Не поверите: крокодил Гена и Чебурашка жили в Минске! А создал их наш земляк Леонид Шварцман

Не поверите: крокодил Гена и Чебурашка жили в Минске. Жив и создатель их образов на экране. Нашему земляку 30 августа исполнился 101 год! Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Чья прическа у Шапокляк

В России Леонида Шварцмана называют отечественным Диснеем. Он как художник-постановщик явил миру мультфильмы про крокодила Гену и Чебурашку, котенка по имени Гав. Рассказал с экрана про 38 попугаев и дядю Степу — милиционера. Его кисти принадлежат удивительные полнометражные мультипликационные шедевры, такие как «Снежная королева» (1957), «Аленький цветочек» (1952), «Золотая антилопа» (1954), и десятки других. Они ничуть не проигрывают красочным диснеевским, созданным в те же годы. А всё потому, что в 1945-м, поступая во ВГИК и собираясь стать художником игрового кино, Леонид увидел американский мультфильм про олененка Бэмби и понял, что займется мультипликацией и сделает ее лучше, чем у идеологических соперников!

Немига в зарисовках

Родился художник в Минске в 1920 году. Семья жила на Раковской, и его детство проходило в не существующих сегодня кварталах старой Немиги. Эти улицы вместе с Советской (ныне проспект Независимости), Карла Маркса перекочевали в постановки мультипликатора, прежде всего в цикл про крокодила Гену и Чебурашку. Например, Чебурашка идет в школу, похожую на довоенную 4-ю, что и сейчас стоит на улице Красноармейской. Результаты труда художников — не только плоды фантазии. Они привносят в свои произведения мелочи и штрихи из жизни. Например, собранные в пучок на затылке волосы Шапокляк Шварцман позаимствовал у тещи — Нины Домбровской, которая преподавала иностранные языки в московской спецшколе (среди ее учеников — сын Сталина Василий).

Сам Леонид учился в 5-й школе на улице Ленина (сегодня на этом месте жилые дома № 7, 9 и 11). Напротив до войны находился старый почтамт. Теперь там корпус Нацбанка. Потом мальчик перешел в 42-ю школу, располагавшуюся в бывшем доме губернатора на площади Свободы рядом с костелом Пресвятого Имени Пресвятой Девы Марии.

Родители парня были глубоко верующими иудеями. Пытались и Леонида приобщить к вере, в течение года к нему приходил раввин-богослов. Но в конечном итоге слегка шлепнул парня по затылку и назвал безбожником. Чего он еще хотел от советского подростка?

Триумфальное шествие

В 1935-м Леонида отдали в художественную студию, где преподавал Валентин Волков, позже создавший известное полотно «Минск. 3 июля 1944 года». Существовала великолепная традиция выставлять рисунки ребят в витринах магазинов на центральной Советской улице. Серию зарисовок Шварцмана на тему «Приключений Гулливера» Джонатана Свифта выставили в витрине ГУМа!

В 1938-м, переехав в Ленинград, где жила сестра, юноша поступил в школу при институте живописи, скульптуры и архитектуры. Это что-то вроде художественного училища. Студенческие годы всегда радужные. Но времена были непростые. Однажды его приятель, иллюстратор Георгий Храпак, шел на встречу с друзьями, немного запаздывая. Оказавшись на месте, увидел, что машина с приятелями уже отъезжает. Еще подумал: откуда у них автомобиль? Бросился наперерез, дескать, подождите, меня забыли. Оказалось, это был арест. Храпака тоже забрали, вернулся через 10 лет.

Когда в 1941-м Леонид закончил учебу, началась война. Чтобы выжить, устроился на Кировский завод. Управленцы предприятия, узнав, что их токарь еще и художник, поручили ответственное дело: нарисовать портрет Кирова. Получилось. Так к токарному делу добавилось полставки оформителя. Завод успели эвакуировать в Челябинск, где до конца войны Шварцман стоял у станка. Правда, до отъезда поучаствовал в защите города на Неве, удостоен медали «За оборону Ленинграда».

Леонид Шварцман и Иван Уфимцев во время съемок кукольного мультфильма из серии «38 попугаев» 1978 г.

