Новый завод в Шабанах будет сортировать до 100 тыс. т мусора в год

Мощность нового мусоросортировочного завода на ул. Павловского при полной загрузке достигнет 100 тыс. т в год, сообщили корреспонденту агентства «Минск-Новости» на предприятии.

Построен завод, который обслуживает УП «Спецкоммунавтотранс», за полтора года. Стоимость — около 8,5 млн долларов. По предварительным прогнозам, окупиться он может за 8–9 лет. Главная задача нового объекта — извлекать из мусора вторичные материальные ресурсы (ВМР) для повторного использования. Сейчас в городе ежегодно образуется более миллиона тонн твердых коммунальных отходов (ТКО), а полигоны для их захоронения в основном исчерпали свои возможности. Так, недавно закрылся «Северный». Остался единственный «Тростенецкий», на котором уже задействована вторая очередь. Поэтому значение и важность нового предприятия для столицы вряд ли можно переоценить.

Общая площадь территории завода — около 7 га. Здесь расположены весовая, производственный и вспомогательный корпуса с мастерской для техники и складами готовой продукции, административный блок и автономная котельная. Ее, кстати, отапливают древесиной, которую частично выбирают из привезенных отходов.

Наше знакомство с предприятием началось с весовой.

В среднем в день в город выезжает около 70 грузовых автомобилей УП «Спецкоммунавтотранс», — рассказывает начальник производства Алексей Тарарук. — Каждый делает по несколько рейсов. Мусор они доставляют из тех районов, которые обслуживает наше предприятие: Заводского, Ленинского, Партизанского, Советского и Центрального. Забирают не только ВМР, но и ТКО. На весовой машина взвешивается сначала с грузом, а затем пустая. Это позволяет точно определить массу привезенных отходов.

Тем временем на весы заезжает автомобиль. После взвешивания он направляется к производственному корпусу для разгрузки. Затем за дело принимаются подсобные рабочие. При предварительной сортировке они убирают посторонние предметы, которые могут повредить технологические линии, например шины или обувь. Всякий сор выбрасывают в большие зеленые контейнеры, чтобы потом вывезти его на полигон для захоронения. Оставшийся мусор загружают в бункер-накопитель, а затем — в пакеторазрыватель.

Так как люди чаще всего собирают отходы в полиэтиленовые пакеты, да еще и завязывают, процесс начинается с их разрыва, — пояснил Алексей Тарарук. — Далее мусор загружается на три технологические линии и подается вверх в климат-кабины, где работают сортировщики. Они вручную отбирают чужеродные предметы — ветошь, строительный мусор, камни — и сбрасывают их в отдельный накопитель для вывоза на полигон.

Пригодные отходы далее движутся по конвейерам в так называемые грохоты для чистовой обработки. Последние представляют собой большие барабаны, снабженные отверстиями диаметром 70 мм. Мусор внутри них вращается, при этом мелкая фракция — листва, пищевые отходы — отсеивается, а вторсырье — картон, пленка, ПЭТ-бутылки, алюминиевые баночки — попадает на последний участок сортировки. Там на каждой из трех линий находится уже гораздо больше сортировщиков, которые отбирают ВМР по видам. Затем отходы падают вниз в специальные отсеки — сетчатые конвейеры. Если необходимо, ПЭТ-бутылки на последнем этапе могут разделять по цвету — на синие, белые и коричневые, что будет зависеть от пожеланий предприятий-переработчиков. Не так давно стали сортировать и молочные пластиковые бутылки.

Все отсортированное попадает на конвейер и движется к оборудованию, которое прессует ВМР в кипы, — отмечает собеседник. — ПЭТ-бутылки перед прессом предварительно устанавливают на специальный прокалыватель, чтобы внутри не оставалось избыточного давления.

Аккуратные пачки готовой продукции помещают на склады. На нее уже есть желающие — предприятия в Борисове, Гомеле, Могилеве, Минске, перерабатывающие ВМР в различные материалы и изделия. Собирают на заводе и отходы стекла — их забирает предприятие по сортировке стеклобоя в Колядичах. Находят применение в виде металлолома также консервные банки. А все, что сортировке не подлежит, выводится наружу, где ссыпается, прессуется и вывозится на захоронение.

Сердце предприятия — операторский пульт, который запускает, регулирует и останавливает производство. На экранах мониторов отражен весь технологический процесс.

Я должен успевать следить за всеми участками и при этом быть очень внимательным, — сказал оператор пульта управления Вячеслав Домашевич. — Ситуации бывают разные. Если, к примеру, в мусоре попадаются неоднородные предметы, то технологическая линия может засориться. Тогда конвейер надо срочно остановить. А после устранения неполадок снова запустить. Все происходит быстро и скооперированно.

В штат предприятия войдут 170 человек. Но это когда завод достигнет проектной мощности, начнет приносить прибыль и перейдет на двухсменную работу. Пока же предприятие функционирует в тестовом режиме, люди трудятся в одну смену.

Стараемся подбирать надежных, добросовестных людей, — подчеркнул Алексей Тарарук. — Труд на заводе не высококвалифицированный, поэтому средняя зарплата пока небольшая. Но как только предприятие заработает в полную силу и станет рентабельным, зарплата будет расти.

Условия работы вполне достойные. Предусмотрен и соцпакет со всеми необходимыми выплатами.

Есть небольшая проблема с городским общественным транспортом для доставки рабочих на завод. Автобус ходит очень редко. Но мы уже договариваемся с «Минсктрансом» по поводу увеличения количества рейсов, — сказал в заключение начальник производства.

Фото Тамары Хамицевич

 

Самое читаемое