Никас Сафронов прилетел в Минск, чтобы открыть персональную выставку

С 3 марта до 23 апреля в Художественной галерее Михаила Савицкого будет работать персональная выставка Никаса Сафронова «Весна впечатлений – Никас. Живопись. Оптимизм», сообщили корреспонденту агентства «Минск – Новости» организаторы.

Перед минским зрителем предстанет около ста живописных и графических работ заслуженного художника Российской Федерации, академика Российской академии художеств. Это самая большая экспозиция картин Никаса Сафронова за рубежом в данный момент.

…Перед журналистами, пришедшими в галерею на пресс-конференцию по случаю предстоящего открытия выставки вечером 2 марта, художник появился с объемистым пакетом. Мальчишеская стать, высокая, ломкая фигура, седая борода и шевелюра до плеч, подвижный, легкий в общении – точно таким же минская публика увидела художника четыре года назад. Тогда здесь же, в Художественной галерее Михаила Савицкого, прошла его первая персональная выставка. Ее посетили более 20 тысяч человек. Несомненно, был ажиотаж. Был и успех. У картин Никаса Сафронова особенно горячились белорусские художники, которые никак не могли взять в толк, почему эти холсты продаются за бешеные деньги, и рассуждали о том, сколько в них процентов от искусства, а сколько от коммерции. И все сходились на том, что Никас Сафронов – это классика, побежденная экспериментом. Увидев картину, ее уже не забудешь, не выбросишь из головы. Холст Сафронова – гвоздь, вбитый в мозг зрителя.

…Тем временем художник снял несколько метров прозрачной пленки, укрывавшей полотно в раме, и…

Этот портрет я завершил не так давно, а сегодня утром, перед тем как уехать из своей мастерской в аэропорт на самолет из Москвы в Минск, покрыл картину лаком.

Никас Сафронов показал журналистам портрет Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Портрет вошел в состав экспозиции. Многих журналистов интересовала его дальнейшая судьба, после выставки. Художник не дал конкретного ответа.

На сегодняшний день в Беларуси не хранится ни одной работы кисти Сафронова, так что выставка «Весна впечатлений – Никас. Живопись. Оптимизм» – единственная возможность увидеть эти необычные произведения в духе кубизма, символизма, а также полотна, выполненные в технике dream vision. Эту авторскую технику Никас, как он сам сказал, добыл кровью, ценой многих лет эксперимента и поиска. Dream vision – это видения, возникающие на грани сна и пробуждения, на грани памяти и забвения… В этой технике в Минске сейчас представлены картины «Утренний канал в Венеции», «Солнечный день где-то в Италии», «Италия. Полдень» и многие другие.

Последние работы художника выполнены в манере импрессионистов: сюжет в дымке, лица слегка размыты. Это «атмосферные» картины, когда хочется раздвинуть раму, войти и подышать тем воздухом…

Все, что представлено на выставке «Весна впечатлений – Никас. Живопись. Оптимизм», ранее в Минск не привозилось. Уникальность экспозиции еще и в том, что после экспонирования часть полотен восточной тематики улетит в Бахрейн – это, можно сказать, уже собственность короля Бахрейна, другая часть – в Татарстан, третья – в Азербайджан.

Специально для Года собаки Никас Сафронов подготовил серию картин, на которых изображены собаки разных пород в человеческом облачении. 8 апреля, в день рождения художника, эту серию доставят из Москвы, она пополнит минскую экспозицию. Появятся в галерее и майки с репродукциями картин Сафронова на ткани.

В кулуарах пресс-конференции многие говорили также о том, что Сафронов – талантливый менеджер, создатель своего успеха, что феномен его личности требует большого и большего изучения, нежели то, что выходит из-под кисти художника.

Кстати, о кисти.

В мае прошлого года Никас Сафронов едва не лишился указательного пальца правой руки: поранил его краем открытой консервной банки, начались большие проблемы, грозящие ампутацией. Перст спасают врачи московского военного госпиталя – они отпустили пациента в Минск всего на три дня, а затем продолжат лечение. Страховая компания оценила травму и выплатила художнику 210 тысяч долларов. (Свои глаза и руки как рабочие инструменты Никас Сафронов застраховал еще раньше.)

С этого и начался наш разговор.

Как вы создаете картины с такой рукой?

