Вездесущая реклама спустилась с небес на землю.
От обилия рекламных предложений нигде не скрыться – ни на улице, ни в транспорте. Они поджидают даже в лифте и на обороте платежки за квартиру. Раньше можно было опустить взгляд в пол и не замечать рекламу. Теперь она стала появляться под ногами.
Вначале это было непривычно и казалось креативным. Например, следы босых ног вели к обувному магазину. Сейчас все стало намного банальнее. Через пару метров одна и та же надпись, выполненная с помощью трафарета. Вроде той, где контактный телефон сантехника Васи выведен белой краской на остановке общественного транспорта. Ждет человек автобус и вдруг вспомнит, что кран протекает. Тут-то ему телефон Васи и пригодится. Но это в идеале. Большинство таких тротуарных реклам больше похоже на надоедливый спам. От него никак не скрыться. Конечно, есть и качественные многоцветные мини-картины. Они приглашают в крупные магазины. Есть просто красивые трафаретные граффити, чаще всего зазывающие в салон красоты.
Но место ли такому творчеству на столичных тротуарах? Кто-то скажет, что да. Другие справедливо возмутятся. Ведь это огромная бесплатная рекламная площадка с десятками тысяч потенциальных потребителей товаров и услуг. Почему одним рекламодателям приходится заключать договоры, платить за аренду площади на стене столичной подземки, а другим достаточно положить трафарет на тротуар у входов в переходы станции и брызнуть немного краски? Охват целевой аудитории одинаковый, а затраты в сотни раз меньше. Нет, кстати, налогов и отчислений в бюджет. Плюс ко всему никем ведь не контролируются эстетика и достоверность такой рекламы.
Жаль, избавиться от нее вряд ли удастся. Слишком лакомый кусочек пирога оказался вне правовой составляющей рекламного бизнеса. Сам рекламодатель может за день нанести сотни трафаретных граффити по всему Минску, и ему ничего за это не будет. По такому пути пошли в Петербурге. Во время последней поездки в северную столицу России заметил, что на некоторых перекрестках тротуар почти полностью расчерчен разноцветными клеточками рекламы. Хуже всего, что среди этого многообразия заметны были трафареты с предложением интим-услуг, спайсов и игровых залов. Хотя все это незаконно.
Можно попробовать запретить такой способ рекламы. Но ловить за руку тех, кто наносит объявления, – прошлый век. Нужно брать пример с ГАИ. Ведь привыкли уже белорусы к тому, что за нарушения ПДД, зафиксированные на камеру, отвечает не водитель, а собственник автомобиля. Взяв на вооружение это правило, можно прописать ответственность для нерадивых рекламодателей. Увидели ответственные незаконное предложение от Васи, набрали прилагающийся номерок и пригласили его на беседу. Там же вручили квиток на оплату штрафа и предписание устранить нарушение. Дальше пусть сам Вася разбирается в суде с рекламным агентом или агентством, которое его подставило. Конечно, если он заключал договор на оказание услуг. Тогда же можно будет навести порядок в деле расклейки объявлений. Наклеил рекламу на столб нерадивый расклейщик – штраф получил рекламодатель… Жаль, такой радикальный способ маловероятен.
Однако можно найти взаимовыгодный подход. Такой, что будет хорошо и городу, и рекламодателю, и рядовому гражданину. Например, рекламные пешеходные переходы. Когда гипермаркет наносит разметку через перекресток за свой счет и на зебре написано что-то вроде «Добро пожаловать в наш магазин» или «Лучшие цены только у нас». Такая реклама будет к месту, согласована с ГАИ и городскими службами, принесет пользу пешеходам. Ведь если магазин следит за имиджем, то постоянно будет обновлять текст на зебре. Точно так же можно размещать рекламу на велодорожке, канализационных люках и т.д.
Вопрос остается открытым, но решать его нужно уже сегодня. Иначе вскоре не сможем пройти по тротуару и метра, чтобы не наткнуться на рекламу-граффити. Очень надеюсь, что не дойдет до такого, как в Петербурге, и не появятся в Минске такие объявления, как «Красотки круглосуточно», «Доставка курнуть 24 на 7» и «Массаж простаты на дому»…