НЕ РАДИ СЛАВЫ. Тихон Жучков

К октябрю 1944-го Тихон Жучков произвел 237 боевых вылетов на истребителях. Подробности — у корреспондента агентства «Минск-Новости».

Родился 4 июля 1922 года в деревне Бахотец на Могилевщине в семье служащего. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал токарем на авторемонтном заводе и учился в Могилевском аэроклубе.

С июня 1941-го — в Военно-Морском Флоте. Служил в морской авиации. На фронтах Великой Отечественной — с сентября 1942-го. Отличился при прорыве блокады Ленинграда, освобождении Ленинградской области, республик Прибалтики.

К октябрю 1944-го гвардии старший лейтенант Тихон Жучков произвел 237 боевых вылетов на истребителях ЛаГГ-3, Ла-5 и Ла-7. 72 раза летал на разведку и аэрофотосъемку. 17 раз штурмовал живую силу и боевую технику врага. Провел 31 воздушный бой, сбил лично 10 (по другим данным, 11 или даже 14) и в составе группы 11 самолетов противника. 6 марта 1945-го удостоен звания Героя Советского Союза.

До 9 мая 1945 года совершил еще 20 боевых вылетов, в которых сбил вражеский самолет.

Жил в Москве, работал диспетчером в Центральной диспетчерской службе Гражданской авиации. Умер 9 марта 1987-го.

Именем героя названа улица в Чаусах.

Еще материалы рубрики:

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Степан Жуков

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Петр Жуков

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Александр Жук

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Наум Жолудев

НЕ РАДИ СЛАВЫ. Дмитрий Жмуровский

Смотрите также:

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ

Рождественский пост начинается у православных верующих 28 ноября. Традиции и запреты этого периода

Важнейший 40-дневный Рождественский пост начинается у православных верующих 28 ноября. Что и когда разрешено есть, а также что можно и нельзя делать в это время — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Традиции и значение поста

Рождественский пост продолжается 40 дней. Его цель — в том, чтобы духовно объединить верующих с Богом. Количество дней выбрано не просто так: в Библии с числом 40 связаны многие события. Например, 40 лет Моисей водил еврейский народ по пустыне; 40 дней Иисус постился в пустыне прежде, чем начать свое служение; 40 дней воскресший Христос являлся людям, пока не вознесся к Отцу небесному.

Рождественский пост является последним в году и готовит душу и тело верующих к празднованию Рождества Христова.

Что можно есть в Рождественский пост

Этот пост не имеет таких строгих ограничений как Великий или Успенский. Следует исключить из рациона молочные продукты, яйца и мясо, в отдельные дни разрешено употреблять вино и рыбу. В пост рекомендуется есть орехи, бобовые и грибы, а также употреблять больше жидкости.

Рождественский пост разделяют на два периода.

Первый период — с 28 ноября по 9 декабря.

В это время по понедельникам, средам и пятницам нужно придерживаться сухоядения, по вторникам и четвергам можно есть горячую пищу с добавлением растительного масла.

В субботу и воскресенье разрешено употреблять рыбу и вино. Также эти продукты не запрещены в дни празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), чествования Андрея Первозванного (13 декабря) и Николая Чудотворца (19 декабря).

Второй период — с 20 декабря по 5 января.

Рыбу и вино употреблять в это время запрещено.

6 января считается самым строгим днем Рождественского поста. Весь день в Сочельник верующие не вкушают и крошки пищи, а садятся за стол только после восхода первой звезды. В этот вечер по традиции готовят 12 блюд, которые верующие едят за праздничным столом.

Что нужно делать в Рождественский пост

Во время поста верующие очищают не только тело, но прежде всего душу. Поэтому в этот период нужно молиться, рекомендуется ограничивать себя в веселье и думать о духовном.

В Рождественский пост нельзя ссориться и выяснять отношения. Следует прощать людям слабости и искоренять дурные мысли.