Как видите – пишу, – и художник продемонстрировал подвижность забинтованного пальца. – Я много работаю. Сегодня всю ночь стоял у мольберта.

В свой прошлый приезд вы говорили, что впечатлились успехами белорусской биатлонистки Дарьи Домрачевой и обязательно создадите ее портрет. А портрета нет

Обязательно напишу! Как только Дарья найдет время для позирования. Дело за Дарьей.

С какими мыслями летели в Минск?

С очень теплыми. Я летел к родным людям, по которым соскучился. Они трудолюбивые, чистые душой. Любят свою страну и переживают за нее. И я люблю Беларусь. Мало кто знает, что я инкогнито приезжал в Здравнёво, на бывшую дачу Ильи Репина (музей-усадьба И. Репина «Здравнёво» находится в Витебской области. – Прим. авт.), жил в палатке, писал пейзажи, посещал местный молокозавод и упивался белорусским молоком.

Правда ли, что Владимир Владимирович Путин назвал вас лучшим российским художником?

Это было в июне прошлого года в Кремле. Меня пригласили к Президенту России, шел дождь, как сейчас помню… Владимир Владимирович приобнял меня и сказал, что я лучший не только в стране, но даже в мире. В предыдущий раз встреча с Путиным произошла с участием Джорджа Буша-младшего, после чего Буш пригласил меня на ранчо…

Что вы делаете, когда за своим портретом к вам обращается злой, гадкий человек? Он готов заплатить большие деньги, но плохая энергетика из него так и бьет ключом. Отказываете?

Если деньги действительно большие, то нет. Любой человек – это луна. Я стараюсь развернуть его так, чтобы негатив оказался на темной стороне и был мне невидим. Понимаете, деньги… Всю сознательную жизнь я занимаюсь благотворительностью, меценатством, и на это уходят значительные средства. Раньше я старался не говорить об этом и, видимо, был неправ. Много в России обездоленных, нуждающихся, талантливых, но бедных, вот им и помогаю.

Говорят, что вы храните в своей квартире череп бабушки. Простите за прямоту – это эпатаж такой?

Да нет же! Моя бабушка Онно литовско-финского происхождения. Она была упокоена в Литве, но кладбище размыло водой… Я забрал череп. Буду ли перезахоранивать? Знаете, пока этой проблемой я не занимался.

Николай Степанович, у вас взрослые сыновья. Может, вы уже дедушка?

Нет. Впрочем, когда дело касается детей, ни один мужчина не может ни в чем быть уверен.

И он мягко улыбнулся.

…В одной только Москве работает более трехсот тысяч художников. А кого знает народ? Илью Глазунова, Александра Шилова и Никаса Сафронова. Ну, может, еще и Зураба Церетели, хотя он не живописец, а монументалист. «Быть знаменитым некрасиво» – эта формула поэта Бориса Пастернака сегодня считается неактуальной. Быть знаменитым при жизни – значит, иметь возможность заниматься благотворительностью, давать деньги на школы и церкви, а также влиять на людей.

Известность нужно постоянно поддерживать. Это одно из объяснений фантастической работоспособности Никаса Сафронова. Стоит хотя бы ненадолго исчезнуть из медийного и выставочного пространства – тут же канешь в Лету. Сафронов умеет знакомиться: посылает какой-нибудь знаменитости свой альбом с репродукциями. Альбомы этого художника имеют магическую силу: как правило, за таким художественным посланием следует приглашение на ланч. Знакомство может перерасти – часто и перерастает – в дружеские отношения. Свидетельства тому – многочисленные фотографии, на которых художник находится рядом с Маргарет Тэтчер, Мадонной, Джеком Николсоном, Михаилом Горбачевым, Софи Лорен, Джуди Фостер…

Сафронов афористичен. Его высказывания стали широко известны. Например, такие: «Я сажусь работать как ремесленник, а заканчиваю – как художник», «Мама говорила: заработал три копейки – одну отдай нуждающимся. Я отдаю полторы», «Никого не интересует человек потерявший миллион. И всем интересен человек, нашедший миллион».

Вот и нашу краткую беседу он завершил словами:

Ничего случайного в мире нет. Есть только неустановленные связи.

Фото Сергея Лукашова

ТОП-3 О МИНСКЕ