Нужен ли Минску памятник Буратино

Появится ли в Минске памятник знаменитому киногерою, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Мода, ностальгия — как хотите называйте, но на постсоветском пространстве разразился бум памятников персонажам старых фильмов.

Лидерство держат Трус, Балбес и Бывалый. Их можно увидеть в Хабаровске, Ереване, Иркутске, Перми. Герои фильма «Мимино» забронзовели в Тбилиси. Семья Горбунковых из ленты «Бриллиантовая рука» — в Сочи. Фаина Раневская говорит свое «Муля, не нервируй меня» в родном Таганроге. А в поселке Малиновка на Харьковщине местные жители, идя на работу, ручкаются с Попандопуло… Художественная ценность скульптур разная, на это никто не обращает внимания. Ведь кинолюди — родных роднее. У них всегда хорошее настроение. Ни на что не обижаются, разве что скосят бронзовый глаз на голубей. Люди уважаемые: в Москве, например, памятник героям фильма «Офицеры» открывал сам министр обороны Сергей Шойгу…

В этом смысле Минску есть куда развиваться. Популярные киногерои, рожденные на «Беларусьфильме», у нас есть, и едва ли не первый в этом ряду — Буратино из великолепного нестареющего телефильма Леонида Нечаева, снятого в Минске в середине 1970-х по мотивам сказки Алексея Толстого. Задорный мальчишка может стать в городе культовой фигурой. Где? Например, на улице Энгельса, там, где находятся кинотеатр «Пионер», театр кукол и ТЮЗ. Или у входа в главное здание киностудии «Беларусьфильм».

«Приключения Буратино» были у папы первой сказкой. Несмотря на то что работала команда профессионалов — поэты Окуджава и Энтин, композитор Рыбников, артисты Зеленая, Этуш, Быков, Санаева, Гринько, Катин-Ярцев, Басов, — претензий от киноначальства звучало немало. Ставили в вину даже то, что кот Базилио без хвоста. Кое-что папа переделал, например переснял финал, — рассказывает Анастасия Нечаева, режиссер СТВ.

«Буратино» принес Леониду Нечаеву удачу. Ее напророчила песенка про любимого героя: «В его руках от счастья ключ, и потому он так везуч». После «Буратино» режиссер снял в Минске еще шесть отличных сказок: «Про Красную Шапочку», «Проданный смех», «Сказка о Звездном мальчике», «Рыжий, честный, влюбленный», «Питер Пэн», «Не покидай», закрепив за киностудией «Беларусьфильм», которую называли «Партизанфильмом», еще один приоритет.

Папа умер семь лет назад. Мы, семья Нечаева, хотим, чтобы память об отце обрела форму в виде городской скульптуры, например того же Буратино из телефильма, и готовы найти спонсоров для реализации этой задумки. Скульптура украсит столицу, прибавит ей шарма. Папа снял настоящее семейное кино. Он говорил, что после премьеры ему приходило множество писем от людей старшего возраста, а не только от детей.

Анастасия Нечаева подсказала: предтеча памятника уже существует. Известный белорусский скульптор Сергей Гумилевский слепил нашего Буратино из пластилина.

Сергей Гумилевский copy

…И вот мы в мастерской. Скульптор бережно снял с полки и водрузил на подставку неугомонного мальчугана.

Я его бронзовой краской подкрашиваю: так он лучше выглядит, — и кисточкой провел по ключику.

А знаете, что рассказывал Нечаев? «Золотой ключик» был ценным реквизитом — кто его увидит, так и норовит положить в свой карман. И все же ключик достался режиссеру: Леонид Алексеевич выкупил его у киностудии за 30 рублей — по тем временам это треть зарплаты начинающего инженера.

Мы размышляем о том, что при переводе пластилина в бронзу важно не ошибиться с размером. Буратино не может быть монументом. Он не человек, а человечек. Рост примерно 1,3 метра. Архитектурное решение скульптуры, постамент должны быть оригинальными. В фильме Буратино выходит к людям из кадра… Это очень трогательно.

