Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 29 апреля в разные годы, — в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1815 год. Первая публикация 16-летнего Александра Пушкина

В этот день читатели журнала «Русский музеум» прочли строки:
…Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед…
«Воспоминания в Царском Селе» — первая публикация 16-летнего Пушкина, которую он подписал своим именем.
Написано стихотворение в октябре — декабре 1814 года. В этот год и вообще во время учебы в Лицее юный Пушкин довольно часто обращается к впечатлениям своего детства. До 1816 года он практически безотлучно находился в своем любимом Царском Селе.
Впрочем, стихотворение знаменито не своим содержанием, а одобрительной реакцией на него Гавриила Державина, о чем сам Пушкин позже напишет:
Старик Державин нас заметил,
И, в гроб сходя, благословил.
«Воспоминания в Царском Селе» Пушкин читал 21 января 1815 года на публичном экзамене в Лицее в присутствии Державина. «Я не в силах описать состояние души моей, — вспоминал позднее юный поэт. — Голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом». По свидетельству Ивана Пущина, Державин «в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать его (Пушкина) и осенил кудрявую его голову».
«Я не умер, — воскликнул Державин. — Вот, кто заменит Державина!».
В дальнейшем, когда раскрылся гений Пушкина, это событие приобрело вид символической передачи творческой эстафеты от первого поэта XVIII века первому поэту XIX века.
1925 год. Николай Бухарин впервые запускает в оборот фразу «генеральная линия партии»

Это выражение в советскую эпоху стало настолько расхожим и часто употребляемым, что, казалось, существовало со времен основания большевистской партии и являлось по меньшей мере продуктом коллективного творчества партийных теоретиков. На самом деле понятие «генеральная линия партии» ввел в политический лексикон член Политбюро ЦК ВКП(б) Николай Бухарин, выступивший в заключительный день работы XIV партийной конференции с изложением своей позиции и своих взглядов по текущему моменту. В то время Бухарин боролся с «троцкистской» оппозицией и противопоставлял себя, сторонника генеральной линии, «левому уклону» в партии в лице Троцкого, Зиновьева и Каменева.
Правда, наступит 1929 год, и Сталин поставит вопрос так, что всякое, даже малейшее несогласие с генеральной линией партии в условиях обострения классовой борьбы будет означать «правый уклон». Найдут «правый уклон» и в деятельности самого автора термина (позднее Бухарин будет осужден и расстрелян).
В анкетах сталинского периода существовал вопрос: «Были ли колебания и отклонения в проведении генеральной линии? Когда? Какие?» Утвердительный ответ на него означал конец служебной карьеры, а впоследствии — тюремное заключение и ссылку. В сравнительно «мягкие» 1960-е годы ответ на этот, теперь уже устный вопрос, шутливо обыгрывался: «Колебался вместе с генеральной линией партии».
1945 год. В окруженном советскими войсками Берлине, в подземном бункере имперской канцелярии Адольф Гитлер и Ева Браун справляют свадьбу

Браун познакомилась с Гитлером, работая помощником его официального фотографа. Выросшая в католической среде среднего класса, Ева проводила время с Гитлером вдали от публики, развлекаясь катанием на лыжах и плаванием. Она не оказала заметного влияния на политическую карьеру Гитлера, но привнесла определенный уют в жизнь диктатора. Верная до конца, она отказалась покинуть берлинский бункер при приближении Красной армии.
В ночь на 29 апреля Гитлер и Браун соединились узами брака. Вот как об этом пишет в мемуарах телохранитель и телефонист фюрера Рохус Мишек, который одним из последних видел диктатора живым:
«Вскоре после полночи я заметил в бункере человека, которого никогда не видел раньше. Хенчель (Hentschel — машинист в бункере), кажется, был поражен не меньше меня, когда мужчина и двое провожатых целеустремленно прошли мимо нас.
«Кто же это все-таки был?», — спросил я Хенчеля. — «Служащий загса». — «Кто?». Я должно быть ослышался, но Хенчель повторил: «Служащий загса!». Речь шла о сотруднике муниципалитета Вальтере Вагнере (…).
«Шеф сегодня женится», — объявил мне приятель (…). Так, я узнал о предстоящей свадьбе Гитлера и Евы Браун. Я увидел, как Вагнер исчез в кабинете Гитлера, оба провожатых остались стоять напротив. За дверьми кабинета Ева дала Гитлеру согласие. Борман и Геббельс, по-видимому, исполняли обязанности свидетелей при бракосочетании. Примерно в полвторого дело было завершено (…).
Я оставался на своем месте и обдумывал, как я должен теперь обращаться к Еве, когда ее встречу. «Госпожа Гитлер» — это казалась для меня невозможным. Еве, девушке «фюрера», обращение «фрау Гитлер» не подходило, и Гитлеру то, что он состоит в браке, тоже не подходило.
Приятели позже обсуждали, что Гитлер только потому захотел сделать Еву «фрау Гитлер», чтобы до конца сохранить соглашение. Прежде всего, из-за родителей Евы. Все должно было быть приведено в порядок. Брауны не должны были стыдиться, что их дочь умерла сожительницей.
Мысли о том, как правильно обращаться к Еве Гитлер и вся болтовня о бракосочетании снова отступили перед сверлящим вопросом: когда же все это закончится самоубийством?..».
Британцы Джонатан Майо и Эмма Крэйги в своей книге «Последний день Гитлера. Минута за минутой» в деталях восстановили свадьбу фюрера. Они пишут, что на Гитлере были повседневные черные брюки и мятый серый армейский китель. Невеста надела длинное платье из черного шелка, дополнив наряд золотой цепочкой с подвеской из топаза и золотыми часами. Волосы она заколола бриллиантовой заколкой.
При оформлении брака жених и невеста не смогли предъявить документы, подтверждающие их арийское происхождение, политическую благонадежность и прочие предписанные гитлеровскими законами данные. Учитывая военную обстановку, пара просила принять на веру их устные заявления о том, что они принадлежат к высшей расе и не страдают наследственными заболеваниями. Служащий загса Вагнер (к бункеру он приехал на танке) зафиксировал в документе, что их просьба удовлетворена.
Жених и невеста обменялись наспех добытыми кольцами, которые в итоге оказались им велики. Вся церемония длилась не более десяти минут.
Затем был устроен небольшой банкет, который стал последним торжеством в истории нацистской Германии. На нем гостей угощали шампанским, чаем и бутербродами. Гитлер ограничился маленьким стаканом венгерского вина с сахаром. Согласно воспоминаниям свидетелей, Ева была в ту ночь как никогда весела и чувствовала себя прекрасно.
На следующий день молодожены покончили с собой.
1955 год. Родилась Лариса Удовиченко, актриса театра и кино, народная артистка России