Смотрите также:

 

Около 10 млн евро планируется собрать на поддержку беженцев, находящихся на белорусско-польской границе

Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца объявила чрезвычайный сбор на сумму 9,5 млн швейцарских франков (порядка 10 млн евро). Собранные деньги пойдут на помощь в преодолении миграционного кризиса, в том числе и на поддержку беженцев, находящихся на белорусско-польской границе, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Sputnik Беларусь.

красный крест
Фото носит иллюстративный характер

По словам главы представительства Международной федерации общества Красного Креста и Красного Полумесяца в России и Беларуси Джона Энтвиссола, призыв был запущен на текущей неделе.

Как только мы соберем данную сумму, будет оказана помощь БОКК (Белорусскому Обществу Красного Креста — Прим. авт.). Мы уже перевели некоторую сумму, которая является частью этой международной поддержки — 266 тысяч евро, — рассказал Энтвиссол.

В гуманитарной организации также отметили, что собранные средства будут разделены между Беларусью, Польшей и Литвой. Сумма не обязательно будет разделена в равных пропорциях, решение примут в зависимости от нужд каждой страны.

Дополнительно к работе на белорусско-польской границе будут подключены международные эксперты, которые помогут белорусским волонтерам своим опытом и знаниями.

Белорусский Красный Крест делает прекрасную работу, и мы их поддерживаем, — резюмировал представитель Международной федерации общества Красного Креста.

Читайте также:

«Им всегда хочется дать больше». О. Чемоданова поделилась впечатлениями о работе в лагере беженцев

Смотрите также:

 

Рождественский вкус и аромат. Новая разновидность сгущенки появилась на полках минских магазинов

Глубокский молочноконсервный комбинат в преддверии наступающих новогодних праздников выпустил лимитированную коллекцию сгущенки. Новинку уже можно найти на полках столичных магазинов, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на Instagram-аккаунт предприятия.

Новая сгущенка получила название «Имбирный пряник». По калорийности и КБЖУ она ничем не отличается от традиционной белорусской сладости, а вот срок годности у нее на полгода меньше — всего 12 месяцев вместо привычных 18-ти.

Напомним, что Глубокский МКК и прежде выпускал сгущенку с необычными вкусами, например, с ароматом коньяка, крем-брюле и даже карамели.

Фото из Instagram-аккаунта Глубокского МКК

Смотрите также:

 

«Фантазия в большом масштабе». Что известно о новой «полнометражке» режиссера Хаяо Миядзаки

Японский режиссер-аниматор Хаяо Миядзаки работает над новой полнометражной картиной. Планируется, что она станет его последней работой для Studio Ghibli, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на издание «Афиша Daily».

Фото kinopoisk.ru

О новом проекте известно немного. Мультфильм будет называться «Как поживаешь?» и расскажет историю подростка из Токио Дзюнъити Хонда, который переезжает к дяде после смерти отца. Главный герой также будет читать книгу Гендзабуро Есино 1937 года «Как поживаешь?».

Ранее появлялась информация, что картина снята по произведению Есино, однако позже, как пишет издание «Газета.ru», эти сведения были опровергнуты: книга появится в фильме и сыграет важную роль в развитии Дзюнъити, но не более. Соучредитель и продюсер Studio Ghibli Тошио Судзуки описывает новую ленту как «фантазию в большом масштабе».

Во время интервью, данного представителем Studio Ghibli в мае прошлого года, было сказано, что из запланированного хронометража аниматорами подготовлены 36 минут картины. Работа идет очень медленно из-за рисования вручную, за месяц команда из 60 художников создает примерно одну минуту повествования.

Напомним, что ради работы над проектом Хаяо Миядзаки вышел с пенсии, на которую ушел после выпуска аниме «Ветер крепчает». На вопрос о причинах, побудивших его вернуться к работе, режиссер ответил следующее: «Потому что я так хочу».

