«Нельзя перетягивать внимание на себя». Поговорили о жизни и об искусстве с главным дирижером Большого театра
Эмоции — на сцене, а в жизни — логика и разум. Такого принципа придерживается главный дирижер Большого театра Беларуси Артем Макаров. Корреспондент агентства «Минск-Новости» поговорила с ним о творческих планах, возможности совмещать работу в Минске и Москве, любви к Башкирии и месте силы.
В выигрыше остается зритель
— Артем Валентинович, недавно вы заняли ответственную должность. В 46 лет стать во главе такого большого профессионального коллектива почетно. Предложение было для вас неожиданным?
— Сейчас сплошь и рядом молодые специалисты становятся у руля коллективов. Восемь раз я приезжал в Большой театр Беларуси, дирижировал операми «Макбет», «Богема», «Пиковая дама», «Самсон и Далила», «Аида», прежде чем поступило предложение стать главным дирижером. Видимо, после просмотра меня в деле пошел разговор о моей работе на постоянной основе. Сразу никогда не соглашаюсь на серьезные предложения — нужно все обдумать. Меня ждали другая страна, новый театр и коллектив…
— Теперь вы совмещаете работу в двух столицах. В июне стали еще и главным дирижером Московского государственного академического детского музыкального театра имени Наталии Сац.
— Предложения из Минска и Москвы пришли примерно в одно время. Мне нужно было понять, как буду выстраивать свое рабочее время, чтобы и тут и там действовать продуктивно и плодотворно. В обоих театрах воплощаем планы на сезон, идут репетиции, прослушивания, назначение на партии, и мы уже обсуждаем, что будем делать в новом сезоне.
— Башкирия, Турция, Беларусь… Везде свой колорит, хотя язык музыки универсален. Есть ли особенности работы в этих театрах?
— Театры России, Беларуси и постсоветского пространства похожи. Они репертуарные. В Турции другая система. Ставят премьерный спектакль и смотрят, успешно ли он идет в течение сезона. Если наблюдается спад интереса публики, его либо снимают, либо демонстрируют недолгое время. На Западе прокатывают 10–15 премьерных спектаклей и убирают из афиши. В России и Беларуси в выигрыше остается зритель, потому что он может выбрать то, что ему интересно.
Не перетягивать внимание на себя
— До того как стали дирижером, вы играли на кларнете и фортепиано. А теперь музицируете?
— Что касается кларнета, быстро понял, что этот инструмент не совсем мой. Сосредоточился на фортепиано. Среднее и высшее образование продолжил как пианист. Работал долгое время концертмейстером, а затем обратился к дирижированию. Фортепиано постоянно присутствует в моей жизни. Часто занимаюсь с исполнителями. Сажусь за инструмент и аккомпанирую, бывает, что и на концертных выступлениях. Делаю это с большим удовольствием.
— Несмотря на то что вы — дирижер, главная фигура?
— В театральной постановке дирижер находится в постоянной связи с тем, что происходит на сцене. На концертных площадках публика видит только симфонический оркестр и дирижера, для профессионала здесь больше возможностей проявить себя. Кому что ближе, но я люблю театр.
— У некоторых дирижеров экспрессивная манера управления оркестром, и зрители смотрят на них с особым вниманием.
— Я стажировался у Геннадия Рождественского. У меня была возможность наблюдать за ним. Он использовал минимум жестов, и все его понимали. На концертной эстраде дирижер может какими-то действиями привлечь внимание публики. Но я считаю, что с этим нельзя перебарщивать и перетягивать внимание на себя. Для меня это неприемлемо.
«Башкирия — в моем сердце»
— В 2021 году вы стали народным артистом Республики Башкортостан. Что-то изменилось в вашей жизни?
— Я счастлив и горд, что удостоен этого звания. Старался максимально плодотворно отдавать себя музыке и работе на благо республики, в которой родился. И сейчас не оборвал с ней связь. Есть спектакли, на которые буду приезжать, чтобы продолжать работать.
— В последнее время все больше коллективов из России бывают у нас на гастролях, знакомя со своим национальным колоритом. А если бы вы хотели рассказать о Башкирии, как ее охарактеризовали бы?
— Башкирия очень теплая в плане отношений между людьми. Башкиры, русские, татары и другие национальности дружат веками, образуют смешанные семьи. Гостеприимную и красивую республику называют маленькой Швейцарией, ведь там много потрясающих мест с лесами и горными реками. Что касается культуры, то здесь есть театры на любой вкус.
— Вы дирижируете сложными спектаклями, например «Аидой».
— В репертуаре Большого театра Беларуси много непростых постановок: «Аида», «Макбет», «Пиковая дама», «Самсон и Далила»… С нетерпением жду, когда смогу прикоснуться к «Летучему голландцу» Вагнера. Он редко где идет. Очень хотел дирижировать «Турандот», и благодаря Минску моя творческая мечта сбылась в мае прошлого года.
Эмоции — на сцене, а в жизни — логика и разум
— Что бы вам хотелось изменить, привнести, улучшить в театре?
— Есть в планах названия, которыми хочется пополнить репертуар. Когда это случится, все узнают. Задача моя и коллег — поддерживать на хорошем профессиональном уровне то, что есть, привлекать талантливых исполнителей и музыкантов, которые хотели бы работать в команде Большого театра Беларуси.
— Вы, похоже, не реформатор, склонны к демократическому стилю правления.
— Если замечу то, что, на мой взгляд, нужно реформировать, будем над этим работать. Стараюсь к решению любого вопроса подходить рационально и адекватно. Пусть эмоции будут на сцене, а в жизни — логика и разум.
— В музыкальной среде всегда есть конкуренция. Что помогало победить?
— Как таковой конкуренции я не чувствовал, потому что у меня и коллег всегда есть работа и свои обязанности. Все мы вникаем в специфику профессии. У кого это получается лучше или хуже, покажет развитие карьеры.
— Где ваши места силы, в которых творчески перезагружаетесь?
— Люблю находиться в родной Уфе, гулять по Минску или Москве, чтобы затеряться в толпе, побродить со своими мыслями. Могу сходить в церковь, на концерт камерной музыки или в кино.
Справочно
Артем Макаров родился и вырос в Уфе. С отличием окончил Уфимский государственный институт искусств имени З. Исмагилова по специальности «фортепиано». Затем завершил образование в аспирантуре этого вуза по специальности «оперно-симфоническое дирижирование». В 2002-м стал дирижером Башкирского государственного театра оперы и балета, а с 2010 по 2023 год был его главным дирижером.
С 2003-го одновременно работал в Турции в Анкарской и Стамбульской государственных операх, преподавал в консерватории Эскишехира.
В 2021-м Макарову присвоено почетное звание «Народный артист Республики Башкортостан».
С сентября 2023 года — главный дирижер Большого театра Беларуси.
Фото Тамары Хамицевич