Новые станции метро, комплексы «Лазурит» и «Минск-Мир» – о масштабных строительных проектах столицы

Наряду со строительством традиционных объектов – жилых домов, школ, детских садов, торговых центров и поликлиник – в Минске реализуется несколько по-настоящему масштабных проектов.

Благодаря им изменится и облик города, и уровень комфорта столичных жителей. Как на этих стройплощадках обстоят дела, узнавала корреспондент агентства «Минск-Новости», отправившись по городу вместе с заместителем председателя Мингорисполкома Виктором Лаптевым.

1O9A2519 copy

Квадратура жилищного круга

Опыт подсказывает: о чем бы ни зашел разговор с зампредом, курирующим строительную отрасль, он не может не коснуться краеугольного камня – возведения жилья. Если обратиться к статистике, то Минск задание перевыполняет. При этом для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, возведено 268,63 тыс. кв. м; для строящихся с господдержкой – 158,85 тыс.; для многодетных семей – 67,13 тыс. квадратов и 47,69 тыс. кв. м арендного жилья.

– Сколько в среднем обходится квадратный метр жилья для стоящих на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий?

– Порядка 8 млн рублей за квадратный метр в доме типовых потребительских качеств, – говорит Виктор Сергеевич. – Стоимость по введенным домам в июле была 7,6–7,9 млн за квадрат. Некоторые застройщики заключают договоры и по 9 млн. Дом дому рознь.

– Из-за чего такая разница в стоимости жилья для очередников и тех, кто не является нуждающимся в улучшении жилищных условий?

– При строительстве домов для стоящих на очереди законодательством предусмотрено 5 %-ное ограничение рентабельности. Для ненуждающихся таких ограничений нет, поэтому застройщик может предусмотреть рентабельность и 40, и 50 %, главным образом, исходя из возможностей рынка. Сейчас, кстати, цены падают. Некоторые застройщики готовы продавать и по 900 долларов в эквиваленте за квадратный метр.

Тем временем подъезжаем к жилому району Лебяжий. Застраивается он буквально на глазах, однако не обошлось и без пресловутой ложки дегтя. На самом видном месте, через дорогу от «Минск-Арены», неожиданной щербинкой в ряду возведенных эффектных высоток встречает комплекс «Лазурит».

– Его начали возводить в конце 2013 года и планировали ввести к чемпионату мира, – объясняет Виктор Лаптев. – Фактически это целый квартал, состоящий из трех зданий. Только жилая площадь «Лазурита» составляет 70 тыс. кв. м. Стандартный дом в среднем имеет площадь до 10 тыс. квадратов. Под всем комплексом предусмотрен подземный паркинг плюс административные и торговые помещения. Заказчику все это оказалось не по силам, стройка приостановилась, и Мингорисполком сменил застройщика. За дело взялся УКС Мингорисполкома. И уже вывел 4 этажа. Сколько же в итоге будет стоить квартира в таком доме? Сейчас корректируется архитектурный проект, затем рассчитают стоимость квадратного метра и лишь потом начнут привлекать дольщиков.

Со щитом

Со следующим объектом, несомненно, связаны надежды тысяч горожан. Речь идет о метро. Белорусская столица одна из немногих на просторах бывшего Союза планомерно и упорно продолжает сооружение новых станций и линий метрополитена.

– Сейчас ведется строительство первого участка третьей линии, это четыре станции, – рассказывает Виктор Сергеевич. – Станция «Юбилейная» располагается вблизи одноименной площади, на пересечении улиц Сухой и Кальварийской, станция «Площадь Франтишка Богушевича» – прямо под кольцом на улице Клары Цеткин, станция «Вокзальная» – на Южной площади (Дружной), станция «Ковальская Слобода» – на пересечении улиц Жуковского и Воронянского. Куплен новый механизированный щит французского производства, оборудование поставляется в Минск, будет смонтировано в ноябре и включится в работу по проходке тоннелей.

– Достаточно ли одного такого проходческого щита, ведь планы по возведению метро очень серьезные?