Согласно данным «Кинопоиска», рейтинг ожидания картины составляет 99 % и охватывает свыше 4 тыс. пользователей сервиса.

Смотрите также:

 

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Белорусский Левитан: Витольд Бялыницкий-Бируля и его «Зимний сон»

Выдающийся пейзажист, проникновенный лирик, передвижник и подвижник живописи Витольд Бялыницкий-Бируля добился признания и в царской, и в Советской России, удостоившись звания народного художника БССР и Российской Федерации. Подробнее о нем — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Гори-гори ясно

Витольд Бялыницкий-Бируля

Незадолго до начала войны в 1939 году в Москве проходила большая выставка «Сталин и люди Советской страны», готовясь к которой художник В. Бялыницкий-Бируля посещал Грузию. Наведался на нее и сам Иосиф Виссарионович.

Генсек со своим сопровождением медленно прохаживался вдоль полотен, но вдруг остановился у пейзажей, которые без труда узнал. Еще бы — на них был изображен город Гори, где родился сын сапожника Иосиф Джугашвили. Обладавший цепкой памятью, хозяин Кремля запомнил фамилию художника, который позднее стал «народным» в обеих братских республиках, где попеременно жил и работал.

Проще всего, конечно, упрекнуть великого живописца в конформизме, но, увы, таковы были правила игры, а кто не желал им следовать, очень сильно рисковал.

Примерно с 1936 года единственным приемлемым творческим методом был провозглашен социалистический реализм. От художника безоговорочно требовалось стать выразителем официальной линии партии, и Бялыницкому пришлось подстраиваться.

«Чайка» на озере

Даже свою биографию великий художник был вынужден в советское время ретушировать, скрывая, скажем, шляхетское происхождение и место рождения. Доподлинно известно, что Витольд Каэтанович Бируля, позже взявший псевдоним Бялыницкий по якобы родному для него Белыничскому району, появился на свет 31 января (12 февраля) 1872-го в усадьбе Крынки Могилевского уезда в семье мелкого арендатора. Отец, служивший в пароходстве, с малолетства брал его с собой в плавание по Днепру, Припяти, Сожу. Рисовать мальчик начал рано и в этих путешествиях открыл для себя красоту родной природы, испытав желание запечатлеть ее.

Но юное дарование отправили к старшему брату в Киев для учебы в кадетском корпусе. Однако призвание оказалось сильнее принуждения, и в 1885-м Витольд перешел в рисовальную школу Николая Мурашко. Спустя четыре года отправился в Москву и поступил в училище живописи, ваяния и зодчества, попав на курс к корифеям С. Коровину, В. Поленову и Д. Прянишникову, привившим ему любовь к пейзажной лирике. В Белокаменной Бялыницкий познакомился и сблизился с Исааком Левитаном, работал в его мастерской. В 1892 году полотно белоруса «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей галереи П. Третьяков.

В 1904-м Бялыницкого-Бирулю избрали членом Товарищества передвижников, а через четыре года он был удостоен звания академика живописи. Но по-настоящему знаковым оказался для мастера 1911 год. За полотно «Час тишины» ему присуждены медали на международных выставках в Барселоне и Мюнхене. А за следующую работу «Зимний сон» — бронза в Барселоне.

Картины Витольда Каэтановича пользовались повышенным спросом, и вскоре он приобрел участок в Тверской губернии, неподалеку от озера Удомля. В этих краях творил его кумир и учитель И. Левитан. Свою усадьбу мастер назвал «Чайка», на долгие годы поселившись в ней. Сохранить ее за собой после революции, избежав национализации, стоило ему немалых усилий и изобретательности.

Белорусскому Левитану, как его называли, пришлось писать пейзажи в совхозах, коммунах, на строительстве промышленных гигантов, он трижды побывал в Заполярье.

Картина: «Зимний сон», художник Витольд Бялыницкий-Бируля, 1911 год, холст, масло, 97 × 116 см.
Где находится: Национальный художественный музей Беларуси, зал белорусского искусства XIX — начала XX века.
Приобретена: в 1965 году у Д. Черкеса, Москва.

