Новый минский «богемный» сезон открыт

Премьера оперы Джакомо Пуччини «Богема» состоялась в Большом театре Беларуси 25 апреля, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».

Постановку осуществил Александр Титель — знаменитый российский режиссер, народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР, четырежды лауреат российской театральной премии «Золотая маска», художественный руководитель оперы МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.

В моей творческой биографии это уже третья «Богема», и я поставил задачу — придумать нечто оригинальное, преодолеть штампы, полить себя кислотой и щелочью и по-новому прочесть всем известное произведение, — сказал накануне премьеры А. Титель.

Итак, что увидел и услышал зритель?

Прежде всего то, что звук и «картинка» находятся в абсолютно равном положении, не соперничают, дополняют друг друга и усиливают впечатление. Это стало возможным потому, что постановщики — режиссер Александр Титель и художник Юрий Устинов — сотрудничают много лет, их дружеские и творческие отношения начались еще в юности в Свердловске.

Концепция новой «Богемы» базируется на раннем искусстве модернизма. Чтобы зрители сразу поняли это, спектакль начинается с предисловия на заднике сцены. Так прямо и написано: «Джакомо Пуччини представил свою «Богему» на суд туринской публики 1 февраля 1896 года, а уже в первые десятилетия ХХ века Европу всколыхнула серия скандальных выставок, на которых засверкали имена выдающихся художников-модернистов: Анри Матисс, Жорж Брак, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Сальвадор Дали, Рене Магритт, Лев Бакст, Марк Шагал…» Да, в основе оперы — сюжет романа Анри Мюрже «Жизнь богемы», в котором есть все: романтика и лирика, юмор и трагизм, творческая атмосфера и быт… Но А. Титель решил сделать акцент на духовной стороне модернизма. Будущие гении творили в нищете. Они жили одним днем и не заглядывали в будущее. На сцене — огромный ангар, который художники снимают, чтобы работать в нем и здесь же устраивать выставки своих работ. В этом ангаре находится место и для кафе, где они кутят на последние деньги. На вернисажах собирается богемная публика, приходят особы в вычурных нарядах…

Декорации минималистичны. Причем в состав действующих лиц включены монтировщики сцены, которые ходят среди артистов в своих обычных комбинезонах, переставляют реквизит. Поражает такой прием, как кинетическая живопись, — мы к нему еще не привыкли. Вот Париж был серым, пронизанным холодными зимними ветрами. А вот он оживает, начинает светиться разноцветными огнями…

Выразительная, порывистая музыка Джакомо Пуччини все время напоминает нам о призраке смерти, который витает в воздухе: бедняжка Мими безнадежно больна. Состраданием проникнуты лучшие сцены спектакля с участием Рудольфа, Марселя, Мюзетты, Коллена, Шонара…

Опера «Богема» ставилась на сцене Большого театра Беларуси в 1968 и 2002 годах. Нынешняя белорусская постановка посвящена людям искусства, которые жили и творили в Париже в начале ХХ века. Многие из них были выходцами из белорусских земель — Сутин, Кикоин, Бакст…

Дирижер-постановщик спектакля — заслуженный артист Украины Виктор Плоскина. Хормейстер-постановщик — народная артистка Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Беларусь Нина Ломанович. Премьеру пели Марта Данусевич, Александр Михнюк, Владимир Громов, Клавдия Потемкина, Андрей Валентий, Денис Янцевич, Дмитрий Капилов и другие. Следующий показ «Богемы» состоится 2 мая. В этот вечер можно услышать другой состав: Анну Налбандянц, Александра Гелаха, Илью Сильчукова, Ирину Кучинскую, Андрея Селютина, Сергея Лазаревича, Дмитрия Трофимука…

 

 

Читайте и подписывайтесь на нас:

Самое читаемое