Не оплачивайте услугу по ремонту техники авансом. Реальные истории из жизни потребителей
Одна и та же фирма уже дважды замечена в попытках починить сложнобытовую технику. В обоих случаях удачно получалось только взять аванс, а вот с ремонтом возникали сложности. Подробности корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала председатель общественного объединения «Онлайн защита потребителя» Анна Шилько.
Стабильность – признак кривых рук
— Первая пострадавшая обратилась к нам в апреле 2022 года, — рассказывает А. Шилько. — У минчанки сломался холодильник. Через интернет она нашла фирму, обещавшую «ремонт бытовой техники в день обращения». Это было важно, так как продукты могли испортиться. Мастера явились в точно оговоренные сроки. Исследовав агрегат, они запросили 200 рублей задатка, после чего ушли, по их словам, за деталями. На следующий день с утра пропал и диспетчер фирмы. Еда в холодильнике портилась, ремонтная организация на звонки не отвечала. Через некоторое время все же удалось установить связь, на другом конце провода пообещали решить проблему, но позже, так как сейчас, мол, все заняты. Видимо, осваивали полученный аванс. Хозяйка выбросила содержимое холодильника в помойное ведро и отправила письменную претензию в адрес фирмы. Полученную бумагу проигнорировали. Отчаявшись, минчанка обратилась к нам, а мы составили исковое обращение в суд.
После судебных прений договорились разойтись мирно. Ответчик возвращает задаток и выплачивает пострадавшей 100 рублей отступных за испорченные продукты и нервы.
По словам собеседницы, второй случай произошел в мае. Пострадавшей была другая горожанка, а вот фирма та же. На этот раз предстояло починить стиральную машину. Сделать это на дому мастерам оказалось не с руки, они забрали технику с собой, а вместе с ней и 390 рублей аванса. Восстановительные работы заняли две недели, но, как говорил Жванецкий, ремонт нельзя закончить, его можно только прекратить. Возвращенная хозяйке машина не стирала.
Дальше — как и в первом случае. Письменная претензия, отказ вернуть деньги, исковое заявление в суд. На слушаниях представители фирмы выражали готовность вновь забрать машину, чтобы ее дочинить. Наша подзащитная возражала и требовала компенсации морального вреда. И на сей раз стороны разошлись мирно. Истцу возвращен аванс и 100 рублей сверху.
Есть пословица: «Стабильность — признак мастерства». В этой истории стабильны лишь результат и кривые руки.
Выставочный экземпляр
— Житель Оршанского района Витебской области приобрел в своем райцентре новый смартфон. Во всяком случае, он рассчитывал, что новый, — продолжает А. Шилько. — Покупка осуществлялась в салоне связи, телефон находился на витрине и стоил недешево. Продавцы проверили аппарат, все работало. Вишенка на торте — оформление рассрочки. Новый товар, что говорить. Уже дома, изучая функциональные возможности своего приобретения, молодой человек с удивлением обнаружил, что смартфон успел многое повидать. В памяти мобильного устройства хранились фотографии салона, присутствовала какая-то видеосъемка. Оказалось, потребителю продали выставочный образец. Понятно, что вещь еще не б/у, но тем не менее. Также покупатель выяснил, что телефон находился в рабочем режиме более 5 000 часов, то есть почти семь месяцев. Желание им пользоваться угасло окончательно.
Молодой человек вернулся в салон и попросил заменить выставочный товар. Продавцы лишь пожали плечами: «А на каком основании? Телефон работает, сколов и царапин на нем нет, так что пользуйтесь». Парень потребовал Книгу жалоб и предложений, оставил в ней соответствующую запись. Салон связи потратился на почтовый конверт и в ответном письме повторил занятую позицию. Правовых оснований для удовлетворения требований гражданина не имеется. Смартфон рабочий, исправный, поэтому замене не подлежит. Тупик? Да, если не знать Закона «О защите прав потребителей». В нем есть статья 16, регламентирующая гражданско-правовую ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре. О каких-либо заменах в статье не говорится. Но, если он скрыл важные сведения о товаре, а в нашем случае все именно так, покупатель имеет право расторгнуть договор и потребовать возврата денег. Исходя из буквы закона, в своем ответе салон связи должен был дописать: оснований для замены телефона нет, но можем вернуть деньги. А этого не сделали.
Мы помогли молодому человеку составить письменную претензию на имя продавца. Ссылаясь на упомянутую статью, мы обосновали требования: либо расторжение договора, либо замена аппарата. Выбор за продавцом. Полагаем, что наш подзащитный вправе рассчитывать на материальную компенсацию причиненного вреда. Переживания и беспокойство, связанные с нарушением его прав потребителя, тоже чего-то стоят.
Если же продавец не захочет уладить конфликт предложенными способами, подадим исковое заявление в суд. В этом случае суммы, предъявляемые к выплате, будут гораздо выше.