Ее детство прошло в Вене, где отец работал военным врачом, а юность — в Одессе. Лариса занималась в актерской студии при Одесской киностудии и впервые появилась на экране в 15 лет в короткометражном фильме «Счастливый Кукушкин» режиссера Александра Павловского. Спустя два года она поступила во ВГИК и стала любимой студенткой Тамары Макаровой и Сергея Герасимова, давших белокурой одесситке путевку в большое кино. В картине своих учителей «Дочки-матери» второкурсница Удовиченко сыграла свою первую серьезную роль.
В 1984 году Удовиченко — заслуженная артистка РСФСР, а в 1998-м — народная артистка России и любимица миллионов телезрителей. Она снялась более чем в 120 фильмах, среди которых «Трын-трава», «И это все о нем», «Успех», «Любить по-русски», «На кого бог пошлет».
Оглушительная слава пришла к ней с ролью незабвенной Маньки-Облигации в культовой пятисерийной ленте «Место встречи изменить нельзя». Режиссер Станислав Говорухин видел Удовиченко в образе милиционера Вари Синичкиной, но молодая актриса посчитала эту роль слишком «пресной» и отказалась от нее. Прочитав сценарий, она сама заинтересовалась другим персонажем — девицей из преступного мира Марией Колывановой, работавшей под кличкой Манька-Облигация, и попросила режиссера попробовать на эту роль ее. Говорухин долго отпирался, убежденный в том, что у дамы легкого поведения, связанной с криминальными личностями, не может быть такого милого и наивного лица, как у Ларисы. Наконец, просмотрев несколько претенденток и не удовлетворившись результатом, Говорухин махнул рукой: пробуйся. Интересно, что фразу о правописании — «облигация» или «аблигация» — на допросе в кабинете Глеба Жеглова придумала сама Удовиченко.
После выхода сериала актриса проснулась знаменитой.
2005 год. В Минске на пересечении Партизанского проспекта с улицей Енисейской торжественно открывают архитектурно-скульптурный знак «Беларусь партизанская»

В церемонии приняли участие Президент Беларуси Александр Лукашенко, а также участники партизанского движения и подполья из 30 стран.
Мемориал возведен по проекту Валентина Занковича, белорусского архитектора и скульптора, лауреата Ленинской премии, одного из авторов мемориальных комплексов «Брестская крепость-герой» и «Хатынь».
Работа над памятником продолжалась три года. Его макет прошел более 100 согласований с общественностью, специалистами и властями.
Колонна возвысилась на 21 м. Каменотесы вырубали ее из цельного гранита, привезенного из карьера в Житомирской области.
Барельефы у основания колонны напоминают о происходящем в годы Великой Отечественной войны: как прежде мирные люди уходили в леса, как создавали партизанские отряды, как с оружием в руках становились на защиту родной страны.
На верхушке колонны — композиция высотой 5,5 м, изображающая семью партизан. Женщина в одной руке держит оружие, в другой — ребенка, мужчина с винтовкой на плече. Над ними свободно развевается знамя.
Вес скульптурной композиции — 14 т, самой колонны — 220 т.
Александр Лукашенко возложил корзину цветов к подножию мемориала, почтил минутой молчания память погибших в годы войны.
Глава государства выразил уверенность, что мемориальный знак «Беларусь партизанская» станет местом, куда будут приходить минчане и гости столицы, приводить детей и внуков, сюда будут приносить цветы молодожены. «Этот памятник расскажет им о вашем, дорогие ветераны, героическом подвиге, — сказал белорусский лидер. — Спасибо вам за славное прошлое, спокойное настоящее и прекрасное будущее. За то, что отбили желание у недругов прийти на нашу прекрасную землю и попытаться ее поработить».