Сергей Гумилевский вспоминает: впервые увидел ленту в 14 лет. И сегодня, когда есть возможность, всегда припадает к экрану.

Очень теплый фильм, — напряженное лицо скульптора разглаживается. — Мало кто знает, что в самом его начале на экране зритель видит рисунки, которые по просьбе режиссера сделали ребята из школы-интерната имени Ахремчика. Об этом рассказал мне коллега и одноклассник Алесь Суша.

В Минске уже установлены несколько скульптур Сергея Гумилевского. Это «Юность» на улице Притыцкого, «Голубка» в ботаническом саду, а также созданные в тандеме с отцом — народным художником Беларуси Львом Гумилевским — композиция «Балет» у оперного театра и памятник Винценту Дунину-Марцинкевичу и Станиславу Монюшко на площади Свободы.

Тема детства — одна из самых любимых у Сергея Гумилевского, скульптора-романтика. В мастерской стоят несколько композиций в мягком материале на эту тему, ждущих своего часа…

Буратино тоже ждет. Ветер развевает полы его курточки, нос вздернут, настроение прекрасное. Буратино верит в свою удачу.

У Буратино много дней рождения. По одной метрике, ему 136 лет, по другой — 81 год, по третьей — 42.

Деревянный человечек по имени Пиноккио родился 136 лет назад, и папой его был… Ну разумеется, Карло. Итальянский журналист Карло Коллоди. Во второй раз он родился 81 год назад под пером Алексея Толстого, который взялся переводить эту сказку на русский, но так увлекся, что с того момента, как герой попадает на Поле чудес, писал собственное произведение со своим сюжетом. Именно Толстой вложил в руки Буратино золотой ключик — у Коллоди этого не было. Сказка получилась такой животрепещущей, что ее многократно экранизировали и ставили в театре. Лучше всех это сделал 42 года назад Леонид Нечаев на киностудии «Беларусьфильм». С тех пор мы ассоциируем Буратино с минским школьником Димой Иосифовым, сыгравшим эту роль. У него длинноносый Буратино получился… курносым!

Буратино знает весь мир. А ведь это совсем простой, малообразованный, но с авантюрной жилкой мальчишка. Не поверите: сложился довольно большой круг ученых, в просторечии «буратиноведов», которые исследуют всех персонажей сказки Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Теологи находят и «непорочное зачатие» (мамы нет, есть только папа, отсюда масса анекдотов типа «Буратино приходит в школу с поленом под мышкой и говорит завучу: «Родителей вызывали?»), и мессианство пополам с социализмом (деревянные куклы после страданий и приключений открыли новый театр, где нет места карабасам-барабасам)… Культурологи называют Буратино самым свободным человеком. Экологи подчеркивают его связь с природой. Литературоведы говорят о том, что Толстой совершил своей сказкой революцию в Советском Союзе: до 1933 года сказок в стране не публиковали — они не укладывались в рамки соцреализма. А сегодня, если вы поднимете статистику, убедитесь: «Золотой ключик» — самое читаемое и самое издаваемое произведение Алексея Толстого!

Сказка ушла в народ всеми этими своими «пахать как папа Карло», «богатенький Буратино», «крекс, фекс, пекс», «на дурака не нужен нож», «как дам больно!»…

Если у вас плохое настроение или болит зуб, перечитайте «Золотой ключик» или пересмотрите «Приключения Буратино». Дурь, и хворь как рукой снимет.

 

 

 

Самое читаемое

4 КОММЕНТАРИИ

  1. какие могут быть сомнения — памятник должен быть в Минске!!! Спасибо автору заметки, написано красиво

  2. Конечно да, обязательно нужен такой памятник! А где конкретно? Правильно! На поле чудес в стране…)))))

Комментарии закрыты