izobrazhenie viber 2024 12 02 13 49 07 533

Нес нашим «Звезду». Как юный почтальон минского подполья Петр Калиновский рисковал жизнью

vm eksklyuziv880h102

«Вечерка» открывает новый проект «Никто не забыт». К 80-летию освобождения Беларуси вспомним тех, кто поделился в разные годы с читателями своим фронтовым прошлым. Герой первого материала цикла — Петр Калиновский, который помогал подпольщикам, а позже стал бойцом партизанского отряда.

Слезы радости

«К началу Великой Отечественной войны я окончил пять классов. Когда фашисты стали подходить к моему родному городу Дзержинску, наша семья эвакуировалась. Но враг перерезал дороги восточнее Минска, и мы остались на территории, временно захваченной врагом. Мы стали активно помогать минским подпольщикам.

Однажды я попал в квартиру на ул. Чернышевского. Там жила семья Омельянюк. Владимир Степанович положил руку на мое плечо и спросил:

— Петя, ты пионер?

Да, дядя Володя.

— Будь им всегда.

kalinovskij kopiya

Петя Калиновский

Затем Владимир Степанович наклонился к этажерке, на которой стоял радиоприемник, и нажал кнопку.

Вы представляете мое состояние, когда я услышал знакомый голос Москвы. Передавали сводку Совинформбюро о разгроме фашистов под Москвой. Ведь гитлеровцы во все горло орали, что Москва в их руках. А здесь вдруг такое… Я заплакал.

Сводку приняли, размножили под копирку. И Владимир Степанович поручил мне отнести несколько экземпляров на Надеждинскую улицу в дом № 16. Это было мое первое боевое крещение.

Потом я разносил по разным адресам газету «Звязда», выполнял задания разведывательного характера, ходил на связь с подпольщиками.

К тому времени наша семья уже сменила четыре квартиры, каждый раз меняя фамилию. Весной 1943 г. все мы ушли партизанить. Я стал бойцом отряда имени Калинина, действовавшего в Минской области. После одного из боев с карателями меня приняли в комсомол. Со мной в отряде было еще несколько ребят моего возраста, в том числе и мой брат Жора.

В отряде я подружился со своим одногодкой Васей Коржиковым. Партизаны нас в шутку называли Пат и Паташонок, так как Вася был не по годам высок, а я маленького роста. К слову, Пат и Паташон были популярными киногероями в довоенное время. С 1921 по 1940 год датский дуэт бывшего переплетчика Карла Шенстрема (Пат) и бывшего художника и циркового клоуна Харальда Мадсена (Паташон) снялся более чем в 50 лентах. Во времена немого кино в СССР их знали все. Особенно любила комиков детвора.

В. Коржиков пал в бою. Геройски погибла и наша юная подруга Валя Платнер…»

Новости из будущего

Таким вышел рассказ юного подпольщика и партизана П. Калиновского, опубликованный в «Вечернем Минске» 1 июля 1972 г. в предпраздничном номере, посвященном дню освобождения столицы от немецко-фашистских захватчиков. Петр Арсеньевич, а в годы войны просто Петя, был знаком с будущим первым редактором подпольной газеты «Звязда» Владимиром Омельянюком. Они успели подружиться еще в мирное время, когда Владимир Степанович был пионервожатым в дзержинской средней школе. Юному подпольщику доверили важное и смертельно опасное задание — быть почтальоном. Мало кто мог подумать, что мальчуган носит листовки со сводками Совинформбюро, а затем и номера подпольной газеты «Звязда». Взрослые понимали, что будет с Петей, если фашисты обнаружат у него листовки с «правдой из Москвы». Но обошлось.

vecherka99

После освобождения БССР парень исполнил последний приказ своего командира — сел за школьную парту и стал учиться. О таких, как он, после войны говорили: в 43-м получил медаль, а в 46-м — паспорт. Представьте, что в 6-м классе радом с вами сидит одноклассник, у которого боевая награда!

Не меньше сделал повзрослевший пионер Петя и для сохранения памяти о войне. Петр Арсеньевич стал первым начальником штаба Батальона белорусских орлят, созданного в 1971 г. В него вошли бывшие подпольщики, связные, партизаны, сыны полков, юнги не старше 1927 г. р., имеющие удостоверение участника войны. Не только белорусы, но и те, кто участвовал в освобождении БССР.

