Новый способ проверки оплаты проезда на пригородных маршрутах вызвал недовольство пассажиров

В январе нынешнего года «Минсктранс» продемонстрировал новую систему оплаты проезда на пригородных маршрутах.

Первый опытный образец был установлен в автобусе МАЗ-103, который находится на балансе филиала «Автобусный парк № 4». Массовое переоборудование курсирующего на пригороде подвижного состава началось в конце февраля, и уже сегодня все автобусы работают в новом режиме. Об этом рассказывает корреспондент «Транспортника столицы».

Если раньше пассажирам автобусов пригородных маршрутов, пользующимся бесконтактными смарт-картами (БСК) с записанными на них транспортными тарифными единицами (ТТЕ), нужно было прикладывать карту к валидатору два раза (при входе в транспортное средство и во время выхода из него), то сейчас этот процесс упростился. Чтобы оплатить проезд «пластиком», человеку необходимо войти в салон через переднюю дверь (прежде всего – для собственного удобства), сообщить водителю наименование или порядковый номер нужного остановочного пункта и, после его отображения на валидаторе, приложить карту. Больше никаких действий совершать не требуется: с БСК спишется только нужное количество транспортных тарифных единиц до выбранной остановки.
Необходимо отметить, что для оплаты проезда смарт-картой по новой технологии изначально планировалось устанавливать дополнительный валидатор в водительской кабине, а остальные – демонтировать. Однако в процессе тестовой эксплуатации выяснилось, что наличие только одного валидатора доставляет определенные неудобства и водителям, и пассажирам. В результате на сегодняшний день в автобусах, выполняющих пригородные автомобильные перевозки, функционирует два валидатора: один (предназначенный исключительно для выбора номера остановочного пункта водителем по требованию пассажира) – в кабине, другой (для подтверждения оплаты проезда и отображения всей необходимой для пассажира информации) – возле передней двери.
Прежде чем работы по переоснащению курсирующего на пригороде подвижного состава были поставлены на поток, систему испытывали на стенде, а затем на протяжении двух недель обкатывали в условиях опытной эксплуатации в различных парках на различных маршрутах.
– Программный продукт «Минск­трансу» предоставила компания IBA Group. Схему установки разработали управление АСУ предприятия совместно с техническими службами автобусных парков. Переоборудованием транспортных средств парки занимались самостоятельно, – говорит начальник процессингового центра Михаил Слодинский. – Обкатка системы началась 12 февраля. Обкатывали на автобусах разных моделей, по разным маршрутам, с разным пассажиропотоком. В итоге пришли к выводу: система работоспособна. Оплата проезда с помощью БСК по новой схеме позволяет исключать проблемные ситуации. Например, при выходе из салона между конечными точками маршрута пассажиры периодически забывали прикладывать карту к валидатору повторно и обращались в «Минсктранс» с просьбой вернуть им списанные деньги. А некоторые умудрялись не оплачивать проезд в полном объеме.
Что касается реакции пассажиров на нововведение, то измененный порядок подтверждения оплаты проезда на пригородных маршрутах уже вызвал череду недовольств и обращений на горячую линию «Минсктранса». По словам Михаила Слодинского, определенные нюансы пока действительно есть. Но сложности и неудобства возникают исключительно в подвижном составе, где предусмотрена работа кондукторов. К слову, таких направлений всего два: Сеница и Колодищи. Из-за большого пассажиропотока в салоне возникает толчея, а водители тратят на пассажиров с БСК больше времени, чем хотелось бы.
Ко всему прочему, как выяснилось в ходе проверок на пригородных маршрутах, в салонах многих транспортных средств почему-то отсутствует информация для пассажиров об остановочных пунктах и не размещена памятка об изменении порядка подтверждения оплаты проезда. Кроме этого, в отдельных парках не налажен надлежащим образом инструктаж водительского состава и не уделено должное внимание техническому состоянию используемого оборудования.
Однако, как показывает практика, почти ни одно новшество, внедряемое где-либо в эксплуатацию, на первом этапе не обходится без шероховатостей и недочетов. Но со временем все нормализуется и становится привычным. Так и к новой системе, установленной на пригородных маршрутах «Минсктранса», постепенно привыкнут и по достоинству оценят ее преимущества. Пассажиры, оплачивающие проезд пластиковой картой, возьмут за правило входить в автобус только через переднюю дверь, а водители приноровятся и на обилечивание одного человека станут тратить не более 5 – 7 секунд.

ТОП-3 О МИНСКЕ