После Победы Леонид отправился в столицу. Окончив ВГИК, пришел на «Союзмультфильм». В 1950-е годы остро встал вопрос о создании мультипликационных эпических и народных сказок. Требовали, чтобы в них присутствовали полноценные образы положительных героев, а не утрированные мультяшки. Поэтому до прорисовки персонажей подготавливались снятые на пленку сцены, сыгранные живыми актерами. Потом под специальными столами с мини-экранами устанавливали проекторы. Изображение проецировалось. Художники покадрово обводили отснятый материал, превращая его в анимацию. Метод назывался ротоскопированием, или, по названию столиков с экранами, эклером. В своем первом полнометражном мультфильме «Аленький цветочек» совместно с коллегой Александром Винокуровым и группой мультипликаторов Шварцман смог добиться удивительной натуральности образов. Хотя, казалось бы, что особенного: обвел линии — и все дела. Но нет. Переведенное изображение подвергалось переработке, изменялись пропорции и многое другое.

Мультфильм «Золотая антилопа» режиссера Льва Атаманова, где главным художником вновь был Шварцман, получил почетный диплом VII Каннского международного кинофестиваля за высокие художественные качества, диплом I Британского международного кинофестиваля в Лондоне. Сейчас откуда-то взялось мнение, что советскому кино и мультипликации было далеко до западных аналогов, а ведь это не так.

В следующем полнометражном мультфильме «Снежная королева» Леонид сделал акцент на главной отрицательной героине. Внешность Снежной королевы рисовали тем же способом ротоскопирования с озвучивавшей ее актрисы Марии Бабановой. Остальных придумывали с нуля. И снова первая премия на IX МКФ для детей и юношества в Венеции, приз за полнометражный мультфильм XI МКФ в Каннах, первая премия на Международном фестивале анимационных фильмов в Риме.

Советские мультфильмы закупали для показа десятки стран. Государство имело колоссальную прибыль, исчисляющуюся миллионами. Леонид Шварцман, человек, имевший к этому прямое отношение, по его собственному признанию, всегда оставался равнодушен к деньгам. За границу на фестивали выезжал постоянно. Западные коллеги думали, что он давно состоятельный человек. А Леонид на скромные суточные и командировочные закупал отсутствовавшие в СССР фломастеры, дефицитные на родине виды красок, кистей. Супруга Татьяна, с которой Леонид Аронович прожил на сегодняшний день 70 лет, не обижалась на отсутствие презентов из-за рубежа. Так как она тоже художник, понимала: качественные средства производства для мультипликатора намного важнее безделушек.

Камень преткновения

Хоть Шварцман создал десятки популярных мультфильмов, долго не утихали скандалы вокруг одного. Поскольку Чебурашка стал даже талисманом сборной России на летних Олимпийских играх 2004 года в Афинах, не говоря уже об использовании его образа в рекламе, к Леониду Ароновичу часто обращались с вопросом об авторском праве. Все коллеги знают, что визуальный типаж придумал именно он, но дивиденды достались только покойному ныне писателю Эдуарду Успенскому и его наследникам. Мультипликатор всегда отвечал, что никогда не получал авторских гонораров, жил на зарплату «Союзмультфильма». Дополнял, что Успенский создал образ Чебурашки как писатель, а он нарисовал этого персонажа как художник. В книге «Крокодил Гена и его друзья» есть только одно описание героя под этим именем. Автор во вступлении вспоминает: когда он был маленьким, ему родители подарили бракованную игрушку, это был мохнатый зверек с огромными желтыми глазами, как у филина, с крупной круглой заячьей головой и с маленьким хвостиком, как у медвежонка. Про большие уши ни слова. Как мы помним, у всем известного бренда глаза вовсе не желтые, а карие, детские. Хвостик тоже отсутствует, а уши заметные. Шварцман вспоминал, что над Чебурашкой работал почти весь подготовительный период, а он длился полгода. Персонаж был необычным. Довольно часто приходил режиссер Роман Качанов, знакомился с набросками, они обсуждали, спорили. Эдуард Успенский ни разу не появился в процессе работы и не видел рисунков мультипликатора.