Город помнит

Дом, где П. Калиновский встретился с В. Омельянюком, сохранился до сих пор и в 1960–1980-е был известен многим. Часто возле него можно было увидеть группу школьников, которым экскурсовод рассказывал о героической борьбе минских подпольщиков.

Район бывшего Червенского рынка во время войны был одноэтажным. В первые дни оккупации многие советские военные, избежавшие плена, пытались найти убежище в белорусской столице. В городе можно было заметить немало растерянных мужчин. Местные жители всячески помогали им, даже предлагали остаться жить у них. Так было и в этом районе, где зарождалось минское подполье, формировались первые подпольные организации из горожан и окруженцев. В доме № 16 на ул. Надеждинской, где жила Ольга Смирнова, нашел укрытие капитан Анатолий Соколов. Именно туда патриот Петя и отнес сводки Совинформбюро. К сожалению, весной 1942-го первое, зародившееся спонтанно подполье было раскрыто и разгромлено оккупантами. Многих патриотов арестовали, другим удалось уйти в партизанские отряды. Упомянутый капитан Соколов стал командиром партизанского отряда «Мститель» бригады «Дяди Васи» (Воронянского).

В память о минском подполье на многих домах в районе старого Червенского рынка установили таблички. Появилась такая и на доме № 16 на ул. Надеждинской. Шло время. Деревянную застройку сменили многоэтажки. Снесены дома, где жили подпольщики или размещались конспиративные квартиры. Памятная табличка в начале XXI века пришла в негодность. В 2018-м ее восстановила молодежь Ленинского района во время марафона «Комсомолу — 100: эстафета поколений».

П. Калиновский награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени. В начале июля 1944 г. он помог взять в плен немецкого офицера, прятавшегося в лесу.

omelyanyuk

Подвиг редактора

В. Омельянюк стал заведующим отделом пропаганды и редактором подпольной газеты «Звязда». Ее первый номер вышел 18 мая 1942-го тиражом 2 тыс. экземпляров. Это был настоящий удар по оккупантам. Под их носом не только выпустили официальную газету, но и прямо указали — подпольный горком Минска жив! Через несколько дней после выхода первого номера «Звязды» ее редактор был убит. По официальным данным, Владимир погиб 26 мая 1942 г. У Красного костела в память о нем установлен мемориальный знак. По одной из версий, именно там и пал от пули вражеского агента Омельянюк. Трудно оценить тот вклад, который внес Владимир Степанович в дело минского подполья. Ведь именно он стал одним из тех, чей подвиг позволил снять обвинения с минских патриотов. Фашисты сделали все, чтобы очернить минское подполье. Подвиг Володи и других патриотов оценили по достоинству лишь через 20 лет после окончания Великой Отечественной. Накануне Дня Победы в 1965-м им присвоили звание Героя Советского Союза. В. Омельянюк — единственный редактор во время Великой Отечественной войны, который был удостоен этого звания. Подобных примеров в истории СССР нет!

Смотрите также:

Обновленный ТД «На Немиге» и открытие нового ТЦ в Минске, начало новогодних скидок в универмагахОбновленный ТД «На Немиге» и открытие нового ТЦ в Минске, начало новогодних скидок в универмагах
Минский курьер. Обзор событий столицы с 20 по 26 ноябряМинский курьер. Обзор событий столицы с 20 по 26 ноября
telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Хоккеисты «Динамо-Минск» победили «Амур» в Хабаровске

Минское «Динамо» в заключительном матче выездной дальневосточной серии регионального чемпионата КХЛ победило в Хабаровске команду «Амур» со счетом 5:2, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

3deac95b1bfd73aa77c627f4fc483847

Уже по привычке динамовцам пришлось отыгрываться. В самом начале матча Алекс Броадхёрст после шикарной передачи Алекса Гальченюка поразил ворота Андрея Тихомирова броском с ближней дистанции.

Однако еще до перерыва «зубры» сумели сломить сопротивление «тигров». Вначале Виталий Пинчук удачно действовал на добивании после броска Александра Волкова. А затем уже он сам, воспользовавшись грубой ошибкой голкипера Дамира Шаймарданова, вывел «Динамо» вперед.