«Зимний сон» и японские хайку

«Зимний сон» был написан до революции, когда о соцреализме никто из мастеров кисти и резца и слыхом не слыхивал.

В Национальном художественном музее хранятся около 700 работ Бялыницкого-Бирули, — рассказывает научный сотрудник отдела зарубежного искусства Беларуси Юлия Лисай.  Большинство из них — прекрасного художественного уровня. «Зимний сон», написанный зрелым мастером, в сложившейся узнаваемой стилистике запоминается лаконичностью пейзажа. Он в чем-то сродни японским хайку, которые в трех строчках создают удивительную атмосферу. Так и здесь, минимальными средствами, отказом от детализации Бялыницкий написал пейзаж настроения.

«Зимний сон» не является видовым пейзажем (портретом конкретной местности), хотя мы точно знаем, что изображена деревянная церковь Рождества Христова (1705 года постройки) в селе Кезадра на одноименном озере в Тверской губернии. Но не эта информация является основным посланием, которое несет пейзаж.

Минимальным количеством изображенных объектов, отсекая всё ненужное, Бялыницкий дал и настроение, и почти философское высказывание. «Зимний сон» неоднократно экспонировался еще при жизни Витольда Каэтановича.

Уже будучи признанным мэтром, художник продолжил много работать. Во время Второй мировой он, разумеется, не мог избежать военной темы, создавая картины «По следам фашистских варваров» и «Красная Армия в лесах Карелии». Но большая часть работ по-прежнему относилась к пейзажной лирике. В 1944-м Бялыницкий-Бируля удостоился звания народного художника Белорусской ССР, а через три года и аналогичного в РСФСР.

Примерно в это же время живописец вернулся на родину и очень продуктивно поработал в окрестностях Минска. Написанная по итогам поездки в 1947-м «Белоруссия. Вновь зацвела весна» стала одной из немногих работ, оказавшихся в Третьяковской галерее.

Последующие 10 лет прошли для него без потрясений: жил в своей усадьбе, пропадал на этюдах, занимался делами организованной им художественной школы, принимал гостей, охотился. Но силы уже не те, и 18 июня 1957-го в 85 лет В. Бялыницкий-Бируля умер после длительной болезни на любимой усадьбе. Похоронен мастер на Новодевичьем кладбище в Москве.

Подготовил Владимир Петров

Еще материалы рубрики:

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Не Питер, но Пэн. Творческий путь знаменитого художника

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Современники называли его рыцарем красоты: Василий Поленов

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Константин Маковский и его полотно, от которого бросает в дрожь

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Рассказываем о судьбе музы и спутницы жизни Михаила Врубеля

ИСТОРИЯ ОДНОЙ КАРТИНЫ. Ленин называл героиню этого портрета «Товарищ Феномен»

Беженцам, находящимся на границе, особенно полюбилась белорусская сгущенка

Сгущенка белорусского производства стала одним из любимых десертов к чаю у беженцев, расположившихся в транспортно-логистическом центре на границе. Видео появилось в Telegram-канале «БелТА», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

На видео можно увидеть группу из нескольких иностранцев за чаепитием. При этом один из них щедро поливает ломоть батона сгущенкой из узнаваемой сине-белой жестяной банки.

Видео Telegram-канала «БелТА»

Читайте также:

«Им всегда хочется дать больше». О. Чемоданова поделилась впечатлениями о работе в лагере беженцев

Смотрите также:

 

Светлана Любецкая: в новой Конституции будет усилена социальная направленность

Председатель Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Светлана Любецкая рассказала, что новая Конституция в определенной мере базируется на усилении социальной направленности. Такой информацией она поделилась в программе «Главный. Тур», сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на одноименный Telegram-канал.

Фото БелТА

По словам депутата, в основном законе государства содержатся тезисы, на основании которых в дальнейшем развивается законодательство и выстраивается работа государственных органов.

