«Нисколько не жалею о выборе». Каково учиться на авиационном факультете Военной академии в Минске

Всегда было интересно узнать, почему молодые люди так рвутся в авиацию. Да, романтики там хоть отбавляй. Но все-таки это большой риск и тяжелая работа — управлять боевым самолетом или вертолетом. В свое время майор Игорь Гражевский служил штурманом в авиационных частях и не понаслышке знает, что значит подниматься в небо. А теперь начальник курса батальона курсантов передает опыт младшему поколению на авиационном факультете. Подробнее об этом — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Подписаться

Подписывайтесь на канал MINSKNEWS в YouTube

— Обучение ведется по восьми специальностям — пяти инженерным и трем летным (фронтовая и армейская авиация, офицеры боевого управления), — рассказывает собеседник.  На четвертом курсе занимаются 45 курсантов, среди них пять девушек.

— Много ли желающих освоить летную профессию?

— В последние годы интерес у молодых людей к нашей службе значительно вырос. При поступлении абитуриенты указывают в заявлении специальность, которую желают получить. То есть право выбора в пользу инженерной или летной у них есть. Другое дело, что к будущим летчикам требования по состоянию здоровья намного выше.

— А что касается успеваемости?

— В учебном процессе лень не допускается. Если в день отведены три часа на самоподготовку, то занимайся. У нас нет такого, чтобы курсант пришел с занятий и улегся на кровать, взяв в руки смартфон, планшет или ноутбук. Хотя эти предметы в казарме использовать не запрещается. Считаю, что в нашем вузе молодые люди получают достойное образование. Да, учиться нелегко. Испытанием для курсантов становятся первые месяцы жизни в академии, когда нужно привыкать к армейскому распорядку дня и дисциплине. Потом все приходит в норму.

майор Игорь Гражевский
Майор Игорь Гражевский

— Курсант одет, обут, накормлен. Только учись…

— В отличие от студентов гражданских вузов, наши ребята находятся на полном государственном обеспечении, им выплачивается денежное довольствие. Да, есть некоторые ограничения. Но, с другой стороны, курсанты ведь не проходят срочную службу. В военный вуз пришли учиться добровольно. И мы, командиры, должны их обучить, воспитать достойными офицерами.

Знакомлюсь с будущим вертолетчиком. Никите Капранову 25 лет, родом из Минска, на факультете занимает должность заместителя командира взвода.

— До поступления в академию учился в Белорусском государственном университете физической культуры, получил специальность тренера по хоккею, играл в солигорском «Шахтёре». Так что с физподготовкой у меня всё в порядке. Хотя медкомиссию сложно было проходить. На это ушло в общей сложности около трех месяцев. Чтобы получить допуск к экзаменам, нужно было еще сдать психологическое тестирование и нормативы по физо.

Военная академия— Как проходит учеба?

— На первом курсе не летали. Позже приступили к освоению планера, вертолета Ми-2. А вот на пятом курсе нас распределят летать на Ми-8 или Ми-24. Мне больше нравится первый вариант. Вначале летная подготовка шла под присмотром инструктора, потом стали подниматься в небо самостоятельно. Понимал, что, если допущу неточность, исправлять ее будет некому. Тогда-то и пришла ко мне уверенность. Вертолет намного сложней, чем планер, его нужно крепко держать в руках. В воздухе он ведет себя как шарик на зеркале — попробуй удержи.

— Чем отличается курсантская жизнь от студенческой?

— Четким распорядком дня. Здесь ты не можешь проспать, не пойти на занятия. Плюс в том, что нам не нужно заботиться о жилье, об одежде и о питании. Этим нас снабжают. Минимальная стипендия курсанта составляет 320 рублей. Если учишься на отлично, получаешь в пределах 380 рублей. Еще к отпуску полагается материальная помощь. Зимний отпуск длится две недели, летний — месяц.

— Дома часто бываешь?

— Каждый день. После второго курса, если нет проблем с учебой и физподготовкой, можно вечером уходить домой и возвращаться на факультет к 7 утра. Что я и делаю.

— Как отреагировали родители на твое желание стать военным?

— Сказали: пробуй, раз хочешь. В академию за руку меня никто не вел, я сам пришел. И вот уже четвертый курс. Нисколько не жалею о сделанном выборе.

Справочно

Будущие военные летчики учатся управлять планером, а после уже пересаживаются на самолет Як-52 и вертолет Ми-2. Старшекурсники проходят войсковую стажировку в авиационных частях на боевых вертолетах Ми-8, Ми-24 и самолетах Л-39.

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