«Никогда не возникало желания опустить руки». Минчанка, лишенная родительских прав, смогла вернуть сына
Минчанка, лишенная родительских прав в отношении сына, с четвертой попытки доказала, что может быть мамой. Подробности – в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».
Рождение ребенка — это всегда счастье, но, увы, есть взрослые, которые не осознают ответственности за жизнь, здоровье и воспитание своих малышей. Они втягивают детей в семейные конфликты, уклоняются от их воспитания, а то и вовсе оставляют на произвол судьбы, не заботясь и не обеспечивая даже самым необходимым.
Так случилось и в одной минской семье. Ольга* стала мамой почти в 41 год. С отцом ребенка отношения не сложились — в свидетельстве о рождении мальчика он записан с ее слов. Мужчина проживает где-то на просторах России, сыном практически не интересуется и алиментов на его содержание не платит.
Поначалу Ольга заботилась о маленьком Кирилле*, окружала теплотой и заботой, но со временем стала заглядывать на дно бутылки. У нее появился сожитель, который также имел непреодолимую тягу к спиртному. Воспитание сына отошло на второй план, а в квартире минчанки все чаще собирались сомнительные компании, деньги уходили на покупку алкоголя, дома же царил полнейший беспорядок.
На ситуацию в этой семье обратили внимание органы опеки и попечительства. Мальчика трижды забирали в социально-педагогический центр с приютом. Ольга неоднократно кодировалась, но спустя непродолжительное время снова начинала злоупотреблять спиртным. В последний раз это случилось, когда объявился биологический отец Кирилла. Однажды, будучи в изрядном подпитии, женщина была даже не в состоянии завести ребенка в детский сад и оставила его возле забора. По этой же причине стала прогуливать работу. Видя, что Ольга упорно не хочет исправляться, в 2019 году ее лишили родительских прав. Так малыш оказался в детском доме семейного типа.
Именно лишение родительских прав заставило Ольгу пересмотреть жизненные приоритеты. Женщина закодировалась, устроилась на работу и исправно возмещала средства, затраченные на содержание сына, находящегося на государственном обеспечении. У нее никогда не было задолженности. Она работала с психологами СПЦ, ходила на консультации к юристам, делала в квартире ремонт и регулярно навещала Кирилла.
Минчанка признается: у нее никогда не было желания опустить руки, она была уверена, что сможет вернуть единственного сына. И ей до сих пор стыдно за то, что когда-то оказалась на самом дне, однако лишение родительских прав послужило ей хорошим уроком.
— Ольга трижды обращалась в суд с исковым заявлением о восстановлении в родительских правах, но каждый раз ей отказывали, — рассказывает заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних администрации Октябрьского района Наталья Локис. — Несмотря на то что женщина была лишена родительских прав, ее никто не оставил, с ней продолжали работать представители СПЦ, школы. К счастью, мама образумилась и смогла побороть пагубную привычку, прекратила общение с сомнительными знакомыми. В июле нынешнего года суд Центрального района восстановил ее в родительских правах. Мы по-прежнему контролируем эту семью и очень рады, что у них все наладилось.
Сегодня Ольга живет вдвоем с сыном в двухкомнатной квартире. Обстановка в ней пусть и скромная, но здесь достаточно уютно, всюду чистота и порядок. Мы застали женщину в тот момент, когда она хлопотала на кухне — готовила для Кирилла фасолевый суп и творожную запеканку.
— Я завтра поздно освобожусь с работы, а эти блюда он точно съест и не будет голодным, — заботливо поясняет минчанка.
В комнате Кирилла много книг, фотографий, клетка с любимым хомяком Васей. На стуле аккуратно сложено кимоно — мальчик увлекается карате. Кроме того, он посещает кружок по математике, танцевальную студию и бассейн.
— Кирюша учится в четвертом классе, каждый вечер делаем с ним домашние задания. За его учебу я не переживаю — он почти по всем предметам успевает на отлично, — с гордостью рассказывает Ольга об успехах сына.
Женщина не скрывает: мальчик иногда спрашивает о биологическом отце, поскольку видит, что у сверстников есть папы, которые заботятся о них. Она старается избегать таких разговоров, но при этом никогда плохо не говорит об отце:
— Мы — верующая семья, и когда Кирилл заводит разговор о папе, я рассказываю ему о крестном, который его очень любит. Стараюсь не травмировать сына, ведь он очень ранимый ребенок. А с биологическим отцом, если сам захочет, когда-нибудь наладит общение, я препятствовать не стану.
Компетентно
Марина Прудникович, старший помощник прокурора Центрального района:
— Мамы и папы могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по их воспитанию. Это может выражаться в отсутствии заботы о нравственном и физическом развитии детей, их здоровье, обучении, подготовке к общественно полезному труду, содержании. Также вопрос о лишении родительских прав ставится, если родители злоупотребляют своими правами и жестоко обращаются с ребенком, ведут аморальный образ жизни либо же отказались от малыша, например, оставив его после рождения в роддоме.
При этом родители, лишенные прав на детей, могут восстановиться в них. Для этого им необходимо изменить свои поведение и образ жизни, отношение к воспитанию чада, привести жилье в надлежащее состояние. Важно, что мнение ребенка, в отношении которого мать или отец лишены прав, играет особую роль, и суд учитывает желание несовершеннолетнего, достигшего 10-летнего возраста, вернуться к родителю.
*Имена героев изменены.
Фото Павла Русака