Такого всенародного успеха не ожидали. Когда прокатилась волна популярности, никто, кроме Успенского, так и не смог юридически оформить хоть малую долю прав на персонаж. Не прозвучало также слов благодарности и заявления о том, что Шварцман имеет отношение к Чебурашке. Даже в Японии, где мультгерои очень полюбились и уже снято гораздо больше, чем в СССР, серий с их участием, все считают единственным создателем бренда Успенского. Не в нашем менталитете плохо говорить о том, кто уже не может ответить. Но сам Успенский неоднократно заявлял, что Чебурашка — только его детище. В комментариях Леонид Аронович сетовал: «Я знал, что Успенский со многими судился. Я не смог доказать авторство. Не готовился к этому, когда рисовал, не фиксировал аргументы, в голову не приходило, что можно отрицать очевидное. Смешно и нелепо, что Чебурашка «сам появился» из «желтых глаз» и «головы зайца». Из ниоткуда! Что теперь говорить-то. Нужны ли Успенскому деньги на том свете? А вот память, которая останется после нас, важна. Сейчас для меня главное — здоровье и жена рядом. А остальное и так есть, включая воспоминания о детстве, частичку которых я вложил в мультфильм».

Благо на довоенный Минск в мультфильме никто не может оформить авторские права! Того города просто не существует. Он остался в памяти художника и в кукольной стране, где всё еще живет Чебурашка.

Еще материалы рубрики:

Первый в мире патент на геликоптер в 1912 г. получил гомельчанин Федор Евстафьев. История изобретения

Спецоперация НКВД. Зачем одного из лучших архитекторов Минска Александра Воинова в 1943-м доставили на Лубянку

Как житель Бреста стал британским изобретателем, меценатом, одним из королей табачного бизнеса Европы

Изобрел чудо-вакцину и подарил ее людям. История жизни Альберта Сейбина, спасшего миллионы жизней

Как минчанин Лазарь Лагин сочинил сказку о старике Хоттабыче

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ

«Нужно принять ситуацию и идти дальше» — начальник команды «МАЗ-СПОРТавто» о недопуске к участию в «Дакаре-2022»

С 2 по 14 января в Саудовской Аравии пройдет ралли-рейд «Дакар-2022» с участием мотоциклистов и команд грузовых и легковых экипажей со всего мира. Однако команда «МАЗ-СПОРТавто» не числится в участниках гонок, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Фото Eric Vargiolu / DPPI

В последних числах ноября дирекция организаторов ралли уведомила команду «МАЗ-СПОРТавто» о недопуске к погрузке техники на паром и участию в ралли-рейде «Дакар-2022». Организаторы провели пресс-конференцию, после которой из списка участников были исключены экипажи № 502 под управлением Сергея Вязовича, № 507 под управлением Алексея Вишневского и № 517 под управлением Александра Василевского. Отметим, что эти пилоты в этом году внесены в список приоритета FIA-2022.

— Мы сильно расстроены, но нужно принять ситуацию и идти дальше, — комментирует пилот, начальник команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. — Развернули нас в тот момент, когда мы уже пересекли границу. Для нас это было полной неожиданностью, ведь мы все время держали связь с организаторами гонки. Обе стороны знали положение, но никто не мог предполагать, что в момент погрузки произойдет такая ситуация.

На запрос команды и Белорусской автомобильной федерации о причинах недопуска экипажей «МАЗ-СПОРТавто» к гонке 1 декабря был получен официальный ответ, в котором организаторы ралли объявили о невозможности допуска «МАЗ-СПОРТавто» к состязаниям, ссылаясь на постановление ЕС, где уговорится: «Никакие средства или экономические ресурсы не могут быть прямо или косвенно доступны физическим или юридическим лицам, организациям или корпорациям, находящимся в списке лиц и организаций (куда включен и Минский автомобильный завод), в отношении которых применяются ограничительные меры».

— «Дакар» — это большая семья, все друг другу помогают, несмотря на соревновательный момент. Нам оказали поддержку и команды, и болельщики, — сказал С. Вязович. — Но все равно есть чувство, будто эта семья от нас отказалась. Обидно слышать некоторые высказывания от организаторов гонки, ведь мы на протяжении долгих лет притягивали большое внимание к соревнованиям. Хочу подчеркнуть, что команда «МАЗ-СПОРТавто» выступала и будет выступать только на своей технике, несмотря на то что на ней присутствует логотип.

