрировал Минский завод колесных тягачей. Его собрали на базе серийного микроавтобуса на головном предприятии. От предшественника электробус отличают доработанная электронная часть, укороченный кузов и уменьшенная вместимость салона — 20 мест для сидения.

троллейбус

Глобальная стройка

Городская подземка также постоянно развивается.

В конце 2020 г. начали принимать пассажиров первые четыре станции Зеленолужской линии, а на следующий год поставлена задача завершить монтажные работы еще трех, а также ввести в строй электродепо «Слуцкое». Готовность возводимых в настоящее время объектов довольно высокая, но работать есть над чем, — подчеркнул заместитель председателя Мингорисполкома Александр Черников. — Уже заключен договор с генподрядчиком и на строительство четырех будущих станций третьей линии — «Парк Дружбы народов», «Комаровская», «Переспа» и «Профсоюзная». Сейчас ведется подготовка монтажа и запуска щитового комплекса, с помощью которого закрытым способом будут проложены тоннели в центральную часть города.

Самую высокую степень готовности на сегодняшний день имеет «Аэродромная» — порядка 87 %, далее следуют «Неморшанский Сад» — 76 %, «Слуцкий Гостинец» — 52 %, электродепо — 53 %. Планируется, что «Аэродромную» строители покинут уже в конце 2023 года. Работы на остальных объектах намерены завершить весной и летом 2024 г. Затем начнется процесс пусконаладки. Сейчас полным ходом продолжаются чистовая отделка станций, устройство путей, монтаж оборудования.

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Хоккеисты «Динамо-Минск» победили «Амур» в Хабаровске

Минское «Динамо» в заключительном матче выездной дальневосточной серии регионального чемпионата КХЛ победило в Хабаровске команду «Амур» со счетом 5:2, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

3deac95b1bfd73aa77c627f4fc483847

Уже по привычке динамовцам пришлось отыгрываться. В самом начале матча Алекс Броадхёрст после шикарной передачи Алекса Гальченюка поразил ворота Андрея Тихомирова броском с ближней дистанции.

Однако еще до перерыва «зубры» сумели сломить сопротивление «тигров». Вначале Виталий Пинчук удачно действовал на добивании после броска Александра Волкова. А затем уже он сам, воспользовавшись грубой ошибкой голкипера Дамира Шаймарданова, вывел «Динамо» вперед.

В перерыве Дмитрий Квартальнов решил поменять вратаря: вместо Тихомирова на площадку вышел Егор Вельмакин, в последних играх сосланный в фарм-клуб.  И на 26-й минуте Константин Барулин сумел его «распечатать»: подставил клюшку на пятачке после прострела того же Броадхёрста.

Но «бело-голубые» в этот день были буквально неудержимы. Брэди Лайл с паса Вадима Шипачёва (его 650-я передача в КХЛ!) забросил шайбу в ворота хабаровского «Амура».

В третьем же периоде «дубль» оформил Роман Горбунов. Таким образом, белорусская команда уверенно победила в матче — 5:2. Две победы и одно поражение — вполне достойный итог выездной серии.

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Брился наголо и подражал Маяковскому, в 19 лет возглавил сельсовет. Что мы знаем о Петрусе Бровке

Всегда активный, стремительный, полный идей Пётр Бровка любил повторять: «Не зря моя фамилия звучит в унисон с «уловкой», «рокировкой», «сноровкой». Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».   

pyatrus brouka

Подражал Маяковскому

Белорусский и советский писатель, поэт, переводчик Пётр Бровка (Пятрусь Броўка) не оставил после себя мемуаров и дневников, хотя многие просили его создать автобиографическую книгу. На это он лаконично и шутливо отвечал: «Всё знать вредно для здоровья». И это не мудрено, так как годы его взросления и становления как литератора пришлись на очень непростые времена для страны и писателей.

Родился Пётр Устинович 12 июня 1905-го в деревне Путилковичи (ныне Ушачский район Витебской области) в крестьянской семье, где было девять детей. Окончил три класса церковно-приходской школы в Лепеле. Казалось бы, лишь азы образования. Однако на фоне поголовной безграмотности на селе он, что называется, был нарасхват. Под диктовку писал письма на фронты Первой мировой отцам и братьям соседей, затем читал полученные ответы. С 13 лет работал переписчиком, делопроизводителем, счетоводом, а в неполные 19 лет возглавил сельсовет! Эпоха не оставляла времени на раздумья и раскачку. В 1925-м Пётр уже руководил отделом в полоцком райкоме комсомола. А через два года стал ответственным секретарем редакции газеты «Чырвоная Полаччына». Начал публиковать свои лирические стихи. Вступил в литературно-художественное объединение «Маладняк». Ребят сплотила не только литература, но и дружба, возраст.

В 1928-м Пётр поступил в БГУ на литературно-лингвистический факультет. Там всерьез увлекся творчеством Маяковского, даже подражал ему внешне: стригся наголо, носил шляпы с полями. Отразилось это и на литературной стилистике Бровки: отодвинул лирику в сторону, взялся за провокационные стихи-лозунги. После гибели поэта в 1930 году отправился в Москву проститься с кумиром, едва не погиб в давке на его похоронах.

Будучи студентом, Пётр познакомился с Еленой Михайловной Ридевской. У пары родился сын Юрий. Супруга всю жизнь оставалась музой литератора.

