Непредвиденных ситуаций не бывает. Машинист метро – об обучении на тренажере и рабочем графике
Свет в конце тоннеля машинисты метро видят каждый день. Оптимистичная работа! Но легкой ее не назовешь. Чтобы управлять электропоездом, нужно быть физически здоровым, психологически устойчивым, технически грамотным, бдительным, а также уметь полноценно отдыхать. Об этом и не только корреспондент агентства «Минск-Новости» побеседовала с машинистом электропоезда первого класса Анатолием Шиманюком.
Нашел свое призвание
А. Шиманюк уже более 10 лет работает на Московской линии столичной подземки. После службы в армии не захотел возвращаться на прежнее место работы. На глаза попалось объявление о том, что метрополитен приглашает на обучение машинистов. Так он и нашел свое призвание.
— В подготовку включены практическая и теоретическая части, — вспоминает собеседник. — Изучали разное оборудование, правила технической эксплуатации метрополитена, служебные инструкции. Сдавали экзамены. У машиниста должно быть отличное здоровье, потому что ежедневно мы перевозим тысячи людей. Строго соблюдаем режим труда и отдыха. Также нужно быть ответственным за свои действия, уметь контролировать ситуацию.
Каждый будущий машинист стажируется на той линии метрополитена, на которой будет работать в дальнейшем. Для Зеленолужской ветки необходимо пройти дополнительное обучение, потому что там другой тип поездов, на платформах установлены автоматические двери, препятствующие падению человека на пути. Сотрудник сам выбирает, на каком маршруте будет работать, — обычно он предпочитает тот, что ближе к дому.
График для машинистов составляют на три дня. Есть утренние, дневные и ночные смены. Работники, которые управляли последними вечерними поездами, ночуют в доме отдыха в электродепо «Московское» или в служебных квартирах. Отдохнув, выходят утром на работу.
Ежедневно смена начинается с медосмотра: измеряют температуру тела и артериальное давление, тестируют на содержание алкоголя в крови. Затем каждый сотрудник проходит инструктаж, знакомится с необходимыми документами. В кабине управления машинисты находятся около 5 часов, все остальное время уходит на перерывы.
Смоделировать ситуацию
Раз в три месяца все машинисты обязательно посещают практические занятия, где на тренажере отрабатывают разные ситуации. В основном симулируют неисправности подвижного состава, которые могут возникнуть во время работы. Также моделируют более сложные случаи, например падение человека на пути. Специалисту нужно оценить ситуацию и быстро принять единственно верное решение. Сначала просят диспетчера снять высокое напряжение с контактного рельса, указав станцию, номер пути, маршрут электропоезда и причину. После этого принимают необходимые меры для оказания помощи пассажиру.
Непредвиденных ситуаций в метро практически не бывает. Все неисправности и возможные происшествия заранее отработаны, а действия работников доведены до автоматизма.
Одно из мест, где «ночуют» составы, проходят техническое обслуживание и ремонт, — электродепо «Московское». Одновременно здесь могут находиться 26 поездов.
Кстати, часы на платформе предназначены в основном для машинистов. График движения поездов расписан по секундам, его нужно строго соблюдать. Когда пассажиры долго заходят в вагоны, их просят ускорить посадку с помощью системы оповещения.
Все на автомате
Если на перегоне между станциями остановится поезд, движущийся следом состав замедлит скорость.
— Все благодаря автоматической локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости АЛС-АРС, — поясняет А. Шиманюк. — Система предупредит машиниста о том, что впереди пути заняты. При необходимости она и остановит электропоезд, если поймет, что человек не принимает участия в управлении. Поэтому столкновения исключены.
Направление движения меняется с помощью станционных оборотных путей. Туда заезжают составы, затем машинист переходит из одного головного вагона в другой. Кабины в них полностью идентичны. После перевода стрелок он выезжает по другим рельсам в нужном направлении.
— В моей работе есть свои плюсы: закрепляются такие качества, как дисциплинированность и пунктуальность, — отмечает собеседник. — Каждый год тщательно проверяем состояние своего здоровья. Кроме того, достойная заработная плата, дополнительный отпуск. Многие говорят, что профессия монотонная и скучная, но я не согласен. Каждый день не похож на предыдущий, мы постоянно встречаем тысячи новых людей. Станции отличаются друг от друга, как и перегоны, поэтому мне не надоедает смотреть на них. К тому же управлять целым составом невероятно интересно.
Пусть меня научат
Тех, кто мечтает связать свою жизнь с метро, приглашают бесплатно обучиться профессиям «машинист электропоезда» и «слесарь по ремонту подвижного состава».
Во время профподготовки выплачивается стипендия, может быть оказана материальная помощь. После завершения полного курса обучения и успешной сдачи экзаменов выдается свидетельство, подтверждающее квалификацию и готовность к работе.
Чтобы освоить высокооплачиваемую профессию, необходимо обратиться в управление занятости населения комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома по адресу: ул. Берестянская, 20.
Телефоны для справок: (017) 348-96-92, (017) 352-85-35, (017) 350-89-56.
Плюсы работы машиниста метро:
- Ежегодно проверяют состояние здоровья.
- Достойная заработная плата.
- За работу под землей дают дополнительный отпуск.
Кандидату в машинисты метрополитена необходимо иметь техническое образование и пройти службу в Вооруженных Силах Республики Беларусь.
Фото Юрия Мозолевского