Не К-9, но тоже важная работа. Как канистерапия помогает детям с разными заболеваниями

В чем польза канистерапии и кому она помогает — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Канистерапия — это метод реабилитации с использованием обученных собак под наблюдением квалифицированных специалистов. Идея реабилитации детей с помощью специально обученных собак впервые была озвучена американским психиатром Борисом Левинсоном еще в начале 1960-х годов. Во время своих приемов он обратил внимание, что общение с животными вызывает у детишек положительные эмоции. С тех пор канистерапия (в народе — доготерапия. — Прим. авт.) получила широкое распространение на Западе. В Беларуси же данное направление стало развиваться относительно недавно.

Лохматый помощник

В Минске первыми продвигать канистерапию начали Юлия Алтунюва и ее золотистый ретривер Корса. Больше двух лет они оказывают психологическую, физиологическую, социальную и педагогическую поддержку ребятам с особенностями развития.

За плечами Юлии и ее верной помощницы годы учебы и практики. Они помогают детям в рамках волонтерской инициативы Минской городской организации Белорусского Общества Красного Креста «Доготерапия». В проекте задействованы 8 волонтеров.

Объявляем набор добровольцев с собаками и тестируем животных на наличие способностей к такой работе. Порода не имеет никакого значения, — рассказывает руководитель инициативы Юлия Алтунюва. —Если пес поддается дрессировке, начинаем с ним заниматься. Иногда приходят люди, которые горят желанием помогать, но их питомец не совсем готов. В таком случае мы отправляем его к специалисту, который корректирует поведение животного, затем проводим повторный экзамен. Если результат положительный, волонтер и собака приступают к лечению детей.

Хозяева четвероногих добровольцев также проходят подготовку. Обучаются у преподавателей Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова. Руководитель проекта подчеркивает: учиться приходится всю жизнь. Ведь канистерапевт должен обладать навыками педагога, психолога, кинолога, эрготерапевта и физиотерапевта.

Есть контакт

Я встретилась с Корсой на пороге Центра детского развития, который находится на улице Воронянского. Уткнувшись носом в ковер, собака-терапевт ожидала своего первого пациента.

На занятия по канистерапии приходят дети с разными диагнозами: ДЦП, синдромом Дауна, ранним детским аутизмом, синдромом Аспергера. «Прием» у четвероногого врача длится 20-30 минут. Все упражнения ребенок выполняет под чутким руководством терапевта. Маленькому пациенту, который имеет особенности в развитии, научиться управлять собакой, даже специально обученной, не так просто. Требуются большие усилия. Брать Корсу за поводок и гулять с ней по периметру комнаты — одно из любимых занятий ребят.

У Ани и Маши — синдром Дауна. Девочки гладят собаку, расчесывают. Аня посещает четвероного доктора уже три недели, Маша пришла сюда впервые.

Первые четыре занятия Аня знакомилась с собакой. Ребенок не контролировал свои силы, не понимал, что общается с живым существом. Сейчас дела обстоят намного лучше, — объясняет Юлия Алтунюва.

Девочки отдают команды Корсе, а педагог обращает их внимание на то, как животное реагирует. Это помогает малышкам улавливать связь между собственной речью и поведением лохматого доктора.

Дарить тепло

Для шестилетнего Гриши и его мамы Татьяны занятия канистерапией —острая необходимость. У мальчика ДЦП. Он плохо разговаривает, передвигается с помощью ходунков. На занятиях с собакой Гриша учится произносить слова, развивает мелкую моторику.

Очень важно, что при такой терапии ребенок с ДЦП не испытывает боли. Благодаря животному малыш забывает о дискомфорте, увлекаясь заданием, начинает двигаться активнее.

Раньше сын не умел открывать коробку с кормом. Теперь справляется, потому что нужно угостить Корсу, — рассказывают родители трехлетнего Эдварда, у которого синдром Аспергера.

Эдик украшает Корсу заколками, обнимает ее, смеется. Мама мальчика говорит, что ребенок при общении с собакой расслабляется и успокаивается.

Леша, посчитай колечки, которые висят на шее у Корсы, —канистерапевт обращается к следующему пациенту, имеющему расстройство аутического спектра.

— Один, два, три, четыре… одиннадцать, — сбивается со счета мальчик.

— Давай сначала. Не отвлекайся! Думай только о колечках!

— Леша очень рассеянный, — комментирует Юлия Алтунюва. — Благодаря общению с собакой мальчик учится концентрировать внимание на одном действии. Ребенок посещает специализированную школу. За последнее время у Алексея улучшилась успеваемость.

Учительница по математике сказала, что впервые увидела, как он заинтересовался задачей, — с улыбкой сообщила Ольга, мама мальчика.

Доктор Корса прощается с детьми — протягивает им лапу. Волонтерам и четвероногим друзьям предстоит проделать много работы — научить ребят преодолевать трудности, приспособиться к жизни в социуме. Но уже сегодня они заслуживают уважения за то, что нашли возможность уделить внимание и свое время особенным пациентам.

Подготовила Полина Шандрак, фото автора

 

Самое читаемое