1200h90 2

Неземная красота. Рассказываем о людях, которые создают уникальные вещи в мастерских монастыря

MK eksklyuziv880h102В мастерских Свято-Елисаветинского монастыря создают уникальные вещи. Здесь трудятся люди с необычными судьбами. У каждого из них своя история и свой путь к Богу. Подробнее об этом — в репортаже корреспондента газеты «Минский Курьер».

Являя свету ангелов

Художника Андрея Воротникова судьба привела в стеклосувенирную мастерскую более 10 лет назад.

20210810 124609— Окончил факультет журналистики БГУ, некоторое время работал по профессии, — делится коллега.  Казалось, всё шло неплохо, но душа не находила покоя. Обрел его в мастерской, вырезая из стекла хрупких парящих ангелов.

Дивные, будто наполненные светом, лики святых, удивительные панно, восхитительные витражи — в студии художники придумывают и дают жизнь вещам неземной красоты. Черпают вдохновение в православных традициях, византийских барельефах, вкладывая в каждое изделие духовный смысл и частичку души.

— Дизайнер создает эскиз, тщательно прорисовывая детали. Затем он попадает в руки мастера, который нарезает, шлифует и склеивает заготовку, — раскрывает детали процесса художник Максим Городич. — В печи все детали соединяются — так появляются витражные иконы, подвески, сувениры.

К слову, материалы заказывают по всему миру. Последняя партия стекла пришла из Мексики.

Работаем в витражных техниках фьюзинг и тиффани, — склонившись над очередной заготовкой, посвящает в тонкости Мария Токарь.  В первой элементы будущего изделия как бы «спекаются» в печи, во второй — спаиваются свинцово-оловянным припоем.

20210810 125137Мария в мастерской трудится около восьми лет.

Пути Господни неисповедимы, — улыбается она.  Думала ли, что когда-нибудь буду нести послушание в монастыре? Не могла даже представить. Однажды попробовала, обрела необходимые навыки и прикипела душой. Сейчас мое место здесь.

В единственном экземпляре

Необычное имя Ларина (образовано от сочетания Ларисы и Марины. — Прим. авт.) ей дали родители. Будто предвидели необычную судьбу его обладательницы.

Много лет занималась бизнесом, а потом устала от суеты. Захотела что-то изменить в жизни, — поясняет руководитель керамической мастерской Ларина Кыркалова.  Когда пригласили в монастырь, очень удивилась — была далека от церкви. Всё же пришла… И почувствовала в мастерских обители такое душевное спокойствие — то, что называют старинным емким словом «благодать», — захотела остаться.

Керамическая мастерская — одна из старейших в монастыре. На протяжении двух десятков лет тут делают предметы быта ручной работы. Весь производственный цикл — от разработки оригинал-макета до выпуска продукции — осуществляется здесь.

20210810 131928 На одно изделие в среднем уходит 21 день, — продолжает собеседница.  Процесс включает заготовку жидкой глиняной массы, создание модели, матричной формы, ее тиражирование, обжиг предмета в печи, глазуровку, нанесение изображения.

По ее словам, на всех этапах используются авторские наработки и технологии, проверенные временем.

Один из самых трудоемких процессов, требующий недюжинного терпения и усердия, на мой взгляд, декорирование. Художники украшают чашки, тарелки, чайники, колокольчики рельефным декорированием — это одна из самых древних техник. Она подразумевает роспись по сырой глазури.

Сложность в том, что результат всегда неожиданный. Мастер может вложить немало сил, а после обжига изделие не будет смотреться, — комментирует Л. Кыркалова.  Но отказываться от древней технологии не собираемся: сохраняем лучшие керамические традиции.

Надглазурная живопись — роспись красками по обожженной поверхности, придает рисункам прозрачность и акварельность. Сначала мастер наносит эскиз карандашом, затем тщательно выводит красками каждую деталь рисунка. Над одним изделием иногда приходится работать не один день.

Кстати, изделия мастерских Свято-Елисаветинского монастыря хранятся в частных коллекциях во Франции, в Германии, Англии, США.

20210810 132900

Каждому дается по силам

В мастерской трудятся люди разных профессий. В том числе те, кому сложно найти работу.

Люди с инвалидностью выполняют поручения по силам, — рассказывает Ларина.  Несколько дней назад, к примеру, родители привели Сашу. Парень попробовал наклеивать на колокольчики переводные картинки. Получилось. Счастливы и папа с мамой, и сам Саша. Сказал, наконец почувствовал, что нужен. Может приносить пользу.

По словам руководителя мастерской, особенные помощники есть и на участке росписи акрилом. Работа с яркими красками их успокаивает, дарит душевный покой. Пусть делают немного, но находят умиротворение. Впрочем, как и все те, кто волею судьбы пришел в монастырь. Много раз ловила себя на мысли, что не только в храме, но и в мастерских царит особая атмосфера безмятежности, гармонии, доброжелательности… Простых, но важных ощущений, которых так не хватает в повседневной жизни.