Тезис об усилении социальной направленности С. Любецкая прокомментировала следующим образом:

Человек все равно живет своей жизнью, и когда мы работали над новым проектом, мы бы хотели, чтобы люди, прочитав ее, увидели, что будет после ее принятия конкретно для каждого человека, — добавив, что в новой Конституции особое внимание уделено информационной безопасности государства и уровню правовой защиты.

С. Любецкая также подчеркнула, что после обновления основного закона гражданам Беларуси предоставят возможность подавать индивидуальную конституционную жалобу.

Читайте также:

«Их работы должны быть не только в TikTok». Представитель Мингорисполкома — о планах работы с белорусской молодежью

«Им всегда хочется дать больше». О. Чемоданова поделилась впечатлениями о работе в лагере беженцев

Дмитрий Пиневич рассказал, когда в Беларуси от COVID-19 начнут прививать детей

Смотрите также:

 

«И вновь продолжается бой…». Почему песню Пахмутовой и Добронравова запретили сразу после премьеры

Почему в 1970-е запрещали песню «И Ленин такой молодой. И юный Октябрь впереди…»? Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Во мне и в тебе

В ноябре исполнилось 104 года, как когда-то писали, Великой Октябрьской социалистической революции. В советский период созданы сотни песен и стихов о ее вожде Владимире Ленине. Сочиняли кантаты, оперные произведения, не говоря уже о литературных. Ленинианой были полны все библиотеки страны. По большей части эти шедевры в честь Владимира Ильича проходили мимо массового слушателя или читателя. Но некоторые, сделанные особо рьяно, с чрезмерной любовью, превращались в то, что сейчас называют мемом. Впрочем, тогда, в том числе курьезные фразочки, называли перлами! Это слово «жемчуг» в переводе с французского. В бытовом общении советские шутники из него сделали перевертыш, и оно стало означать не прекрасное, а глуповатое. Разве не мемы и не перлы в строчках Льва Ошанина «В горе, в надежде и радости. Ленин в твоей весне. В каждом счастливом дне. Ленин в тебе и во мне!».

Еще один перл и мем в одном флаконе разучивали в детских садах: «Я маленькая девочка, я в школу не хожу. Я Ленина не видела, но я его люблю. И ночью мне не холодно, и утром, и зимой. Ведь имя, имя Ленина по-прежнему со мной».

Песня «И вновь продолжается бой» Александры Пахмутовой и Николая Добронравова тоже угодила под шквал народной иронии за строчки «И вновь продолжается бой! И сердцу тревожно в груди. И Ленин такой молодой. И юный Октябрь впереди!». Но самое удивительное, что авторы вовсе не считали свое произведение из ряда вон выходящей приторной одой вождю. Напротив, позиционировали его как альтернативное в отличие от того, что пели в стране о партии и Ленине раньше. В этом действительно была доля истины.

Что имели в виду

В 1950–1960-е и ранее песни о партийных символах подавались академически. Пахмутова решила сломать эту традицию. Песня написана для церемонии закрытия XVII съезда ВЛКСМ, проходившего в апреле 1974 года. Создатели работали в последний момент в авральном режиме. Долго не приезжал в студию Кобзон. Чтобы внести эту динамику, свежий ветер, энергию, ритм, композитор пригласила в качестве аккомпаниаторов гастролировавшую тогда в Москве популярную группу «Песняры». Они приехали в студию в 18 часов и ждали Кобзона до 23 часов. Запись состоялась. Элементы электронной музыки, рок-гитары, барабаны — всё показалось уместным.

Иосиф Кобзон

На следующий день песня прозвучала на церемонии, как планировали. Но сразу после, к удивлению многих, ее запретили! Чиновникам отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС не понравились те самые сумасшедшие рокерские нотки. Ведь песня о вожде революции, и петь о нем в чуждой западной манере — кощунство, если не диверсия. Это был первый случай в практике Пахмутовой, когда ее музыку не одобрили.