В перерыве Дмитрий Квартальнов решил поменять вратаря: вместо Тихомирова на площадку вышел Егор Вельмакин, в последних играх сосланный в фарм-клуб.  И на 26-й минуте Константин Барулин сумел его «распечатать»: подставил клюшку на пятачке после прострела того же Броадхёрста.

Но «бело-голубые» в этот день были буквально неудержимы. Брэди Лайл с паса Вадима Шипачёва (его 650-я передача в КХЛ!) забросил шайбу в ворота хабаровского «Амура».

В третьем же периоде «дубль» оформил Роман Горбунов. Таким образом, белорусская команда уверенно победила в матче — 5:2. Две победы и одно поражение — вполне достойный итог выездной серии.

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Брился наголо и подражал Маяковскому, в 19 лет возглавил сельсовет. Что мы знаем о Петрусе Бровке

Всегда активный, стремительный, полный идей Пётр Бровка любил повторять: «Не зря моя фамилия звучит в унисон с «уловкой», «рокировкой», «сноровкой». Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».   

pyatrus brouka

Подражал Маяковскому

Белорусский и советский писатель, поэт, переводчик Пётр Бровка (Пятрусь Броўка) не оставил после себя мемуаров и дневников, хотя многие просили его создать автобиографическую книгу. На это он лаконично и шутливо отвечал: «Всё знать вредно для здоровья». И это не мудрено, так как годы его взросления и становления как литератора пришлись на очень непростые времена для страны и писателей.

Родился Пётр Устинович 12 июня 1905-го в деревне Путилковичи (ныне Ушачский район Витебской области) в крестьянской семье, где было девять детей. Окончил три класса церковно-приходской школы в Лепеле. Казалось бы, лишь азы образования. Однако на фоне поголовной безграмотности на селе он, что называется, был нарасхват. Под диктовку писал письма на фронты Первой мировой отцам и братьям соседей, затем читал полученные ответы. С 13 лет работал переписчиком, делопроизводителем, счетоводом, а в неполные 19 лет возглавил сельсовет! Эпоха не оставляла времени на раздумья и раскачку. В 1925-м Пётр уже руководил отделом в полоцком райкоме комсомола. А через два года стал ответственным секретарем редакции газеты «Чырвоная Полаччына». Начал публиковать свои лирические стихи. Вступил в литературно-художественное объединение «Маладняк». Ребят сплотила не только литература, но и дружба, возраст.

В 1928-м Пётр поступил в БГУ на литературно-лингвистический факультет. Там всерьез увлекся творчеством Маяковского, даже подражал ему внешне: стригся наголо, носил шляпы с полями. Отразилось это и на литературной стилистике Бровки: отодвинул лирику в сторону, взялся за провокационные стихи-лозунги. После гибели поэта в 1930 году отправился в Москву проститься с кумиром, едва не погиб в давке на его похоронах.

Будучи студентом, Пётр познакомился с Еленой Михайловной Ридевской. У пары родился сын Юрий. Супруга всю жизнь оставалась музой литератора.

Публично каялся

Еще одним эталоном для Бровки современники считали Янку Купалу. По некоторым воспоминаниям на рубеже 1920–1930-х Пётр работал литературным секретарем народного поэта. Их часто видели вместе. Вскоре под волну раскулачивания попали мать и сестра классика. Он приложил огромные усилия, чтобы родные избежали тюрьмы. Но это было еще не все. Купалой заинтересовались компетентные органы, обвиняя в поддержке мифической антисоветской организации «Саюз вызвалення Беларусi». Тот понимал, что Бровка в опасности, и попросил на какое-то время забыть его адрес и сжечь экземпляр его запрещенной трагикомедии «Тутэйшыя», который хранился в доме молодого литератора. На прощание мастер посоветовал коллеге написать что-то созвучное эпохе, чтобы выжить. Вскоре появилась поэма Петра «Сквозь горы и степи» (1932), посвященная Гражданской войне. Купала же пережил множественные допросы. В тот период для известных людей существовал необычный способ самозащиты — покаянное письмо в центральной прессе.

s zhenoj i synom 1955 god

Пётр Бровка (справа) с женой и сыном (1955 г.)