Смотрите также:

Начальник Республиканского волонтерского центра: «Волонтерство носит стихийный характер»

доставка сельхозпродукции волонтерыВ Доме прессы во время пресс-конференции, приуроченной к Международному дню волонтера, о ближайших планах Республиканского волонтерского центра рассказала и.о. начальника учреждения Виктория Захаревская, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

С каждым годом волонтерское движение набирает обороты. Однако такая деятельность в большинстве случаев носит стихийный характер и нуждается в планомерном развитии. Поэтому Республиканский волонтерский центр организовывает ряд проектов, ставших уже традиционными, и занимается информационно-разъяснительной работой. Например, в ноябре в социальных сетях стартовал информационно-просветительский проект «Про волонтерство». Планируется, что каждый месяц будет посвящен определенному направлению такой деятельности. В декабре будем уделять внимание помощи детям, — отметила В. Захаревская. — С 8 декабря совместно с Национальным академическим драматическим театром им. Максима Горького проведем благотворительные показы спектаклей для детей из социальных учреждений и малоимущих семей. Активно в мероприятии задействуем волонтеров. Они будут не только сопровождать юных зрителей, но и проводить для них развлекательную программу перед началом представления. Кроме того, в преддверии Международного дня волонтера состоится награждение лучших в данной сфере.

Читайте также:

В 2021 г. молодежь активно задействовали в волонтерском движении

Смотрите также:

За прошедшую неделю ГАИ Минска оштрафовала 50 водителей грузовиков за парковку на улицах города

грузовик парковка штрафВ Минске продолжают усиленный контроль за соблюдением правил остановки и стоянки водителями грузовых автомобилей. Только за прошедшую неделю инспекторы ГАИ привлекли к ответственности 50 нарушителей, сообщил на заседании рабочей группы по вопросам благоустройства и содержания городских территорий заместитель начальника УГАИ ГУВД Мингорисполкома Андрей Зырянов, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Парковка грузовых автомобилей на улицах города носит эпизодический характер, за исключением ул. Бабушкина, где такие нарушения системны, отметил А. Зырянов.

Он добавил, что водители зачастую оставляют большегрузы на окраинах в спальных районах, неподалеку от своих домов. Но такие случаи пресекаются, в том числе с помощью блокираторов колес. С начала года к ответственности привлекли 1 526 водителей фур.

Заместитель председателя Мингорисполкома Александр Дорохович акцентировал внимание на проблеме парковки вдоль улиц транспорта, который по своим габаритам сопоставим с грузовиками, но имеет массу менее 3,5 т, из-за чего не подпадает под ограничения на парковку. Фургоны, микроавтобусы так же, как и фуры, заслоняют обзор и препятствуют дорожникам в уборке и противогололедной обработке улиц. Он потребовал найти способ разрешения этой ситуации.

— Видим, что вдоль улиц отстаиваются маршрутные такси. С ними должен провести работу оператор — ГУ «Столичный транспорт и связь», — добавил А. Дорохович.

Во время обсуждения была также затронута тема автохлама. Замначальника столичной Госавтоинспеции рассказал, что инспекторы объехали основные и каркасные улицы и выявили там 49 транспортных средств, выглядящих как неэксплуатируемые. Информацию об их местоположении и владельцах передали в администрации районов для дальнейшей работы. В Партизанском и Фрунзенском районах на основных транспортных артериях таких машин не обнаружено.

Смотрите также:

В «Белавиа» рассказали, отразится ли введение санкций против авиакомпании на полетах и ценах на билеты

Национальная авиакомпания «Белавиа» выступила с официальным заявлением в связи с введением санкций со стороны западных государств, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

белавиаВ компании напомнили, что работа «Белавиа» в сложных условиях продолжается уже на протяжении полугода: к ограничениям на перелеты в связи с распространением COVID-19 добавились запреты на выполнение полетов в ряд стран.