Имелись претензии и к тексту. Если бы время действия событий в песне явно переносило слушателей в начало ХХ века, когда вождь был молод и Октябрь впереди, вопросов бы не возникло. Но автор явно писал о современности. Этот вывод можно сделать по строкам «Песнь летит во все концы, вы поверьте нам, отцы! Будут новые победы. Встанут новые бойцы» или «Через зной и снегопад, мир и беден, и богат. С нами юность всей планеты, наш всемирный стройотряд». Выходило так, что для молодого поколения 1970-х уготовлен новый «Октябрь впереди». Призыв к очередной революции? Об этом и спросили у Н. Добронравова.

А тому казалось, что многие комсомольцы 1970-х грезят оседлать коней, надеть буденовки, ощутить энергию революции. Поэтому решил помочь им сделать это хотя бы в воображении с помощью песни. Как бы там ни было, на произведение наложили табу.

Продолжение следовало

Лев Лещенко

В период этого запрета, как и нескольких последующих, Пахмутова даже не пыталась бороться за песню. Не ходила по кабинетам, не упрашивала. Как будто знала, что всё решится само собой. Так и случилось. Через год на телевизионном конкурсе «Песня года — 75» «И вновь продолжается бой» исполнил Лев Лещенко. Как ему удалось снять запрет, неизвестно. По одной из версий, песня ему так нравилась, что он решился спеть ее на закрытом правительственном концерте, посвященном приезду какого-то зарубежного гостя. Кремлевские старцы, которые в юности грезили духом революции, прослезились. Но доставать свои буденовки из сундуков не полезли.

На песню сочиняли много пародий в духе «И Брежнев такой молодой…».

Уже в ХХI веке лидер группы «Гражданская оборона» антисоветчик Егор Летов неожиданно поменял свои взгляды и вступил в Национал-большевистскую партию Эдуарда Лимонова. В связи с этим спел песню в новой аранжировке абсолютно всерьез. Проект B&G сделал на песню танцевальный ремикс. Сняли клип, где под него афроамериканцы пляшут в нью-йоркском метро. Не прошла мимо песни и группа «Ленинград» со свойственной Шнурову иронией.

Но есть и истинные продолжатели дела Ленина. Новосибирское трио SILENZIUM сняло видео. В нем девушки в пионерских галстуках и пилотках у памятника Ленину играют хит Пахмутовой на скрипках и виолончели. Участницы ансамбля утверждают, что им близки идеи коммунизма, они голосуют за КПРФ. Поэтому можно предположить, что другой известный поэт-песенник Лев Ошанин в своих строчках не ошибался: «День за днем бегут года — зори новых поколений. Но никто и никогда не забудет имя: Ленин».

Скриншот с видео SILENZIUM The battle goes on («И вновь продолжается бой»)

Еще материалы рубрики:

Кому Юрий Визбор посвятил свою знаменитую песню «Солнышко лесное…»

«Взвейтесь кострами…». Авторы этой песни не скрывали, что мелодию позаимствовали на стороне

Как поссорились режиссер Данелия и сценарист Конецкий из-за песни для фильма «Путь к причалу», и чем все закончилось

Почему песни из фильма «Собака на сене» вызвали недовольство цензоров

Как пытались заменить песню в знаменитой программе «Спокойной ночи малыши», и что из этого вышло

Мокрый снег и дождь пройдут на большей части территории Беларуси 28 ноября

В Беларуси 28 ноября ожидается дождь и мокрый снег, местами гололед и гололедица, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости» со ссылкой на сайт Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды.

осень лист кленаВ воскресенье ночью на погоду в Беларуси будет влиять фронтальный раздел, отходящий на территорию России, а днем — фронтальная система, смещающаяся с Польши.

