О премьерах нового сезона, детских спектаклях и об итогах первого года в должности корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал генеральный директор Большого театра Беларуси Александр Петрович.
Призрак вируса
— Александр Евгеньевич, а времена изменились: теперь театр начинается не с вешалки, а с измерения температуры на входе, да и масочный режим, похоже, у вас никто не отменял.
— Он введен с апреля и в первую очередь для сотрудников театра. Что касается зрителей, то мы не ужесточали правила пребывания у нас. Хотя, конечно, весна выдалась трудной. Помню, пришлось перенести несколько спектаклей с Большой сцены на Малую, где постановку смотрели от 3 до 12 человек. В Большом зале число публики доходило до сотни, хотя все билеты были проданы. Кстати, тогда мы предложили зрителям сохранить квитки и прийти к нам осенью. Многие откликнулись.
Конечно, коронавирус внес коррективы в наши планы. Так, например, летом мы должны были принимать масштабное участие в столичных культурных событиях. Увы, не случилось. Однако это не помешает дальнейшей дружбе с городом. Наши двери всегда открыты как для официальных мероприятий Мингорисполкома, так и для совместных проектов.
— Наверняка пандемия внесла корректировки и в репетиционный график.
— Она нас затронула напрямую. Хотя смертельных случаев не было, несколько человек переболели тяжело. Поэтому, как только выявляли у кого-то ковид, всех, с кем общался заболевший, тут же отправляли на карантин. Репетиционный процесс проходил примерно так: только начнем, как кто-то заболевает, и все прерывается. Но до летнего отпуска сдали художественному совету балет «Пер Гюнт» и оперу «Виллисы. Фатум».
Кстати, и сейчас все сотрудники должны носить маски. Также приветствуем зрителей, которые приходят с повязками на лице. При этом особая рассадка в зале не предусмотрена. Зато ежедневно дезинфицируем помещения, все ручки и поверхности в здании.
Премьера за премьерой
— Началом сезона остались довольны?
— Несмотря на вторую волну вируса, каждый месяц выпускаем премьеру. В сентябре их было две, в октябре и ноябре — по одной. Вот-вот закончим работу над детским новогодним спектаклем, началась подготовка к традиционному зимнему балу. Возобновились экскурсии по театру, заработала детская оперная студия, труппа готовится к гастролям по Беларуси. Сезон спланирован до июля. То, что не получилось осуществить в прошлом сезоне, перенесли на 2021 год. Это и «Балетное лето», и обновленные вечера в Несвижском замке, и проект для показа в Мирском замке.
— А зачем вы собирались реформировать программу в Несвиже? Неужели и в Мире появится что-то похожее?
— В Мире мы хотели сделать фрагментарный показ «Лебединого озера» на водной глади, точнее на понтонах возле замка. Но пока он переносится на следующий год. А вот в Несвиже решили представить эксклюзивный двухдневный проект. В первый день зрителей ожидает премьера малой оперной постановки, второй посвятим концертным выступлениям артистов.
Кстати, в перспективе хотели бы придумать что-то и для Лидского замка, чтобы в полной мере реализовать летний проект «Замки Беларуси».
— Почему, на ваш взгляд, публика вернулась в театры, несмотря на предупреждения об опасности СOVID-19?
— Зрителей всегда привлекают премьеры (улыбается). Ну а если серьезно, то, наверное, многие уже привыкли к коронавирусу. Даже по настроению коллектива вижу, что люди хотят жить будущим. А что касается посещаемости, то для привлечения зрителей в сентябре организовали акцию: медики могли посетить спектакли бесплатно.
Между оперой и балетом
— Год назад, представляя вас коллективу, министр культуры много говорил об экономических показателях и о художественных смыслах. Вам сегодня ближе финансы или все же творческий процесс?
— Творчеством больше занят художественный руководитель Валентин Николаевич Елизарьев, с которым мы работаем в тандеме. Обсуждаем в том числе текущие проблемы, касающиеся постановок и репертуарной политики, репетиций, приглашенных артистов. При этом мне как директору важно отметить: все планы на 2020-й выполняются. Хотя еще в апреле казалось, что может что-то не получиться.
88-й сезон спланирован, запущен, выходят премьеры, на вторую половину сезона намечено возрождение белорусской постановки «Дзiкае паляванне караля Стаха» и восстановление «Лебединого озера», которым будет заниматься Елизарьев.
Что касается экономики, то государство, несмотря на всю трудность ситуации, оставило нам бюджетное финансирование. Благодаря этому проводим замену износившихся музыкальных инструментов в оркестре. Также удалось сохранить уровень заработной платы сотрудников, что позволяет сегодня стабильно работать. Кроме того, растет уверенность, что состоятся гастроли наших артистов на концертных площадках Беларуси.
— Одной из задач при назначении на должность директора вы назвали создание детских спектаклей. Удалось ее реализовать?
— В декабре выходит «Пиноккио», еще один проект запустим весной. Наши молодые режиссеры способны создавать такие постановки, и это видно по уже идущему в театре спектаклю «Кошкин дом». Ребята смотрят это действо с удовольствием. Думаю, появление двух постановок в сезон для детворы — это нормальная практика. Речь, конечно, идет не только об операх, но и о балете.
— Не могу не задать вопрос про выбор: опера или балет?
— И опера, и балет! Проработав почти год в театре, не вижу разделения. Зато вижу совместную работу артистов разных творческих цехов, которые во время спектаклей только помогают друг другу, создают на сцене неповторимый колорит, многообразие стилей, свойственное только оперному и балетному искусству. Мне трудно говорить за публику, потому что я смотрю на это действо как директор, а не как зритель. Интересна ли постановка публике, хорошо ли сработал режиссер, как можно организовать для него гастроли или поездку на фестиваль и многое другое… При этом как человек наслаждаюсь всем искусством, представленным в Большом театре Беларуси.
Фото Сергея Лукашова и Павла Русака
Смотрите также: