Необычная школа и нетиповой детский сад в Минске. Рассказываем, как там всё устроено

За последние пять лет в Минске появились как минимум одна необычная школа и нетиповой детский сад. Корреспондент агентства «Минск-Новости» изучила опыт этих заведений.

Как одна семья

В декабре 2015 года в Веснинке открылся детский сад в скандинавском стиле. Так его назвали за фасад из натурального дерева и другие особенности. Объект построила и передала городу словенская компания «Рико». Мне довелось видеть здание еще во время строительных работ. Поразили окна до пола в группах, лестница-амфитеатр для проведения мероприятий, скалодром в спортивной зоне, необычная организация прогулочной территории. Садик возводили по зарубежному проекту, поэтому он отличается от белорусских заведений. Как его оценил коллектив? Слово — заведующей детским садом № 32 Татьяне Колесниковой:

— Нестандартность планировки заставляет мыслить и работать по-новому. Например, раздевалка отделена от игровой зоны лишь шторой, есть раздвижные двери, которые могут объединить две группы. Ежедневно на время дневного сна расставляем кроватки, перемещаем столики. Это, может, и хлопотно, зато одно и то же пространство используется для разных функций. Даже коридоры задействованы в образовательном процессе. Там сделаны выставочные ниши, установлены рисовальные доски, стоят пуфики, и дети тоже могут заниматься. Часть лестницы на второй этаж выполнена как амфитеатр. Нет отдельных помещений для спортивного и музыкального залов. Они совмещены с холлами и отгораживаются при необходимости шторами. Такая открытость держит педагогов в тонусе, они постоянно, как на сцене. Коллектив принял такие условия работы. Подобная организация пространства и внутри, и снаружи очень сплачивает детей и педагогов. Малыши в разных группах знают друг друга, родители тоже. Про наш сад говорю: мы, как одна семья. Конечно, учреждение небольшое: 6 групп, 132 ребенка, но думаю, в другом здании таких ощущений могло бы не быть.

Отдельно стоит сказать об интерьерах: большие окна, обилие света и белого цвета дают заряд позитива. Когда жарко, опускаются жалюзи, это очень удобно. В группах есть регулируемая система подогрева пола, то есть работники сами могут создавать микроклимат в каждом помещении, добавлять или уменьшать тепло. Оценили и конвекторы в шкафчиках, и специальные решетки для обуви. Это позволяет в мокрую погоду просушить детские одежду и обувь.

К сожалению, мало кабинетов, а они нужны, например, для занятий педагога-психолога и учителя-дефектолога. Но здесь нашли возможность сделать такое помещение, немного реорганизовав пространство. Дополнительно обустроили зимний сад в холле, там же поставили аквариум с рыбками.

— Если один проект воплощается много лет, возникает ощущение шаблонности. А с детьми нельзя работать по штампу, надо постоянно меняться, искать новое. Когда обстановка позволяет отойти от стереотипа, это здорово, — считает Татьяна Колесникова.

Простор для творчества

Не просто школа, а социокультурный образовательный ресурсный центр. Так официально называют учреждение образования № 61, открывшееся в 2014 году на улице К. Туровского. Оно впечатляет как масштабами, так и наполнением. Практически маленький город, в котором дети не только учатся, но и с пользой проводят досуг.

Около 1 700 учеников, в предстоящем году наберут 56 классов.

Концепцию заведения разработала частная архитектурная мастерская по заказу инвестора, возводившего по соседству жилой массив. Дальнейшим проектированием занимался «Минскпроект». Изначально школу задумали использовать и как центр для дополнительных занятий детей района. А потому предусмотрели расширенную спортивную базу, блоки для художественной самодеятельности, кружковых занятий и другое.

Сегодня здесь работают биатлонный клуб с тиром, бассейн, тренажерный зал, другие спортивные секции. Есть свои театральная студия, танцевальные коллективы, интернет-клуб для дополнительных занятий. Выбирать есть из чего. Плюс и в том, что все залы и другие помещения задействованы и днем, и вечером.

По задумке архитекторов на школьной территории появилось особое место — форум. Как в Древнем Риме, он расположен под открытым небом. Здесь можно собрать учеников на особые мероприятия. Например, именно на форуме коллектив ежегодно отмечает День Победы с солдатской кашей, песнями военных лет, конкурсами. Запоминаются ребятам и уроки биологии на свежем воздухе, и концерты, которые тут организовывают. А летом форум становится базой для школьного лагеря.

— Нетипичная планировка школы подвигла на необычное оформление кабинетов, — делится заместитель директора Ольга Лапко. — Например, у нас есть классы с зенитными фонарями, дающими дополнительный дневной свет. Эту особенность попытались обыграть, сделав оригинальные витражи. Недавно обустроили интересное пространство для первоклассников: купили мягкие пуфы, раскрасили стены, изобразив персонажей мультиков. Нам очень нравится такая школа, она интересна и детям, и учителям. Здесь приятно работать. Думаю, если в городе будет не один типовой проект учебного заведения, а с десяток — это будет замечательно.

Больше свободы

Еще одну необычную школу возводят на улице Авиационной в «Новой Боровой». Концепцию создала также частная компания по заказу застройщика. Здесь просторные холлы, где найдется место как для активного, так и для спокойного отдыха, вестибюль-атриум в виде амфитеатра, плюс особый дизайн помещений. Изюминкой должны стать открытые террасы на кровле. Фасад здания будет задавать особый тон, он обыграет название улицы и места.

Впрочем, об этом мы еще расскажем.

В перечисленных случаях инициатива появления необычных объектов образования была за частными компаниями. А что же другие школы и садики Минска — типовые? Нисколько! Здания, построенные по современным проектам, тоже впечатляют и по-хорошему отличаются от того, что возводили 10–20 лет назад. Думаю, горожанам только на пользу, если необычных школ и садов у нас станет больше.

Фото Сергея Пожоги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