По информации авиакомпании, после введения ограничений пришлось сократить парк воздушных судов до 15 самолетов, и этого числа лайнеров достаточно, чтобы осуществлять перевозку пассажиров в соответствии с зимним расписанием — как на регулярной основе, так и чартерных рейсов. К летнему сезону «Белавиа» планирует дополнительно приобрести самолеты в собственность и заключить договоры лизинга с компаниями, не являющимися резидентами ЕС.

В авиакомпании заверили, что подавляющее большинство запланированных рейсов будет выполняться по расписанию и возможны лишь точечные корректировки на протяжении сезона, которые могут быть связаны с оптимизацией ротации самолетов и построением оптимальной стыковочной базы.

«Не стоит волноваться: введенные ограничения не отразятся на возможности выполнения полетов, которые уже запланированы в текущем расписании. Вы можете смело планировать отпуск на зимних каникулах. Риска застрять в чужой стране нет. Государства, в которые сейчас выполняются полеты, открыты для «Белавиа», новые ограничения не повлияют на их доступность, рейсы будут выполняться в соответствии с расписанием», — говорится в заявлении «Белавиа».

Что касается стоимости перелетов, то в авиакомпании пояснили: она меняется динамически и зависит от текущей и прогнозируемой загрузки рейсов, спроса на авиаперевозки по конкретному направлению и других факторов. В связи с введенными санкциями цена на перелеты не изменится.

Смотрите также:

За пешеходами глаз да глаз. Как инспекторы ГАИ обеспечивают безопасность на дорогах

Наезд на пешеходов в Минске по-прежнему остается одним из наиболее распространенных видов дорожных аварий. В большинстве случаев в результате подобных происшествий люди получают серьезные травмы и даже гибнут. Корреспондент агентства «Минск-Новости» отправился с экипажем ДПС по дорогам Советского района, чтобы из первых уст узнать, как налажена профилактическая работа по предупреждению ДТП с участием пешеходов.

Сотрудники ГАИ не перестают следить за тем, как водители и пешеходы соблюдают ПДД. От этого во многом зависит безопасность.

По данным ГАИ, за 10 месяцев 2021 г. на территории Советского района зарегистрированы 17 наездов на пеших участников движения, в семи случаях виновниками этих происшествий признаны пешеходы. К административной ответственности привлечены 3 702 прохожих, 224 из которых в момент нарушения правил находились под воздействием спиртного. В список нарушителей правил занесены имена 1 930 водителей, которые нарушили правила проезда пешеходных переходов. Вот недавний пример. 30 ноября около 21:16 при движении по ул. Я. Коласа 31-летний водитель Opel не предоставил преимущество в движении пешеходу, который пересекал дорогу на разрешающий сигнал светофора. В результате происшествия 21-летняя девушка с травмами была доставлена в учреждение здравоохранения.

Что же толкает людей на необдуманные поступки, которые зачастую приводят к тяжелым последствиям? По словам инспекторов, этому способствуют излишняя самоуверенность и игнорирование элементарных мер безопасности.

 

Отдельная тема — пожилые люди. Седовласых нарушителей правил частенько можно наблюдать на ул. В. Хоружей в районе Комаровского рынка. Спускаться в подземный переход им тяжело, а идти лишние 50 м к регулируемому переходу не всегда хочется. Вот и направляются по кратчайшему пути через проезжую часть к остановочному пункту. А то что кругом ездят машины, троллейбусы и автобусы, так ничего, объедут.

Проезжаем по ул. Кульман со стороны той же Комаровки. Транспорта здесь всегда много. Паркуются зачастую с нарушением правил. Инспекторы обращают внимание на легковушки, стоящие в зоне действия знака, запрещающего остановку и стоянку, да еще меньше чем в 15 м от нерегулируемого перехода. А это небезопасно для прохожих и тех, кто едет за рулем. Водителей возле машин не наблюдается. Поэтому выход один — эвакуация. Volkswagen уже прихвачен за колеса и вот-вот оторвется от земли. Дальше автомобиль поместят на платформу эвакуатора и повезут на охраняемую стоянку. Хозяину придется немало потрудиться, чтобы вернуть машину. К тому же придется оплатить штраф, услуги по отбуксировке и хранению. А ведь мог не рисковать, а припарковаться где-нибудь в стороне от рынка, где это разрешено.

