Новые специальности, мониторинг трудоустройства, стажировки. Что изменится в белорусских вузах в ближайшие 5 лет
Модернизация высшего образования запланирована в Беларуси в ближайшие пять лет. Для этих целей Международный банк реконструкции и развития (МБРР) предоставил заем в 100 млн евро. На что будут потрачены средства и какие изменения ожидают университеты страны, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал начальник главного управления профессионального образования Министерства образования Сергей Касперович.
Все предполагаемые новшества заложены в проект «Модернизация высшего образования Республики Беларусь», который рассчитан до 2025 г. Он предусматривает обновление учебного и научного лабораторного оборудования, ремонт университетской базы, а также апгрейд содержания специальностей.
Профессии будущего
Внушительная часть займа — более 90 млн евро — уйдет на совершенствование материально-технической базы 18 университетов страны. Вузы будут закупать самое передовое оборудование, реконструировать имеющиеся площади. Например, БГУ планирует создать межпредметный научно-образовательный центр. Он будет состоять из 37 лабораторий, в том числе биопродуктивности, молекулярной экологии, геномики и геоинженерии животных, биоинформатики и системной биологии, нейробиологии и молекулярной физиологии. Это наукоемкие межпредметные направления, за которыми будущее. И самое главное — вузы начнут готовить по ним студентов.
— Финансирование высшего образования из бюджета идет планомерно, университеты зарабатывают и собственные средства. Но чтобы сделать рывок в развитии, необходимы единовременные и серьезные материальные вливания. МБРР выделяет заем, деньги впоследствии будут возвращены, — замечает С. Касперович.
Преобразования затронут не только вузы естественнонаучного и технического профиля. В проекте участвуют и гуманитарии. Так, БГПУ им. М. Танка намерен открыть лабораторию музыкального творчества и музыкально-компьютерных технологий, создать STEM-центр на факультете естествознания и многое другое. Получается, произойдет некоторая реновация в подготовке учителей, современные информационные технологии будут сочетаться с классической педагогикой.
— Как через 5 лет изменится справочник абитуриента?
— Конечно, останутся и традиционные, консервативные направления. Но будет открыто немало новых специальностей, основанных на стыке различных сфер, скажем, биологии и информатики. Также существенно обновится содержание имеющихся, — заметил С. Касперович.
Благодаря тому что вузы обзаведутся новыми лабораториями, большее количество студентов смогут проявить себя в научно-исследовательской работе. Станет доступнее заниматься открытиями, создавать инновационные проекты на крутом оборудовании, как в Академии наук.
Профессора XXI века
Благодаря проекту в ближайшие 5 лет станут применять инновации в области преподавания. И начнут с тех, кто выступает в студенческой аудитории.
— Мы планируем развернуть широкомасштабную работу по повышению квалификации преподавателей вузов, обучать их современным технологиям. Будем направлять их на стажировки и привлекать зарубежных экспертов, — отметил собеседник.
Еще один важный момент. Когда говорят о модернизации высшего образования, затрагивают и тему его интернационализации. О чем речь? О расширении преподавательской и студенческой мобильности. Мы планируем не только отправлять наши умы за рубеж для обучения и обмена опытом, но и активнее привлекать в Беларусь иностранных коллег.
— Разрабатываем отдельные программы по более широкому изучению английского и китайского языков нашими преподавателями. Будут поддерживаться публикации в международных научных журналах, что влияет на участие вуза в рейтингах лучших университетов мира, таких как QS, — рассказывает С. Касперович.
Рассматривается и концепция цифровизации высшей школы. Есть идеи создать единую межвузовскую платформу с лучшими дистанционными курсами, электронной библиотекой и т. д.
Рабочий момент
Одним из интересных новшеств, планируемых в ближайшие 5 лет, станут создание и запуск единой системы мониторинга трудоустройства выпускников. Смысл создания такой платформы вот в чем. Чтобы вузам видеть, насколько эффективно они сработали, необходимо получать обратную связь от тех, для кого они, собственно, и готовят кадры, — от предприятий и организаций. Последние могут оценить, хватило ли выпускнику компетенций и навыков, полученных на лекциях и практических занятиях, какие новые знания и направления необходимо включить в подготовку.
— Единая электронная система позволит видеть карьерную траекторию молодого специалиста. Мы предполагаем, что в эту базу будут вносить данные и от самих выпускников: какие есть пожелания, каких навыков не хватило и прочее. Такая обратная связь позволит быстрее корректировать образовательные программы. В режиме онлайн вуз, факультет, кафедра будут видеть оперативную информацию и реагировать на нее, — сказал С. Касперович.
К слову, сегодня университетам нужны отзывы работодателей, чтобы представлять себя в престижных международных рейтингах. И бывают технические сложности при сборе этой информации. Единая система мониторинга трудоустройства выпускников позволит делать это оперативно.
Европейские стандарты
В Беларуси в рамках проекта планируется создание национального агентства по оценке качества высшего образования. Причем работать оно будет по международным европейским стандартам. Это предусмотрено Болонским процессом.
Серьезно в этот вопрос вдаваться не будет, но отметим, что эти стандарты несколько отличаются от существующих нынче. Например, предполагается публичная отчетность вузов по результатам аккредитации, вовлечение в этот процесс международных экспертов и даже студентов. Последние, конечно, должны будут пройти соответствующее обучение.