В стране будет облачно с прояснениями. Ночью местами, а днем на большей части территории пройдут мокрый снег и дождь. Ночью и утром на отдельных участках дорог ожидается гололедица, местами по северо-востоку — гололед. Ветер южный, 4-9 м/с.

Температура воздуха ночью составит –2..+3°С, а днем столбики термометров зафиксируют 0..+7°С.

Смотрите также:

 

Директор театра им. М. Горького: «До пандемии замена спектакля считалась чрезвычайным происшествием»

Корреспондент агентства «Минск-Новости» выяснила, как работает Национальный академический драматический театр имени М. Горького в период пандемии.

Давно ли вы были в театре? Вот я уж и не вспомню. Последние два года стараюсь гнать от себя шальные мысли — посетить спектакль, разделив партер с сотнями других зрителей. Порог психологической чувствительности к пандемии у каждого свой. Вполне уверена, что для некоторых ценителей искусства наличие масок не преграда для понимания и лицезрения высокого. В этом нас убедил руководитель Национального академического драматического театра имени М. Горького Эдуард Герасимович.

О свете в темноте

— Пандемия — это данность, природа-матушка. Здесь нет человеческого фактора. Такое произошло, и охвачен весь мир. Что говорить про песчинку в нем — театр… Коллектив — 200 человек, но то, с какими трудностями он сталкивается последние два года, является моделью, проекцией на всё общество. Мы прошли многое: удаленку, дистанционные репетиции, работу через социальные сети. Еще пережили ремонт. Играли и репетировали во Дворце культуры профсоюзов, а здесь родные стены готовили к открытию нового сезона. Мы получили прекрасный свет. Это тысячи приборов, создающих сценическую картинку. Полумрак, голубизна, синева… Будем их еще отлаживать, чтобы во время постановок зритель улавливал мельчайший световой нюанс.

Спектакль «Братья Карамазовы», фото rustheatre.by

О премьерах

— Состоялись премьерные показы спектакля «Братья Карамазовы» по роману Федора Достоевского. Кажется, он неплохо принят публикой. Но заболел актер. Если до пандемии замена спектакля в театре считалась чрезвычайным происшествием, то в последние два года таких ситуаций только в месяц могло быть 6–7. Накануне поставили декорации, а утром полностью меняем всё. Для зрителя, который купил билет на определенного актера или постановку, это отторгающий фактор. Конечно, существует и психологический барьер, тревожность за здоровье, несмотря на то что мы продаем лишь половину возможных билетов, организуем рассадку с дистанцией.

Были дни, когда на сцене задействованы три десятка человек и столько же зрителей в партере. Это другие ощущения. И где оно, дыхание зала, столь лестное и необходимое для служителей Мельпомены? Пришлось где-то уменьшить актерскую гордыню. Однако это труппу только закалило. Сломался — значит упал. А мы продолжаем работать. Занимаемся подготовкой мюзикла «Граф Монте-Кристо» художественного руководителя театра Сергея Ковальчика. Задействовано много актеров, любопытные решения, великолепная музыка.

Спектакль «Братья Карамазовы», фото rustheatre.by

О дистанционном театре

— И в непростой период театр должен развиваться. Имею в виду премьерные постановки. Хотя, наверное, я консерватор. Не приветствую, когда классическое произведение хватают голыми руками в поисках неожиданных интерпретаций. Переосмысли автора, а не перелопачивай на свой лад. То же касается современных форм — так называемого дистанционного формата. Это неприемлемо для нашего вида искусства. И не потому, что мы не хотим, не умеем. К онлайн-театру можно отнестись как к новому виду телевидения. Актер и зритель — это живое общение. Как только между ними появляется экран, искусство становится аудиовизуальным, где действуют другие законы и другие жанры. Восприятие уже зависит от операторской работы, звукорежиссера, режиссера пульта… Запись спектакля не передает и 10 % того, зачем он нужен. Актер, как и зритель, скучает по театру. Мы надеемся, что скоро встречаться будем чаще.

Фото Ирины Малиновской