Этим пользовались многие, когда жизнь висела на волоске, например Корней Чуковский, Юрий Олеша. Вот и белорусский классик письменно публично повинился, сочинил несколько стихотворений в честь Сталина, и от него отстали.

Несмотря на старания соответствовать времени, Бровка тоже едва не угодил под каток репрессий. В 1937 году арестовали шестерых его друзей по давно расформированному литобъединению «Маладняк». И 25 марта собрание Союза писателей БССР выслушало его публичное раскаяние.

Взял на себя труд

В 1930-е вышли восемь сборников стихов Бровки. В 1934 году по его сценарию на студии «Белгоскино» сняли картину «Кто твой друг» о разоблачении расхитителей социалистической собственности. Примечательно, что роли в ней исполнили звезды первой величины тех лет: Николай Черкасов, Клавдия Шульженко.

В 1940-м литератора назначили редактором в журнале «Полымя», который возглавлял Михаил Лыньков. У печатного органа Союза писателей БССР в то время был не слишком большой тираж — всего 2 тысячи экземпляров. Выходило издание один раз в месяц.

В июне 1941 года Пётр с семьей сумел уехать из пылающего Минска. Добравшись до Москвы, отправился в военкомат записываться в добровольцы. Но поскольку у Бровки было плохое зрение, вместо винтовки ему выдали белый билет неподлежащего мобилизации. Однако отсиживаться в тылу он не собирался. Смог добиться разрешения отправиться на фронт в качестве военного корреспондента. Работал во фронтовой газете «За Савецкую Беларусь» вместе с Максимом Танком, Кондратом Крапивой и другими коллегами, сотрудничал с партизанскими печатными изданиями. В период войны вышли два его поэтических сборника, посвященных борьбе советского народа с немецко-фашистскими захватчиками.

Будучи на фронте, Бровка ничего не знал о судьбе своей матери, которая осталась на оккупированной территории. Только после Победы выяснил, что она оказывала помощь партизанам. Об этом стало известно гитлеровцам от доносчика. Ее схватили и отправили в лагерь смерти Освенцим. Периодически там устраивали выборочные расстрелы. Ставили всех шеренгами, выводили каждого десятого и убивали. Как-то раз она оказалась девятой, а десятой была девушка из ее села. Решив, что свое пожила, мать поэта вызвалась встать под пулю вместо нее.

В 1945-м журнал «Полымя» возобновил деятельность. Издание возглавил Пётр Устинович. А спустя три года он стал председателем правления Союза писателей БССР, где проработал 20 лет. Охотно принимал в творческий союз выживших в лагерях реабилитированных товарищей. Во время хрущевской оттепели напоминал о бдительности и самоцензуре, повторяя фразу одного из молодых коллег «Учтите, вывески меняются легко, а жизнь и люди меняются гораздо дольше и сложнее».

Кабинетная работа не отлучила от творчества. Он продолжал сочинять стихи, переводил на белорусский язык произведения Владимира Маяковского, Александра Твардовского, Джорджа Байрона и многих других. Писал и прозу. Его роман «Когда сливаются реки» о строительстве ГЭС экранизировала Литовская киностудия.

С января 1967 года Пётр Устинович — главный редактор и фактический создатель Белорусской советской энциклопедии. Сумел сделать так, чтобы в нее вошли темы, которые считались исторически неоднозначными. Устроил все так, чтобы идеологи визировали макеты страниц. Ведь знал: мало кто из них читает книги вдумчиво — подмахнут не глядя. Так и вышло. С большим коллективом авторов работал над энциклопедией до самой кончины в 1980-м. Тогда же ему присвоили звание «Почетный гражданин города Минска». В 1982-м именем литератора назвали улицу в белорусской столице.

Еще материалы рубрики:

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Как Екатерина Карстен стала императрицей академической гребли

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Анатолий Ярмоленко: нужно быть честным и в любви, и на сцене, и в жизни

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Композитор Оловников сочинил десятки песен о героях Великой Отечественной

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Восхищался жизнью, несмотря на трудности. Каким был поэт Максим Танк

ПОЧЕТНЫЕ ГРАЖДАНЕ МИНСКА. Почти 40 лет отдал масштабному строительству в столице. Рассказываем о Викторе Мицкевиче