Стоящие не по правилам машины ухудшают обзор, — отмечает инспектор ДПС отдела ГАИ Советского РУВД Антон Казицкий. — Из-за препятствия водители не всегда могут вовремя среагировать на появление человека на переходе.

С ул. Кульман поворачиваем направо на ул. Я. Коласа. Движемся в направлении пр. Машерова.

На ул. Красной замечаем, как с пр. Машерова для пешеходов и водителей загорелся зеленый свет. При повороте налево Kia не пропускает идущего, хотя автомобилист обязан был притормозить. Это и послужило поводом для остановки. А. Казицкий просит предъявить документы для проверки. Попутно интересуется, какая резина установлена на колесах. С 1 декабря должны быть зимние шины. С этим у водителя все в порядке.

Женщина, сидящая за рулем, призналась инспекторам, что спешила забрать детей из школы, поэтому не заметила пешехода. Вину свою признала. Поскольку ранее подробных нарушений не допускала, на первый раз ограничилась предупреждением. На прощание инспекторы рекомендовали впредь быть внимательнее на дороге.

— Водителям, подъезжающим к пешеходному переходу, необходимо снижать скорость вплоть до полной остановки, напоминает инспектор ДПС Виталий Киеня. — Пешеходы должны пересекать проезжую часть по обозначенным переходам, убедившись в том, что выход на проезжую часть безопасен. Однако далеко не все соблюдают эти правила. Поэтому на опасных участках улиц безопасность пешеходов в эти дни обеспечивают экипажи ГАИ, а также представители других служб столичной милиции.

Фото и видео автора

Смотрите также:

Президент — о последствиях санкций для западных дипломатов: «Мы никого не будем вышвыривать»

В Беларуси не планируют настаивать на быстром отъезде западных дипломатов из-за введенных против республики санкций. Об этом 3 декабря заявил Президент Беларуси Александр Лукашенко, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на БелТА.

Глава государства отметил, что спустя сутки после введения очередного пакета санкций против Беларуси ряд дипломатов, представляющих западные страны, забеспокоились о том, что их могут выдворить из страны.

— Должен их успокоить: мы ни у кого чемоданы и то, что в чемоданах, отбирать не собираемся, — сказал А. Лукашенко. — Мы никого не будем вышвыривать. Мы будем делать это цивилизованно в соответствии с нормами международного права. Поэтому вы меня услышьте — те, кто чемоданы пакует: успокойтесь, положите свои чемоданы обратно. Если мы вам объявим о том, что вы персонами нон грата объявляетесь, у вас будет время для того, чтобы взять эти чемоданы и уехать. Хотя это ваше право.

Фото БелТА

Смотрите также:

Всегда ли пешеход прав? Судебные эксперты рассказали, как проводят автотехнические экспертизы

О том, как проводят автотехнические экспертизы, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказали в управлении Государственного комитета судебных экспертиз по г. Минску.

Фото носит иллюстративный характер

В связи с ежегодным увеличением в столице количества зарегистрированных транспортных средств возрастает и риск ДТП, в которых страдают не только автомобили, их водители и пассажиры, но и пешеходы. Причинами аварий могут быть недостаточное знание участниками Правил дорожного движения и, как следствие, их несоблюдение, банальная невнимательность и неисправность автомобилей.

Когда необходимо определить, как должен был действовать водитель в создавшейся ситуации, имел ли он техническую возможность выполнить предусмотренные ПДД действия и предотвратить аварию с учетом особенностей конкретного случая, дорожных условий и состояния транспортного средства, на помощь приходят судебные эксперты Государственного комитета судебных экспертиз, специализирующиеся на проведении автотехнических экспертиз.

