Ноги, халява и ренессанс. Три провокации немецкого города Дортмунда

Как в Дортмунде превращают старые заводы в оазисы, зачем отказываются от авто и почему некоторые местные жители бесплатно чинят велосипеды любому, кто к ним обратится?

Корреспондент агентства «Минск-Новости» ознакомилась с инициативами городской администрации Дортмунда и самих горожан.

Поставить на ноги. Родителям предлагают отправлять детей в школу на своих двоих, а не подвозить на авто

 Руководство города подсчитало, что в промежутке с 7.45 до 8.00 к школам съезжаются в среднем около 170 авто – папы и мамы спешат доставить своих чад к месту учебы. Почему эта цифра вызвала беспокойство?

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В Дортмунде насчитывается около 570 тыс жителей

В Дортмунде насчитывается около 570 тыс жителей

Дортмунд считается самым автомобильным городом страны. По данным Центра автомобильных исследований (Center Automotive Research) при университете Дуйсбурга-Эссена, на 1.000 жителей Дортмунда приходится 410 личных автомобилей. Для сравнения: в Берлине этот показатель составляет 289 авто, а в Минске, по данным Национального статистического комитета за 2013 год, – 310. На автотранспорт приходится большая часть выбросов парниковых газов. Чтобы снизить нагрузку на городскую экологию, жителям предлагают отказаться от автомобилей. Альтернативы – общественный транспорт, подчеркнуть преимущества которого призвана развернутая в последние годы рекламная кампания, 650 км велодорожек с 64 станциями велопроката и… собственные ноги дортмундцев.

Автоматическая станция велопроката
Автоматическая станция велопроката

И все же экологический эффект отказа от доставки детей в школу на автомобиле нельзя назвать основной целью инициативы.

– Детям надо привыкать жить без автомобиля, – подчеркнули в бюро по местным повесткам г. Дортмунда. – Во-первых, они будут больше двигаться, во-вторых, научатся самостоятельности.

Школьников, желающих ходить в учебное заведение на своих двоих, поощряют, к примеру, походом в лес. По мнению приверженцев инициативы, находиться каждое утро в условиях концентрации автомобилей для ребенка куда опаснее, чем самостоятельный поход в школу.

Этим знаком обозначают перехватывающие парковки, расположенные на некотором расстоянии от школы. Такой вариант предлагают родителям, которым необходимо доставить детей в учебное заведение, если туда слишком далеко добираться пешком.
Этим знаком обозначают перехватывающие парковки, расположенные на некотором расстоянии от школы. Такой вариант предлагают родителям, которым необходимо доставить детей в учебное заведение, если туда слишком далеко добираться пешком.

Как отмечают в бюро по местным повесткам г. Дортмунда, пилотный проект уже запущен в начальной школе.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

В неприметную квартиру на первом этаже с окном, выходящим на Борнштрассе, может постучаться любой. Здесь на кухне накормят веганскими блюдами, а в гараже во дворе многоэтажки научат, как самостоятельно поставить двухколесного друга на ноги, подарят необходимые для этого запчасти, снятые со старых, пожертвованных на пользу сообщества, велобайков. В ответ от гостей ждут лишь небольших денежных пожертвований, продуктов и профессиональных знаний, полезных сообществу. Для сравнения: час работы мастера в дортмундских веломастерских стоит в среднем 50–60 евро.

– Конечно, если у человека нет средств, ему поможем и за спасибо, – поясняет одна из активисток велокухни Астрид Вендельстиг. – Но за время нашей работы мы заметили, что бесплатное не ценится. Бывает, наладишь гостю велосипед, а человек не придерживается рекомендаций и чуть ли не на следующий день возвращается с той же поломкой.

Поэтому на велокухне плата не обязательна, но желательна и абсолютно добровольна. На таких же принципах строится и приготовление веганских ужинов. По понедельникам к шести вечера, когда сообщество (бывает до 20 человек) собирается на традиционные посиделки, приходит время решать, сколько еды требуется приготовить и кто, собственно, будет этим заниматься. Если желающих кашеварить нет, ужин отменяется. Кстати, веганство не жизненный выбор любителей велокухни. Как объяснили организаторы, это всего лишь компромисс между теми, кто любит стейк, и теми, кто его не любит. Кроме того, овощи в почти походных условиях готовить проще, чем мясо.

Велокухня в Дортмунде открылась в 2010 году. Идея, которую привез из Вены один из основателей сообщества, пришлась по вкусу собственнику квартала, любителю велосипедов, и он бесплатно предоставил активистам квартиру и сдвоенный гараж во дворе дома. Сейчас организаторы велокухни входят в совет местной повестки-21, который занимается мобильностью.

– Мы считаем, что велосипедам в городе должен быть обеспечен приоритет, и делаем все, что можем, чтобы пересадить горожан с авто на байки, – подчеркивают организаторы велокухни.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Если реанимировать старый велосипед не получается, из его запчастей можно сделать, например, такой стул.
Если реанимировать старый велосипед не получается, из его запчастей можно сделать, например, такой стул.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

На грузовых велосипедах организаторы велокухни ездят за продуктами, а при необходимости могут транспортировать и несколько велосипедов за раз.

На грузовых велосипедах организаторы велокухни ездят за продуктами, а при необходимости могут транспортировать и несколько велосипедов за раз.

Подобная инициатива уже действует в Минске. Велокухня, где минчане собираются примерно раз в неделю, расположена неподалеку от станции метро «Площадь «Победы». Тут предоставят желающим инструменты для починки велосипеда, подскажут, как справиться с поломкой, а также устраивают чаепития с печеньем. Как отметили организаторы минской велокухни, гаражная обстановка не позволяет оборудовать полноценную кухню, но это не мешает любителям велосипедов весело и, главное, с пользой проводить время.

