«Нужно быть настоящим мужчиной». Как учитель школы № 179 увлекает школьников уроками труда

О том, как сделать уроки труда увлекательными и более полезными, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал учитель школы № 179 Владимир Ивлев.

Работать в школе Владимир Дмитриевич не собирался. Выпускники инженерно-педагогического факультета политехнического института (нынешнего БНТУ) обычно трудятся в системе профессионального образования. Поэтому по окончании вуза он 4 года преподавал в железнодорожном училище на ул. Семашко. Когда в жилом районе Кунцевщина открылась школа, Владимиру Ивлеву предложили ставку. И вот уже 33-й год он занимается с ребятами в этом учебном заведении.

— Глава государства не так давно отмечал, что сейчас молодые люди не имеют даже элементарных трудовых навыков. Починить чайник или кофеварку, работать рубанком, долотом, фуганком — непосильная задача для многих.

— Полностью поддерживаю. Дети изменились очень сильно. В нашей мастерской есть станки. Раньше школьники в очередь выстраивались, чтобы поработать на них. Теперь же не обращают никакого внимания, даже не интересуются, для чего оборудование. В Интернете нынешним ученикам интереснее. Недавно написал замечание в дневник одному из подростков. Попросил, чтобы пришла мама. А она говорит: такая же проблема и дома. Для многих уроки труда даже важнее других занятий. Это в гимназиях дети оканчивают 11 классов, а большинство наших воспитанников после 9-го класса продолжат обучение в колледжах и лицеях, где надо уметь работать руками — вот и пригодятся школьные навыки. Да и в технических вузах они понадобятся.

— Возможно, такое отношение сложилось из-за того, что в современном обществе укоренилось мнение: зачем все уметь самому, специалист справится лучше?

— Слышал и такое. Но в ответ говорю: вы хоть что-то, но должны уметь делать сами! Починить замок, отремонтировать мебель, поменять розетку, навесить шкафчики на кухне… Вырастете, построите дачу, а, возможно, и дом. И что, ради каждой мелочи мастера вызывать? Нужно быть настоящим мужчиной! Или женщина будет гвоздь забивать, а ты рядом стоять и смотреть? Сейчас много инструментов, облегчающих труд, но, не умея работать простыми, не сможешь пользоваться новинками. В сельской местности, маленьких городах в этом плане проще: когда есть хозяйство, поневоле учишься труду. А современные подростки-горожане даже на дачу приезжают в основном отдыхать. Был период, когда раздел «Ремонтные работы в быту» из школьной программы убрали. Но, к счастью, мнение учителей приняли во внимание и его вернули.

— И все-таки, почему интерес к труду у ребят не велик? Как в таком случае искать будущих победителей олимпиады?

— Плохо, что в 5-м классе только один урок труда в неделю. Дети спрашивают: а когда мы будем что-то делать? Объясняю, что любая работа требует подготовки. Сперва изучаем, как пилить, размечать, строгать. Может, иногда и многовато теории, но уверен: чтобы изделие смастерить, надо иметь понятие, какие операции и как выполнять. Тем более мы работаем настоящими инструментами, нужно знать и соблюдать технику безопасности. Лучше отвести 2 часа на труд, чтобы дети и теорию изучили, и на практике что-нибудь изготовить успели. Иначе весь интерес к предмету может пропасть.

Что касается олимпиад, то я присматриваюсь к ученикам с первых уроков. Видно сразу, у кого руки золотые, кто хочет чему-то научиться. Тогда начинаю работу с классным руководителем, родителями, ребенком. Рассказываю, что в банк одаренных детей заносят и тех, кто умеет трудиться, что участие, а тем более победы в состязаниях по этому предмету учитывают при поступлении в вуз. Наверное, говорю убедительно: мальчишки с удовольствием ходят на занятия.

— Вы работаете не только с призерами соревнований, но и с учениками интегрированных классов. Сложно с ними на занятиях? Ведь и здоровый ребенок может молотком по пальцу попасть.

— По-разному бывает. Все зависит от ребенка. Пару лет назад учился парень, который прекрасно знал теорию, работать не мог — не давалось. В прошлом году, наоборот, ученик изготавливал прекрасные вещи, но рассказать материал у него не получалось. Что поделаешь, у ребенка проблемы с речью. Сейчас занимаются 4 человека с особенностями развития. Один из них трудится даже лучше других. В любом случае работать с такими подростками лучше индивидуально, тогда можно уделить им больше времени. Однако сделать это на уроке не всегда получается, ведь учитель должен общаться со всем классом.

— Как сделать уроки труда более привлекательными для подростков?

— К сожалению, изменились требования к проведению самих уроков. Ранее на станках начинали работать в 6-м классе. Теперь несовершеннолетним этого делать нельзя. Разрешено только смотреть, как учитель изготавливает ту или иную деталь. Иначе любой проверяющий может сказать: вы нарушаете правила. Но быть просто наблюдателями ребятам неинтересно.

Еще один важный момент — из школьной программы убрали черчение. А ведь даже на олимпиадах многие вопросы связаны с построением чертежей. Поэтому на уроках труда мы их делаем. Но приходится комментировать буквально каждую линию. Мой ученик 5 лет подряд выходил на республиканский этап предметной олимпиады. Сейчас учится в БНТУ и, когда заходит в школу, рассказывает, как помогает однокурсникам с черчением. Без знания этой дисциплины в технических вузах делать нечего.

Что нужно изменить в преподавании трудового обучения?

  • увеличить количество часов в 5–6-х классах;
  • вернуть уроки черчения;
  • предусмотреть индивидуальные занятия для детей с особенностями развития;
  • выделять средства для улучшения материальной базы кабинетов труда.

Фото Сергея Пожоги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