— Назначение экспертизы для оценки действий водителя обязательно, если дорожно-транспортное происшествие было совершено в результате создания внешней помехи движению транспортного средства и/или водитель вынужден был выполнять те или иные нормы ПДД в течение ограниченного времени, экстренно меняя режим движения автомобиля, — рассказывают судебные эксперты-автотехники. — В таких случаях исследуются техническое состояние транспортных средств, время возникновения неисправностей и их влияние на управление, рассчитывается скорость движения автомобилей и пешеходов, определяются остановочные и тормозные пути, место столкновения либо наезда, техническая возможность у водителя предотвратить ДТП, правильность действий участников движения с технической точки зрения и исполнения Правил дорожного движения, состоятельность показаний участников аварии, свидетелей и многое другое.

Наезд на пешеходов — наиболее распространенный вид дорожно-транспортных происшествий, итог которого нередко может быть весьма печальным.

— Традиционно в таких случаях винят водителей. Это в значительной степени связано с тем, что пешеходы являются более уязвимыми и намного сильнее страдают в авариях. Однако немало наездов совершается и по причине их необдуманных действий, — продолжают собеседники. — Так, основными причинами ДТП по вине пешеходов являются переход дороги в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, движение по обочине проезжей части в попутном направлении с двигающимися автомобилями, несоблюдение требований безопасности при переходе или движению по обочине в темное время суток, переход дороги без учета погодных условий — например, зимой, во время снегопада или гололеда пешеходы могут не учитывать, что длина тормозного пути автомобиля значительно увеличивается, а водитель может не справиться с управлением при резком торможении.

В практике судебных экспертов-автотехников есть примеры, когда пешеход пересекал проезжую часть вне зебры, а водитель, соблюдая ПДД и двигаясь с допустимой скоростью, не располагал технической возможностью предотвратить наезд. Соответственно, причиной аварии были действия пешехода. Особенно часто это встречается на МКАД: гражданин перелезает через ограждение по центру проезжей части и, шагнув на полосу движения, оказывается сбитым автомобилем, водитель которого даже не успевает среагировать на опасность.

— Автомобиль — источник повышенной опасности, а управление им связано с особыми рисками и ответственностью, — говорят судебные эксперты. — К наиболее частым причинам ДТП по вине водителей можно отнести умышленное пренебрежение Правилами дорожного движения, невнимательность — отвлекся, не заметил, вовремя не отреагировал, переоценил свои возможности; сложные дорожные условия — мокрая дорога, гололед, плохая видимость, темное время суток; техническая неисправность авто, которая могла быть неизвестна водителю до начала движения или неожиданно возникла во время езды.

Немало случаев, когда пешеход в нарушение ПДД пересекает проезжую часть вне перехода, однако экспертиза устанавливает, что водитель имел техническую возможность предотвратить наезд и его действия находятся в причинной связи с происшествием. Так, один автолюбитель эксплуатировал свое транспортное средство с неисправной тормозной системой: из наполнительного бачка привода тормозной системы постоянно вытекала жидкость, уровень ее медленно понижался. Однако владелец авто пошел по незамысловатому пути и просто доливал ее, не предпринимая мер по поиску причин понижения уровня жидкости и их устранению, а система тем временем была неисправна. В один из дней водителю нужно было затормозить перед пересекающим проезжую часть вне пешеходного перехода школьником, но тормозная система сработала некорректно, он не смог остановиться и совершил наезд на подростка.

Чтобы не стать участником ДТП, эксперты автотехники настоятельно рекомендуют соблюдать несколько простых правил.

  • Намерение пешехода перейти дорогу для водителя должно быть очевидным. При переходе дороги не меняйте траекторию и темп движения. Помните о том, что пешеходу для остановки достаточно шага, а автомобилю для этого необходимо нескольких десятков метров.
  • Перед выходом на проезжую часть убедитесь в том, что водитель вас заметил и снижает скорость. Особую осторожность следует соблюдать при пересечении многополосной дороги.
  • При необходимости перемещения в темное время суток, в дождливую погоду помните о том, что водителю вас сложно заметить, поэтому обозначьте себя светоотражающими элементами и соблюдайте предельную осторожность при пересечении дорожного полотна.
  • Водители должны учитывать погодные условия при выборе скоростного режима, чтобы иметь реальную возможность остановить автомобиль в случае неожиданного появления пешехода. Снижайте скорость перед зеброй, особенно если она не просматривается целиком из-за припаркованного вдоль дороги ряда машин. Двигайтесь со скоростью потока, следите за фонарями автотранспорта в соседних полосах — включение стоп-огней будет для вас однозначным сигналом о появлении на дороге препятствия и необходимости снижения скорости.

