Несчастный случай в Бразилии: о непростой истории песни «Я начал жизнь в трущобах городских»

«Я начал жизнь в трущобах городских…» Изначально содержание песни не имело никакого отношения к сюжету известной кинокартины. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

kinopoisk.ru

В ином ракурсе

Песня из фильма «Генералы песчаных карьеров» (1971) американского режиссера Холла Бартлетта написана не для ленты. В 1957-м музыка вошла в состав «Рыбацкой сюиты». Отдельно с текстом увидела свет в 1965-м. Автор и исполнитель Доривал Каимми, снявшийся в эпизодической роли в картине, — один из самых популярных бразильских композиторов. Позже его произведения стали музыкальной основой сериала «Рабыня Изаура».

Холл Бартлетт

Изначально песня написана на португальском. Она не об уличной романтике, в чем были уверены советские мальчишки, посмотревшие фильм. Девушка, провожающая в море возлюбленного — рыбака, молится, чтобы ему сопутствовала погода, и обещает по возвращении постель, благоухающую розмарином.

Подростки-герои в «Неуловимых мстителях» или «Молодой гвардии» — отважные борцы за светлое будущее или с оккупантами. Дети в «Генералах песчаных карьеров» — бразильские сироты, они сбиваются в банды, терроризируют зажиточные семьи, грабят богатых. И всё это под лирическую, душевную музыку. Конечно, им не чуждо желание любить и быть любимыми. Их действия романтизированы режиссером, поэтому никому не приходило в голову, что с героями что-то не так. Банды малолеток-грабителей называли в ленте коммунами. Стоит любое варварство завернуть в красивую обертку — оно становится в умах потребителей благородным делом. В начале 1970-х в советских кинозалах были дети и внуки тех, кто в 1920-е делал то же самое, что и герои картины, — экспроприировали имущество буржуев. Поэтому никаких этических противоречий она в СССР не вызывала. Зрители восхищались героями. Никого не смущало и то, что 13–15-летних главных персонажей играли явно 30-летние актеры. На афишах красовалась надпись: «Детям до 16 лет вход воспрещен», но не было в СССР подростка, который бы не знал перипетий сюжета «Генералов песчаных карьеров» и не насвистывал щемящую мелодию. В первый год проката ленту в стране посмотрели 43 млн зрителей. В рамках Международного московского кинофестиваля ее демонстрировали в конкурсной программе. «Комсомольская правда» назвала «Генералов» лучшим иностранным фильмом. Первая волна популярности песни несколько лет зиждилась на варианте с тем самым португальским текстом, его перевод знали немногие. Счастливые обладатели бобинных магнитофонов на батарейках записывали ее в кинозалах, потом давали переписывать одноклассникам и приятелям во дворе.

Всему свое время

Жоржи Амаду

Далеко не все зарубежные картины могли попасть в советский кинопрокат. Но тут был особый случай. Она снята по произведению бразильского коммуниста Жоржи Амаду «Капитаны песка», написанному в 1937 г. Есть предположение, что роман отчасти автобиографический: писатель в юности месяцами путешествовал дорогами Бразилии, где как раз промышляли коммуны, подобные описанным. Режиссер значительно отошел от первоисточника, желая героизировать персонажей. Главный фигурант Педро Пуля в романе не погибает на площади, как показано в кино. Его занятие грабежами имеет типичное логическое завершение. Бывший грабитель Педро вступил в коммунистическую партию Бразилии. Туда же вступил и автор романа после скитаний по стране. Потом он успел посидеть в тюрьме. После легализации компартии в Рио-де-Жанейро в декабре 1945-го писателя избрали депутатом от Сан-Паулу в Национальный конгресс. Он неоднократно посещал СССР. А когда была снята лента по роману Жоржи Амаду, он не мог не лоббировать ее кинопрокат в советских республиках, где проживали 300 млн потенциальных зрителей. Грезилась перспектива получения авторских отчислений. И не без оснований.

Две версии

Действительно, красивая мелодия из фильма обрела новую жизнь, когда советский поэт и джазовый музыкант-трубач Юрий Цейтлин написал русский текст «Я начал жизнь в трущобах городских…». Утверждалось, что песня написана под впечатлением от «Генералов». Но автор явно не бывал в Бразилии, большая часть территории которой находится в зоне тропического климата. Поэтому в строчке «Я есть просил, я замерзал» не вызывает сомнения только первая фраза.

Квартет «Аккорд»

Произведение взялся исполнить вокальный квартет «Аккорд», состоявший из двух мужчин и двух женщин. Вокалисты обладали меццо-сопрано, сопрано, баритоном и тенором. Композицией заслушивались. Ее популярность в 1970-е подтверждается эпизодом из картины «Старший сын» (1975) с Леоновым, Караченцовым и Боярским в главных ролях. Персонаж Михаила Боярского наигрывает ее на гитаре. Параллельно текстовку на известную музыку написали участники одной из популярных московских бит-групп «Аргонавты». Чиновники им доверяли: их композицию «Кремлевские куранты» некоторое время использовали как музыкальное сопровождение заставки к завершению передач на Втором общесоюзном канале. Виталий Черницкий решил, что текст о сиротах не будет вызывать восторга у юных поклонниц. Он видел, кто приходит на их концерты. Спел именно то, что девушки желали услышать: «Зачем так рано ты ушла от нас, зачем покинула меня? Качает ветер на волнах баркас, я на руках несу тебя». Обе русскоязычные версии звучали в молодежных музыкальных программах ЦТ, которые вел Олег Анофриев.

Группа «Аргонавты»

С распадом СССР казалось, что песня забыта, настало время новых мелодий.

Третий круг

В ночь с 31 декабря 1997 г. на 1 января 1998-го в эфире Первого канала России состоялась премьера музыкальной ленты «Старые песни о главном 3».

Алексей Кортнев

В ней многие музыканты исполнили популярные советские композиции. Филипп Киркоров — «Уходило лето», Татьяна Буланова — «Не отрекаются любя». А группа «Несчастный случай» спела «Марш рыбаков» — именно такое название дали песне «Я начал жизнь в трущобах городских…» в СССР. Исполнение было одноразовой акцией. Никто не собирался включать в свой дальнейший репертуар «Старые песни о главном». Они казались отработанным материалом. Но на первом же концерте после новогодних праздников публика «Несчастного случая» стала требовать исполнить песню. За 23 года произведение успело стать визитной карточкой группы. Многие из тех, кому менее 30, считают, что она написана лидером «Несчастного случая» Алексеем Кортневым, и понятия не имеют о картине «Генералы песчаных карьеров», выходившей в США под названием The Defiant («Непокорный») в ограниченном прокате и не имевшей там успеха из-за социалистической направленности.

В 1991-м в рамках телевизионной программы «Матадор» ее автор и ведущий Константин Эрнст разыскал в Лос-Анджелесе режиссера Холла Бартлетта. К сожалению, судьба его сложилась так, что жизнь он заканчивал в трущобах городских. В обшарпанной комнате в кресле-качалке, перемотанном изолентой, сидел больной старик. Он не знал, что его фильм в СССР стал культовым, а песня популярна и сегодня.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