Небесные пастухи. Как аэростаты помогали защищать советские города от налетов вражеской авиации
В системе ПВО в годы войны служили пилоты стратостатов и дирижаблей, аэростатчики и слепые акустики. Часто они рисковали жизнью и погибали. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Профессия – слухач
Несмотря на то, что Великую Отечественную называют войной моторов, в ней нашли применение и давние изобретения. Типичная кинохроника первого года войны: девушки в форме перемещают по улицам Москвы вереницу китообразных резиновых емкостей. В каждой по 125 куб. м газа! Это аэростаты — изобретение XVIII века. Принцип работы таков: подъемная сила создается благодаря закачанному в оболочку газу, более легкому, чем кислород, например водороду или гелию. Использовали их для воздушного заграждения, корректировки огня артиллерии и в качестве наблюдательных пунктов. Правда, от последней практики постепенно отказались. Гондола с наблюдателем под напором воздушных масс раскачивалась с большой амплитудой, и требовалось обладать хорошим вестибулярным аппаратом. К тому же только самоубийца мог висеть в дневное время в гондоле над городом в ожидании приближения вражеской авиации. Боец сразу превращался в легкую мишень, часто умирал страшной смертью. В случае обстрела и возгорания водорода температура достигала 1 000 градусов — от гондолы и наблюдателя оставался лишь пепел.
Впрочем, такую практику отменили не в связи с гуманизмом и человеколюбием. Из гондолы аэростата ничего не видно ночью и в туманную погоду, которая преобладала во многих городах СССР. К началу войны радиолокаторы уже были изобретены, но на момент 1941–1942 годов еще не имели широкого распространения. Им нашлась замена — слухачи! Так называли в период Великой Отечественной бойцов-акустиков, предупреждавших о приближении вражеской авиации. На эту должность призывали в основном молодых незрячих граждан. Причем было желательно, чтобы человек потерял способность видеть в детстве или родился слепым. У таких людей отмечалось феноменальное обострение слуха. Для них придумали акустическую установку с двумя парами труб-рупоров. Работала она так: одна труба перемещалась по горизонтали, помогая определить дальность самолета, другая — по вертикали — высоту источника звука. За аппаратом несли вахту сам акустик в наушниках и корректор, поворачивавший трубы в разные стороны. Когда врага обнаруживали, его воздушную машину подсвечивали с земли лучами прожекторов и открывали огонь. Через месяц работы слухач уже по звуку различал марки самолетов. Таким образом слепые бойцы спасали тысячи жизней. Однако сами порой погибали от кровоизлияния в мозг, когда взрывная волна долетала до устройства и врывалась в рупор звукоулавливателя. Это было похоже на акустический взрыв. Подобных слухачей задействовали не только в городах, но и на фронтах. А во время операции «Багратион» благодаря им войска действовали на опережение, особенно в моменты атак, начинавшихся на рассвете. Зенитная артиллерия всегда была готова к приближению самолетов противника.
Правда, параллельно уже действовала система «Прожзвук», которая улавливала гул самолетов с помощью техники автоматически на расстоянии 9 км. Но на первом этапе она была несовершенна и давала сбои. Профессиональные слухачи же действовали почти безошибочно.

Аппapат для пpocлушивания неба слепым акустиком
Неженское дело
Вернемся к аэростатам. В качестве воздушного заграждения ими увешивали небо над городами страны в шахматном порядке, удерживая их тросами с земли, словно пастухи выгуливали по небу коров. Аэростаты часто пускали по два, тандемами. Дело в том, что трос, к которому привязан аэростат, не мог быть бесконечным. Благодаря первому аэростат поднимался в небо на 2 000 м. К нему был прикреплен еще один, такой же длины, благодаря чему второй аэростат взлетал уже на 4 км. Если враг летел над аэростатами, то нанести с такой высоты точечный удар затруднительно, а направлять машину в гущу надувных заграждений было подобно смерти. Крылья цеплялись за тросы, к которым крепили взрывные устройства. Словом, эти плавающие по небу «киты» вынуждали асов противника летать на больших высотах и осложняли прицельное бомбометание с пикирования.
Справляться с аэростатом физически тяжело. Попробуй, стоя на земле, удерживать на тросе такую махину. Сначала их обслуживали мужчины. Но бойцов не хватало на фронте, и тогда девушки на добровольной основе пришли выполнять эту не самую простую работу. Многие из них, рискуя жизнью, пытались спасти сорвавшиеся с земли в небо аэростаты, цеплялись за стальные тросы и улетали вместе с ними в небо. Если могли вспороть оболочку ножом в полете, то, пока газ медленно выходил из отверстия, приземлялись. Но часто они погибали, сорвавшись с обвязки аппарата, или получали фатальные обморожения, если зимой аэростат поднимался на высоту в несколько километров.
В дни сильных ветров девушки привязывали к тросам мешки с песком. Когда и этого не хватало, сами вешались на тросы, и иногда их уносило в небо. Опасная высота достигалась мгновенно. Девушки находились перед выбором: прыгать вниз и разбиться или лететь ввысь, в неизвестность.
Аэростатчик Нина Волженина вспоминала, что хотелось ей идти быстро, хотелось бежать, чтобы поскорее привести аэростат на место. Потому что он безжалостно тянул вверх, и затекали руки. Потому что его канаты сдирали кожу с ладоней. В первые месяцы службы почти не снимала рукавиц, даже в июльскую жару. А потом руки стали твердыми, мозолистыми, совсем не женскими. Вернувшись со смены, девушки обычно валились с ног от усталости. Но отдыхать было некогда. Надо было заправлять баллоны. Немедленно. Иначе потом не успеешь поспать отпущенные тебе два-три часа в сутки. Ведь вечером, к сумеркам, — снова на пост. На всю ночь, до утра. А утром, чуть свет, — снова за газом. Через всю громадную Москву пешком, в любую погоду.
Летающий грузовик
Доставку водорода для аэростатов осуществляли с помощью дирижаблей. «СССР В-1»,
«СССР В-12», «Малыш» и «Победа» были построены на Долгопрудненском дирижаблестроительном заводе. Сложность в том, что водород был неудобен для перевозки — он не сжижался, и найти емкости для его транспортировки не удавалось. А «Победа» площадью 5 000 кв. м могла спокойно обеспечить доставку в собственном гигантском баллоне.
Несмотря на неповоротливость, дирижабль мог с десятками пробоин пролететь несколько сотен километров до пункта назначения.
В период с конца 1941-го по 1945 год аэростаты заграждения прикрывали не только Москву, но еще и десятки городов СССР.
Аэростаты с гондолами и дирижабли действовали и на фронтах, а также использовались для обнаружения мин с воздуха в морских акваториях, чего не могли сделать с бортов самолетов в связи с их высокой скоростью.