– Первую очередь планируется ввести к 2017 году. Учитывая, что объемы работ по-настоящему грандиозные, второй столь же производительный щит был бы более чем кстати. Немаловажный аспект и подготовка персонала: щит может пройти и 250 м, и 400 м. Поэтому в зависимости от подготовки машиниста можно регулировать и скорость строительства. Обучает специалистов предприятие, которое продает это горное оборудование, фирма же обеспечивает техническое сопровождение первых 500 м при сооружении тоннеля. А далее надо нарабатывать свои опыт и мастерство.

В котловане у нас под ногами – будущая станция «Вокзальная». Уже можно разобрать, где будет платформа, где – пути. Часть платформы – 24 м – построена. Одновременно с сооружением станции ведется проходка тоннеля в сторону станции «Площадь Ленина». Один его выход приведет в существующий вестибюль, второй – на платформу старой станции. Примерно так, как на «Купаловской» и «Октябрьской». Тоннель надо тянуть и под железнодорожными путями, и под одним из зданий БГУ. Все это требует особых технических решений. Однако железнодорожное движение не перекрывается, лишь составы в месте строительства снижают скорость.

Этажи большого города

Ту сторону улицы Аэродромной, что ближе к аэропорту, не узнать. Здесь начинается строительство многофункционального комплекса «Минск-Мир», а потому территорию освобождают.

– Вопрос сноса решен. И помешать ему ничего не может. Процесс запущен, – подчеркивает Виктор Сергеевич. – На сегодняшний день снесены административные и производственные здания одной строительной организации, административно-складские помещения.

Завершается снос зданий треста «Белтрансстрой». Убирают всё подчистую – фундаменты, сети. По сути вся полоса вдоль Аэродромной будет сноситься, останется лишь здание аэровокзала – памятник архитектуры. Уберут и взлетную полосу, склады ГСМ. Выделены средства на проектирование авиаремонтного завода, предприятие переедет в Сокол.

Площадка для первого пускового комплекса первой очереди «Минск-Мир» уже свободна. Теперь с улицы Аэродромной открывается широкая перспектива – можно разглядеть и ограду Козыревского кладбища. Кстати, его планируют реконструировать, построить церковь за счет средств инвестора.

Первыми объектами комплекса «Минск-Мир» станут дом на 500 квартир и детский сад. Следующим – торговый центр в 100 тыс. кв. м площадей. Для сравнения: торговая площадь универмага «Беларусь» – примерно 8,5 тыс. квадратов. Строительство будет двигаться вдоль Аэродромной в сторону улицы Брилевской. Изюминкой многофункционального комплекса – и по архитектурному облику, и по содержанию – станет Международный финансовый центр. Кстати, и озеленение, и решение проблемы парковочных мест продумано – только в первом пусковом комплексе планируется построить два паркинга. Завершение первого объекта предусмотрено в 2020 году, срок реализации всего проекта – 2028-й.

Следующий наш адрес – улица Филимонова. Когда едешь по проспекту Независимости, сложно догадаться, насколько масштабное строительство идет за ограждением будущего комплекса «Газпром Центр». На дне огромного котлована глубиной 15 м – кажущиеся миниатюрными самосвалы и строительная техника. На этом подземном уровне построят двухэтажный паркинг на 1.300 машин. А сверху расположатся десять зданий, в том числе 189-метровое, в 36 этажей, которое должно стать самым высоким в Минске. Весь комплекс будет закончен в декабре 2018 года.

Виктор Сергеевич начинает со знанием дела объяснять, как все тут устроено и воплощения каких еще необыкновенных решений следует ожидать. Однако это тема отдельного разговора – хорошо, что строительная отрасль активно использует новые технологии и всему этому находится применение в Минске. Но не меньше радует и практическая сторона, например, то, что буквально вчера открыто движение по путепроводу на проспекте Независимости – улице Филимонова. И это лишь первое открытие в ряду масштабных проектов.

Фото Сергея Шелега

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