Эпоха возрождения. Как превратить территорию сталелитейного завода в курортный уголок, а пивоваренного – в культурный центр?

 

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Дортмунд был одним из крупнейших промышленных центров Германии, однако с началом угольного и стального кризиса, начавшегося еще в 60-х годах прошлого века, крупнейшие металлургические предприятия и шахты закрылись. 160-летняя история тяжелой промышленности для города закончилась с остановкой в 2001 году последнего сталеплавильного комбината. Когда заводское оборудование было выкуплено китайской компанией и вывезено в Поднебесную, где почти 15 лет бесперебойно работает, освободились две площадки размером по 100 га каждая. Одна из них была отдана под развитие нанотехнологий. А чтобы специалисты были заинтересованы в том, чтобы остаться в Дортмунде, вторую площадку решено было превратить в жилой район с озером в центре. Проект получил название «Озеро Феникс» – по наименованию некогда располагавшегося здесь предприятия. На то чтобы очистить заводскую территорию, оборудовать здесь водоем и насыпать берега, пригодные для строительства жилья, городу потребовалось 5 лет и около 200 млн евро. Покрыть расходы планируется от продажи земель под строительство. Как подчеркивают в Обществе по развитию озера Феникс, идея удалась: порядка 90 % территории уже раскуплено инвесторами, около половины готового жилья заселено.

– Инвесторы продают квартиры по 2–4 тыс. евро за квадратный метр, – рассказывает представитель Общества по развитию озера Феникс Таня Фок. – Этот районе не считается престижным. После закрытия заводов кварталы имели не лучшую репутацию: высокая безработица, плохая инфраструктура, старые дома. Но сейчас эта местность превращается в одну из лучших в Дортмунде.

Так выглядела территория сталелитейного предприятия
Так выглядела территория сталелитейного предприятия
Озеро Феникс с высоты птичьего полета
Озеро Феникс с высоты птичьего полета
Нижние этажи зданий отданы под заведения общепита.
Нижние этажи зданий отданы под заведения общепита.
Фундамент замка XIII века решили сохранить
Фундамент замка XIII века решили сохранить

 

Еще одно место для отдыха горожан - Остров культуры, где часто проводятся фотовыставки
Еще одно место для отдыха горожан — Остров культуры, где часто проводятся фотовыставки

 

Речка Эмшер, куда ранее сбрасывались производственные воды предприятий рурской агломерации сейчас используется для сбора дождевой воды
Речка Эмшер, куда ранее сбрасывались производственные воды предприятий рурской агломерации сейчас используется для сбора дождевой воды

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Еще один нестандартный проект преобразования опустевших заводских построек – Центр искусств и творческих технологий XXI века.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Жители города называют его «Дортмунд-U» – в память о закрытом в 1994 году пивоваренном заводе компании Union, которому ранее принадлежало здание и который дал название целому городскому кварталу.

– Когда зашла речь о том, как поступить с заводским корпусом 1926 года постройки, рассматривались концепции, которые предусматривали создание здесь парковочных мест и торгового молла, но сносить здание город изначально не хотел, – рассказывает сотрудник Центра искусств и творческих технологий XXI века Джессика Фогель. – Понятно, что у вокзала в историческом центре города невозможно построить паркинг. Это должно быть что-то для дортмундцев, что гармонично впишется в город, где искони жили рабочие. Так появилась идея, что горожанам необходимо место, где можно попробовать что-то новое, сделать что-то своими руками.

«Дортмунд-U» открылся 4 года назад и стал местом для свободного творчества. Здесь работают над проектами на грани искусства, научных исследований, творчества, культурного образования, экономики. В центре проводят масштабные выставки современного искусства.

Реальная стоимость проекта на сегодня составляет 83 млн евро при предварительной стоимости 52,8 млн. Половину необходимых средств выделил Евросоюз, 20 % выплачено из средств земли Северный Рейн-Вестфалия, оставшуюся часть выплат взял на себя город. Из-за внушительности потраченных сумм у горожан двойственное отношение к перерождению здания старого пивзавода, но на количество желающих посетить необычное место это не повлияло.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Псевдоокно на стене
Псевдоокно на стене
Выставка работ студентов одного из Дортмундских университетов
Выставка работ студентов одного из Дортмундских университетов

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Место для творчества
Тут можно поэкспериментировать над звуком и видео
Тут можно поэкспериментировать над звуком и видео

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

 

Одна из творческих инсталляций
Одна из творческих инсталляций

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Справочно

Местная повестка-21 – стратегия, направленная на повышение качества жизни на местах. При этом во главу угла ставится провозглашенный ООН принцип устойчивого развития – эффективного управления, удовлетворяющего потребности населения без вреда для экологии и интересов будущих поколений. При устойчивом развитии удовлетворение нужд нынешнего поколения происходит без ущемления возможностей будущих поколений удовлетворять свои потребности. Такая формулировка, предполагающая гармоничное развитие экономики, экологии и социальной сферы, была озвучена Международной комиссией по окружающей среде и развитию ООН в 1987 году. В июне 1992 года 179 стран подписали «Повестку на XXI век», принятую в Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, – глобальный план действий на целое столетие, основным принципом которого и стало устойчивое развитие.

В Дортмунде бюро по местной повестке-21 при городском управлении было основано в 1999 году. Основные направления работы – энергосбережение и защита климата, мобильность, образование в ключе устойчивого развития, стабильная экономика и коммуникация. Еще одним направлением работы является справедливая торговля – общественное движение, которое отстаивает справедливые стандарты международного трудового, экологического и социального регулирования и выступает за улучшение торговых условий для производителей и рабочих в развивающихся странах.

Фото автора

 

 

 

Самое читаемое