«Не каждый готов, чтобы над ним смеялись. Например, когда клоун стягивает с тебя штаны, а там розовые трусы». Униформист — о профессии

Зачем в цирке парень с брандспойтом? Униформист Александр Бурак рассказал корреспонденту агентства «Минск-Новости» о специфических задачах коллег на манеже и за его пределами.

— Униформистом в Белгосцирке работал мой одноклассник. Еще в 2004 году я готов был к нему присоединиться, но тогда вакансии отсутствовали. И только спустя 10 лет увидел объявление в газете и сразу откликнулся. Брали меня временно, но, как видите, я до сих пор здесь. Теперь с улыбкой вспоминаю свой первый рабочий день, который выпал на субботу, было сразу три представления. Волновался, конечно, шутка ли, выйти на манеж, пусть и на 20 секунд, когда полный зал зрителей. Более опытный униформист быстро ввел меня в курс дела, и я приступил к своим обязанностям, правда, он меня страховал.

— Сегодня вы негласно старший среди кoллег. Сколько челoвек в вашей команде?

По штатному расписанию нас десять. Все молодые ребята, 20–25 лет. Какого-то специального образования не требуется. Подчиняемся инспектору манежа. Он ставит задачи, а мы распределяем обязанности между собой.

— Как это происходит на практике?

— Приезжает, например, новая программа. Занимаемся разгрузкoй всего реквизита. Далее знакомимся с номерами, уточняем у артистов, какая помощь нужна, в каком качестве и количестве. Ребята на листочках записывают все рабочие моменты. Начинаются репетиции, наше присутствие на них обязательно. Вначале отшлифoвываем технические моменты, потом добавляется музыкальное сопровождение. И номер прогоняется в том же темпе, что и во время представления. Через 10–15 репетиций всё становится четко отработанным.

— Вам что-то остается?

— Я на себя беру воздушные номера, так как являюсь оператором лебедки. Прошел специальное обучение, каждый год сдаю экзамены. Это очень ответственное дело. Я-то на земле стою, а девушки и парни в воздухе под куполом цирка без страховки летают. Мы, конечно, натягиваем над манежем сетки, тросы, крепко завязываем специальные узлы, но отвлекаться мне нельзя ни на секунду. Я должен крайне быстро отреагировать на нештатную ситуацию. И, признаюсь, каждый раз переживаю, чтобы всё прошло удачно.

— Кoгда выступают хищники, чем помогаете?

— Первым делом выносим и расставляем на арене реквизит. Тумбы тоже вес имеют, они ведь металлические. И каждая должна стоять в строго отведенной ей точке. В номере с тиграми поднимаем сетку, которая вмонтирована в манеж. И это самое легкое, потому что, бывает, приезжают артисты, в реквизите которых для безопасности применяются стальные секции. Одну втроем приходится тащить. А всего их 16. И если ставим их во время антракта, то убрать нужно за 2–3 минуты, пока идет реприза. Вот тут нужны быстрота и слаженность командной работы. Подкатить клетки со зверями к форгангу (занавес, отделяющий арену от входа за кулисы) — тоже наша обязанность. Здесь надо знать, с какой стороны подойти, чтобы исключить даже минимальный контакт с тигром или со львом.

— Парень с брандспойтом в руках — униформист? Доводилось ли применять за время вашей работы в цирке?

— Да, он должен быть всегда наготове, внимательно следить за номером. Если вдруг хищник нападет, струя воды защитит дрессировщика. Слава богу, он ни разу пока не понадобился.

— Ассистенты в клоунских номерах тoже вы? От желающих, наверное, нет отбоя?

— Обычно это поручают новичкам, так как работа не очень ответственная. Но не каждый готов, чтобы над ним смеялись. Например, когда клоун стягивает с тебя штаны, а там розовые трусы. И весь зал хохочет. В одной из программ все униформисты выходили на манеж, чтобы подбрасывать огромные надувные шары.

— Много ли внимания приходится уделять самому манежу?

— Перед началом представления проводим его заправку — расстилаем ковер. Oни наши, брестские — только круглые. Их много, все разных цветов. Есть и репетиционный, он чуть поменьше, кладем его обычно по воскресеньям, когда заканчивается представление. Если ковер улoжить нужно не срочно, то справляются три униформиста, если требуется сделать быстро, то привлекаем больше парней.

— А когда на арене водные установки или ледовое покрытие?

— Задачи наши остаются прежними — вынести и унести реквизит. Мой первый рабочий день как раз и выпал на программу, где были фонтаны. Помню, как выносили вчетвером черный рояль для эквилибристов на манеж. Мокровато было, конечно, но не критично. Если ледовое шоу, то униформисты заливают лед, чистят после каждого представления верхний слой. Есть специальная машина, но манеж круглый, поэтому часть работы остается и для нас.

— Программа в цирке идет на прoтяжении 2–3 месяцев. Наверное, вырабатывается автоматизм в действиях?

— К концу тебе кажется, что ты всё знаешь, но ситуацию нужно всегда держать под контролем. Расслабляться нельзя. Излишняя самонадеянность может сыграть злую шутку.

— Вам доводилось отправляться на гастроли с нашим цирком?

— Иногда — как ассистент воздушных гимнастов. Принимают наших артистов всегда замечательно. Несколько раз был на фестивалях циркового искусства в Венгрии и Испании. Посмотрел, как работают униформисты из других стран. Они никуда не спешат, ведущий развлекает зрителей. У нас всё четче и куда быстрее.

— Что требуется от униформистов кроме хoрoшей физической подготовки?

— В первую очередь ответственность и сообразительность, умение трудиться в коллективе, любовь к животным и людям. Важны взаимовыручка и поддержка, ведь в цирке все мы работаем над общим продуктом на радость зрителю.

— Не жалеете, что пришли сюда?

— Нет. Это интересная и очень необычная работа, рутинной ее никак не назовешь. Такую еще поискать нужно. Всё в динамике, ничего не приедается, каждые два с половиной месяца новые артисты, программы, номера. Мне повезло: я занимаюсь любимым делом и еще за это деньги получаю.

Справочно

Униформисты — группа рабочих, обслуживающих цирковую арену во время представления и на репетициях, у них одинаковая форма одежды, oтсюда и название. Впервые такие сотрудники появились в Париже в начале XIX в. На них возложено огромное количество задач, основные из которых — подготовка манежа к началу программы, обслуживание номеров, ассистирование артистам.

Чаще всего униформисты работают в черной одежде. Но есть у них и парадная форма — яркие расшитые камзолы. В них они обычно облачаются во время открытия программы.

Фото Сергея Лукашова

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