Не знаю, как для вас, а для меня символично, что День печати у нас отмечают 5 мая, а День работников радио, телевидения и связи — 7 мая. Другие страны постсоветского пространства разбросали корпоративные журналистские праздники по всему календарю, в Беларуси же остались верны традиции.
Верны традиции мы и в том, что эти праздники — по-прежнему повод профессиональному сообществу отметить достойные журналистские работы, а местной власти — наградить лучших представителей печатных и электронных СМИ, работающих на благо региона и людей. В который раз откроется выставка «СМI ў Беларусi»… Нужно ли идти дальше в пиаре? На мой взгляд, наше время, в котором СМИ так активно развиваются, преображаются, трансформируются, требует и новых форм представления профессии обществу. Той же имиджевой «СМI ў Беларусi» вполне по силам раздвинуть стены выставочного комплекса и хотя бы на день выйти, скажем, в парк Победы или парк Горького. «Идите к людям», — посоветовал недавно Президент страны, обращаясь к чиновникам, ищущим решение проблем. Вот и нашей профессиональной выставке, пожалуй, время расширить формат и встретиться с читателями, зрителями, слушателями на новых открытых площадках. И найти там новых молодых поклонников… Как, к слову, это креативно делают в российской столице на масштабнейшем фестивале московской прессы на Поклонной горе и как дважды это делало наше агентство «Минск-Новости», проводя в парке Горького свой фестиваль столичной прессы — с конкурсами, показательными выступлениями спасателей на воде и на суше, концертом, выставками детских рисунков, солдатской кашей, угощениями от предприятий…
Почему так важно государственным медиа искать новые форматы общения с аудиторией? СМИ сегодня особенно активно формируют картину мира и общественное мнение. И не случайно теме получения объективной и качественной информации Александр Лукашенко уделил особое внимание во время «Большого разговора…». По его мнению, главным противовесом информационным вбросам, будоражащим общество, остаются авторитетные издания и авторитетные авторы. Соблюдающие законы профессиональной этики и нормы морали, уважающие аудиторию. Трудно не согласиться: сказанное журналистами слово вполне может нарушить равновесие в обществе…
В пору моей студенческой юности к ответственности за слово и призывать не требовалось — это было аксиомой профессии. Не забыть, как меня, студентку-практикантку, закрыл в своем кабинете легендарный заведующий отделом культуры «Советской Белоруссии», ветеран Великой Отечественной Роман Ерохин: «Пока не отточишь текст, не выйдешь». Два часа сидела взаперти… Потом Роман Евсеевич, пока был жив, не раз звонил мне с похвалой за меткое слово, за верную интонацию…
О силе слова — в коротенькой притче.
Однажды путник на дороге наткнулся на огромный камень. Наткнулся и закричал:
— Эй, камень, убирайся с дороги, ты мне мешаешь!
Но камень — ни с места. Тогда путник начал его ругать. Долго ругал, а тот хоть бы пошевелился. Вскоре к камню подъехал всадник. Путник ему и говорит:
— Видал? А еще говорят, что сильнее слова ничего нет на свете. Я целую гору слов наговорил, а камень ни туда ни сюда. Лежит и пройти не дает!
Всадник слез с коня, обвязал камень веревкой, и конь оттащил его с дороги.
— Вот это другое дело, — удовлетворенно сказал путник.
— Э-э нет, — ответил всадник. — Слово-то все-таки сильнее всего на свете. Ты мне сказал, что камень тебе мешает, я его и убрал. А когда ты слова на ветер бросал, у тебя ничего и не получалось.