20210810 131607Справочно

Сестры монастыря опекают Детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, психоневрологические дома-интернаты для престарелых и инвалидов, посещают больницы, помогают пожилым и немощным.

Фото автора

telegram
Yandex Zen logo
Goolge logo
Главный внештатный офтальмолог Минска: все операции для пациентов бесплатные

В 2024 году в 3-й городской клинической больнице им. Е. В. Клумова получили лечение около 6 тыс. офтальмологических пациентов. Об этом в программе «Говорит и показывает Минск» на «Радио-Минск» рассказал заведующий отделением микрохирургии № 1 этого медучреждения, главный внештатный офтальмолог комитета по здравоохранению Мингорисполкома Михаил Панес, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Новое в лечении глаукомы и советы врача по лазерной коррекции зрения и контактным линзамНовое в лечении глаукомы и советы врача по лазерной коррекции зрения и контактным линзам

Городской офтальмологический консультативно-диагностический центр (работает на базе третьей больницы) принял в 2024 году более 45 тыс. пациентов, — отметил М. Панес. — Это говорит о том, что офтальмологическая помощь востребована. И она находится на высоком уровне.

Он также рассказал, как организовано оказание офтальмологической помощи жителям столицы.

Если у человека есть проблемы со зрением, он идет в поликлинику, там его осматривает врач, — пояснил М. Панес. — Это амбулаторный этап. При необходимости дают направление к нам — в Городской консультативно-диагностический офтальмологический центр. И если человеку необходимо хирургическое вмешательство, его направляют в отделения микрохирургии нашей больницы, например.

По словам М. Панеса, все операции проводятся бесплатно. Пациент может заплатить только за импортный имплант, если он отказывается от бесплатного.

Высокотехнологичная помощь у нас хорошо развита. Она бесплатная, — продолжил М. Панес. — Лист ожидания планового хирургического вмешательства — 2–3 месяца. Экстренная офтальмологическая помощь оказывается в первые дни обращения. В этом случае госпитализируем пациента и оперируем.

Говоря про высокие технологии в офтальмологии, используемые в третьей больнице, специалист привел в пример трансплантацию отдельных слоев роговицы — селективную кератопластику. Во время такой операции убирается только патологически измененная часть роговицы, а здоровая ткань сохраняется. Иными словами, основной компонент роговицы остается нетронутым, что в итоге способствует лучшему заживлению прооперированного органа зрения.

Конкурс эстрадной и джазовой музыки «В ритме джаза» пройдет в Минске

Открытый инструментальный конкурс эстрадной и джазовой музыки «В ритме джаза» им. Н. К. Бобкова пройдет 22–23 февраля в столичной детской музыкальной школе искусств № 13, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» в учреждении образования.

depositphotos 311867644 s 2019
Фото Depositphotos

Конкурс — ежегодная творческая инициатива музыкальной школы искусств при поддержке администрации Первомайского района и управления культуры Мингорисполкома.

«В ритме джаза» проводится третий год, число участников растет, приезжают ребята из Беларуси и России.

Главная цель инициативы — выявление молодых одаренных исполнителей инструментальной джазовой и эстрадной музыки, повышение уровня исполнительского мастерства юных музыкантов, поддержка и популяризация детского и юношеского творчества, раскрытие творческого потенциала участников, создание нового инструментального эстрадного репертуара.

С 2022 года к конкурсу присоединились более 200 учащихся детских школ искусств в возрасте 8–16 лет из многих городов Беларуси (Минск, Жодино, Березино, Фаниполь, Борисов, Смолевичи, Марьина Горка, Бобруйск), а также юные музыканты из России.

Начинание проводится по направлениям: эстрадное (цифровое) фортепиано, ударные инструменты, бас-гитара/электрогитара, струнные смычковые инструменты, народные инструменты, ансамблевое исполнительство.

В 2024 году конкурсу присвоено имя Николая Бобкова (1946–2023 гг.) — учителя по классу фортепиано высшей педагогической категории, концертного исполнителя со стажем работы 60 лет. С момента открытия ДМШИ № 13 в 1985 году и до 2011-го он был директором учреждения. Благодаря инициативе руководителя в 2000 году на базе его класса открывается первое в Минске экспериментальное эстрадное отделение (эстрадное фортепиано), выпускники которого с большим успехом поступают в учреждения среднего музыкального образования.

В 2006 году в школе открывается отделение эстрады (вокал). Сейчас это центральное отделение в ДМШИ № 13, расширены направления эстрадного творчества: эстрадное (цифровое) фортепиано, электро- и бас-гитара, ударные инструменты, духовые инструменты, эстрадный вокал. Учащиеся эстрадного отделения становились победителями международных и республиканских конкурсов.

Конкурсные выступления пройдут 22 февраля, награждение и концерт-закрытие 23 февраля в концертном зале «Верхний город».