Публично каялся

Еще одним эталоном для Бровки современники считали Янку Купалу. По некоторым воспоминаниям на рубеже 1920–1930-х Пётр работал литературным секретарем народного поэта. Их часто видели вместе. Вскоре под волну раскулачивания попали мать и сестра классика. Он приложил огромные усилия, чтобы родные избежали тюрьмы. Но это было еще не все. Купалой заинтересовались компетентные органы, обвиняя в поддержке мифической антисоветской организации «Саюз вызвалення Беларусi». Тот понимал, что Бровка в опасности, и попросил на какое-то время забыть его адрес и сжечь экземпляр его запрещенной трагикомедии «Тутэйшыя», который хранился в доме молодого литератора. На прощание мастер посоветовал коллеге написать что-то созвучное эпохе, чтобы выжить. Вскоре появилась поэма Петра «Сквозь горы и степи» (1932), посвященная Гражданской войне. Купала же пережил множественные допросы. В тот период для известных людей существовал необычный способ самозащиты — покаянное письмо в центральной прессе.

s zhenoj i synom 1955 god

Пётр Бровка (справа) с женой и сыном (1955 г.)

Этим пользовались многие, когда жизнь висела на волоске, например Корней Чуковский, Юрий Олеша. Вот и белорусский классик письменно публично повинился, сочинил несколько стихотворений в честь Сталина, и от него отстали.

Несмотря на старания соответствовать времени, Бровка тоже едва не угодил под каток репрессий. В 1937 году арестовали шестерых его друзей по давно расформированному литобъединению «Маладняк». И 25 марта собрание Союза писателей БССР выслушало его публичное раскаяние.

Взял на себя труд

В 1930-е вышли восемь сборников стихов Бровки. В 1934 году по его сценарию на студии «Белгоскино» сняли картину «Кто твой друг» о разоблачении расхитителей социалистической собственности. Примечательно, что роли в ней исполнили звезды первой величины тех лет: Николай Черкасов, Клавдия Шульженко.

В 1940-м литератора назначили редактором в журнале «Полымя», который возглавлял Михаил Лыньков. У печатного органа Союза писателей БССР в то время был не слишком большой тираж — всего 2 тысячи экземпляров. Выходило издание один раз в месяц.

В июне 1941 года Пётр с семьей сумел уехать из пылающего Минска. Добравшись до Москвы, отправился в военкомат записываться в добровольцы. Но поскольку у Бровки было плохое зрение, вместо винтовки ему выдали белый билет неподлежащего мобилизации. Однако отсиживаться в тылу он не собирался. Смог добиться разрешения отправиться на фронт в качестве военного корреспондента. Работал во фронтовой газете «За Савецкую Беларусь» вместе с Максимом Танком, Кондратом Крапивой и другими коллегами, сотрудничал с партизанскими печатными изданиями. В период войны вышли два его поэтических сборника, посвященных борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.

Будучи на фронте, Бровка ничего не знал о судьбе своей матери, которая осталась на оккупированной территории. Только после Победы выяснил, что она оказывала помощь партизанам. Об этом стало известно гитлеровцам от доносчика. Ее схватили и отправили в лагерь смерти Освенцим. Периодически там устраивали выборочные расстрелы. Ставили всех шеренгами, выводили каждого десятого и убивали. Как-то раз она оказалась девятой, а десятой была девушка из ее села. Решив, что свое пожила, мать поэта вызвалась встать под пулю вместо нее.

В 1945-м журнал «Полымя» возобновил деятельность. Издание возглавил Пётр Устинович. А спустя три года он стал председателем правления Союза писателей БССР, где проработал 20 лет. Охотно принимал в творческий союз выживших в лагерях реабилитированных товарищей. Во время хрущевской оттепели напоминал о бдительности и самоцензуре, повторяя фразу одного из молодых коллег «Учтите, вывески меняются легко, а жизнь и люди меняются гораздо дольше и сложнее».

Кабинетная работа не отлучила от творчества. Он продолжал сочинять стихи, переводил на белорусский язык произведения Владимира Маяковского, Александра Твардовского, Джорджа Байрона и многих других. Писал и прозу. Его роман «Когда сливаются реки» о строительстве ГЭС экранизировала Литовская киностудия.

С января 1967 года Пётр Устинович — главный редактор и фактический создатель Белорусской советской энциклопедии. Сумел сделать так, чтобы в нее вошли темы, которые считались исторически неоднозначными. Устроил все так, чтобы идеологи визировали макеты страниц. Ведь знал: мало кто из них читает книги вдумчиво — подмахнут не глядя. Так и вышло. С большим коллективом авторов работал над энциклопедией до самой кончины в 1980-м. Тогда же ему присвоили звание «Почетный гражданин города Минска». В 1982-м именем литератора назвали улицу в белорусской столице.

Еще материалы рубрики:

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Как Екатерина Карстен стала императрицей академической гребли

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Анатолий Ярмоленко: нужно быть честным и в любви, и на сцене, и в жизни

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Композитор Оловников сочинил десятки песен о героях Великой Отечественной

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Восхищался жизнью, несмотря на трудности. Каким был поэт Максим Танк

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Почти 40 лет отдал масштабному строительству в столице. Рассказываем о Викторе Мицкевиче