Алексей Сокол, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, заместитель председателя Постоянной комиссии по экономической политике:
— На законодательном уровне у нас созданы практически все нормативно-правовые акты, которые обеспечивают профилактику коррупционных действий. По моему мнению, это самое главное. Не случайно законы, указы и декреты, принятые в Беларуси в последнее время, положительно оценены международной неправительственной организацией Transparency International, составляющей показатель с целью отражения оценки уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по 100-балльной шкале примерно в 180 странах.
Это говорит о том, что у нас эффективно проводятся и профилактическая, и оперативная работа. В 2016 году мы были на 79-м месте, но за последний год на 10 или 11 пунктов поднялись, динамика четко прослеживается. Если брать статистику по стране, то коррупционные преступления составляют не более 2 % от общего числа. На мой взгляд, сравнительно немного. Просто благодаря СМИ население хорошо информировано о том, как проводится борьба с этим злом.
На снижение количества коррупционных преступлений, безусловно, повлиял Указ Главы государства о значительном уменьшении административных процедур. Изменены порядок или требования пожарного надзора, нами были внесены изменения в закон о противодействии монополистической деятельности, принят в 2-м чтении очень важный закон о государственных закупках, на которые в Беларуси ежегодно выделяют около 5 млрд долларов. Впредь вся информация, связанная с ними, должна быть в открытом доступе, в Интернете.
По нашей с коллегой инициативе будут внесены важные изменения в закон «Об инвестициях». Все это и ряд других мер помогут еще успешнее бороться с разного рода коррупционными злоупотреблениями. Если же говорить о том, что еще поможет бороться с коррупцией, думаю, необходимо повышать статус государственного служащего. Он должен быть профессиональным менеджером и безоговорочно ставить государственные интересы выше собственных. И здесь очень важны не только его знания, опыт, но и личностные качества.
Конечно, качественное формирование кадрового резерва — задача непростая, однако абсолютно необходимая. Да, эти люди проходят жесткий отбор по профессиональным качествам, но ведь не каждый из них, к сожалению, способен брать на себя ответственность, принимать непростое решение в интересах государства, не увязнув при этом в болоте бюрократизма.
Я, как многие коллеги и сограждане, полагаю, что управленец высокого уровня должен получать достойную и довольно высокую заработную плату. У него, как правило, ненормированный рабочий день, зачастую он работает по выходным, наконец, по закону о госслужащих не имеет дополнительного дохода.
Если резюмировать вышесказанное, борьба с коррупцией у нас, на мой взгляд, отлажена неплохо. Повышенное внимание нужно уделять профилактике злоупотреблений и разъяснительной работе, соблюдению норм, уже заложенных в законодательстве.