— Безусловно, самой лучшей профилактикой ДТП является соблюдение всеми участниками дорожного движения установленных правил. И пешеходы, и водители должны понимать, что в равной степени несут ответственность за соблюдение ПДД и взаимно вежливое поведение на дороге, ведь на кону стоят здоровье и жизнь людей, — отметили судебные эксперты.

Смотрите также:

В 2021 г. молодежь активно задействовали в волонтерском движении

В 2021 г. молодежь активно привлекали к участию в волонтерском движении. Об этом в Доме прессы во время пресс-конференции, приуроченной к Международному дню волонтеров, который отмечается 5 декабря, рассказала главный специалист управления по делам молодежи главного управления воспитательной работы и молодежной политики Министерства образования Беларуси Татьяна Рубаник, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».

— В нынешнем году сделан акцент на максимальное вовлечение подростков и молодежи в волонтерское движение, а также на выявление и обучение лидеров в этом направлении, разработку необходимых программ, организацию онлайн- и офлайн-проектов, информационно-разъяснительную работу для продвижения такого рода деятельности, — рассказала Т. Рубаник.

Подробнее она остановилась на масштабных мероприятиях, которые проводит Республиканский волонтерский центр. Уже стало традицией организовывать онлайн-лагерь «Я — волонтер» во время школьных каникул. Кроме того, центр регулярно набирает добровольцев, чтобы задействовать их в культурных и спортивных мероприятиях.

Перед Новым годом, конечно, мы делаем акцент на благотворительной акции «Наши дети». Она стартует с 14 декабря в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи, — поделилась информацией Т. Рубаник. — Хочу отметить, что учреждения образования активно участвуют в этой акции. В школах под девизом «Рождественский подарок: дети детям» ребята могут поучаствовать в сборе подарков для детей социально незащищенной категории. Активно в такую работу включаются и вузы: БГПУ имени Максима Танка, БГУИР, БГЭУ, БНТУ, БГУКИ. Они не только поздравляют воспитанников детских домов и социальных приютов с новогодними праздниками, но и организуют представления.

Смотрите также:

В Мининформе прокомментировали введение санкций в отношении журналистов белорусских СМИ

Фото Depositphotos

В Министерстве информации прокомментировали введение санкций Европейским союзом и Великобританией в отношении сотрудников белорусских средств массовой информации. Такая информация, как сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости», размещена на сайте министерства.

В ведомстве отметили, что информацию о введении санкций восприняли «с крайним возмущением».

«В этот раз недопустимая практика ограничительных мер и давления помимо руководителей государственных медиа была распространена и на простых журналистов. Тем самым европейские власти продолжили и без того плохо скрываемый курс на нивелирование общепризнанных стандартов журналистики и укоренение цензуры», — сказано в сообщении Мининформа.

Как отметили в ведомстве, такие действия являются «сведением счетов с неугодными коллективному Западу средствами массовой информации суверенного государства», что «подчеркивает двуличную позицию стран ЕС и Великобритании в отношении провозглашаемых ими принципов свободы слова и выражения мнений».

Смотрите также:

Служба, на которую всегда можно положиться. В Минске инспектор ГАИ помог минчанину связаться с женой

В одном из районов столицы сотрудник Госавтоинспекции помог минчанину связаться с женой, сообщила корреспонденту агентства «Минск-Новости» старший инспектор по агитации и пропаганде ОГАИ Ленинского РУВД г. Минска Кристина Шаховская.

 

По словам инспектора, сотрудник Ленинского РУВД столицы старший лейтенант милиции Артем Лазарец нес службу на территории района, когда к нему обратился проходящий мимо мужчина. Как выяснилось, у минчанина сломался телефон, в то время как ему срочно нужно было связаться с женой.

Милиционер дал мужчине свой мобильный телефон, за что житель столицы его искренне поблагодарил.

Видео ОГАИ Ленинского РУВД

Смотрите также: