Контролеров столичного транспорта переоденут в новые жилеты. Суть нововведения в том, чтобы сделать их форменную одежду мене заметной. Как сообщается, жилеты синего цвета потемнеют, с них исчезнут зеленоватые полосы и логотипы «Минсктранса» как спереди, так и со спины. Из опознавательных знаков уцелеет лишь небольшой бейджик на левой стороне груди. Понятно, для чего это делается: отныне контролеры должны мимикрировать среди пассажиров на остановке и явиться перед зайцами в салоне автобуса (троллейбуса, трамвая) неожиданно, как снег на голову.
Вывод напрашивается следующий: эксперимент с установлением более цивилизованной процедуры проверки проездных документов в столичном общественном транспорте не удался. И в длящемся много лет перетягивании каната между зайцами и контролерами инициатива пока остается за первыми.
Самостоятельно оплачивать проезд минчанам (и не только им) доверили в начале 60-х годов прошлого века. При Никите Сергеевиче Хрущеве, когда после ХХII съезда КПСС (1961 год) был взят курс на построение коммунизма. Тогда в жизни советских людей происходило много всего нового: полет Гагарина в космос, денежная реформа, началось массовое строительство быстровозводимого жилья, продолжалось массовое же сокращение вооруженных сил. Поговаривали, что в перспективе сократят и милицию, а вместо нее охранять порядок на улицах станут добровольные народные дружины. И в это верили. А как было не поверить, если вдруг вывели за штат всех кондукторов и предложили пассажирам самим оплачивать проезд в общественном транспорте? В автобусах, трамваях и троллейбусах установили металлические кассы с пластмассовой крышкой и прорезью для денег (проезд в трамвае стоил 3 копейки, в автобусе и троллейбусе — 4 копейки). Надо было бросить в ящик монетки и, подкрутив ручку, оторвать билет. Предполагалось, что платить будут если не все, то подавляющее сознательное большинство (к коммунизму же идем). А остальным (несознательным пока) придется это делать под укоризненными взглядами уже обилетившихся. Но не тут-то было: устыдить зайцев самыми уничижающими взглядами оказалось невозможно, и они стали массово плодиться. Нельзя сказать, что их совсем не было в эру кондукторов, возможно, кому-то удавалось проехать без билета в давке, но такие случаи были единичными. Массово зайцами традиционно до конца 1960-х годов ездили футбольные болельщики на трамваях после матчей с участием минского «Динамо». Толпа выкатывала со стадиона на остановки на улице Ульяновской, набивалась в салон. Те же, кому места внутри не хватило, ехали на подножках, не давая дверям закрыться, а самые лихие взбирались на лестницу, которая шла в вагонах тогдашней конструкции по «корме» на крышу, облепляя трамвай гроздьями из тел. Тут уж не до билетов было. Позже минчан столичная милиция отучила от вредной привычки ездить вне салона.
Кстати, контролеры появились в столичном транспорте почти одновременно с введением добровольной оплаты за проезд. И методом работы они избрали наиболее действенный, с их точки зрения, — засаду. Сами знаете: заходит ничем не приметный человек (или двое) в вагон, тихонько едет, а потом вдруг объявляет, что он контролер! И все — если билета нет, то плати штраф, который тогда равнялся полтиннику — 50 копейкам. Но редко кто ездил без билета, пока кассы стояли. С ними зайцам было удобно: бросил, например, в ящик одну или несколько копеечных монет и оторвал сколько надо билетов, а то и вовсе без денег оторвал, если никто не видит. Применялись помимо штрафования и методы морального воздействия на людей в заячьем обличии. Хорошо помню, как, например, в трамваях, ходивших по улице Якуба Коласа, появились своеобразные окна позора, где размещались фото любителей проехать бесплатно. О подобных фактах стали сообщать для принятия мер воздействия по месту работы зайца.
Позже кассы-ящики исчезли. Началась эпоха талонов и компостеров. С ней связано тоже много всякого. Люди постарше помнят: было время, когда пассажиры, забывшие приобрести талончик (а ехать надо срочно), покупали-продавали их друг другу прямо на маршруте. Это было возможно при стабильно державшейся цене на проезд и хождении металлической мелочи. В 1991 году подобная салонная взаимовыручка стала достоянием истории.
А противостояние контролеров и зайцев тем временем с переменным успехом продолжалось. В начале двухтысячных годов в городские автобусы, троллейбусы и трамваи начали возвращаться кондукторы, штрафы за безбилетный проезд возросли. Тогда же контролеров общественного транспорта одели в те самые жилеты с цветными полосами и логотипами «Минсктранса».
И вот совсем недавно мы стали свидетелями своеобразной технической революции в салонах городского транспорта, где появились умные новинки: электронные компостеры и валидаторы. Мгновенное дистанционное выключение которых проверяющим должно было оставить зайца за «красными флажками». Но техника техникой, а человеческий фактор никто не отменял. Приметное одеяние, похоже, сыграло с контролерами злую шутку. И оно уходит. Наступает очередной этап охоты на зайцев, проведена перегруппировка сил и средств. Кондукторы с маршрутов вновь исчезли, а контролеры (их стало больше) маскируются, возвращаясь к проверенным методам работы — проверкам с элементом большей неожиданности.
Наверное, в «Минсктрансе» посчитали и подсчитали, что с точки зрения экономики это будет более выгодно. И вряд ли там испытывают иллюзии по поводу того, что зайцев удастся искоренить полностью, но существенно сократить популяцию вида можно. Но, сдается, последние новшества вовсе не последнее. Жизнь ведь богаче любых экономических выкладок, да и человеческий фактор, опять же.
Меж тем, есть в столице вид транспорта, где зайцы не водятся вовсе. Имя ему метрополитен. Ну да сами знаете: турникеты на каждой станции, световой луч в них в роли сторожа. Плюс строгая дежурная в кабинке, а еще милиционер с помощником (тоже в форме)… Вывод — любая чудо-техника хороша в сочетании с бдительным человеческим оком. Но то метро, скажете, вы. Особый случай.
Но вот недавно довелось побывать в Санкт-Петербурге. И одно из основных впечатлений о городском хозяйстве северной российской столицы таково: в огромном мегаполисе зайце нет, ну или совсем нет. Зато там есть кондукторы: в каждом (!) автобусе, троллейбусе, трамвае (в каждом его вагоне, если их два). За проезд платят все. Те, у кого проездной, как и у нас, прикладывают его к валидаторам на стойке, затем еще раз (для проверки факта оплаты) к переносному прибору кондуктора. И все это пассажирам привычно. Наверное, тамошние экономисты высчитали, что такой вариант в условиях города на Неве наиболее оптимален.
Кто-то наверняка скажет, что в каждом городе приходится отталкиваться от местных технических, финансовых и иных возможностей. Все так. Нам же остается призвать минчан платить за проезд, не дожидаясь, когда их к тому принудит контролер, облаченный в жилетку с «боевым раскрасом» или в такую же маскировочного варианта. Просто надо помнить, что при очередном подорожании проезда в городском транспорте в цену талона закладываются не только объективные экономические показатели, но и последствия влияния человеческого фактора. Зайцы в нашем случае — они тоже ведь люди.