Нужно ли платное образование в Беларуси, обсудили на «Радио-Минск»
Что происходит со стоимостью обучения в Беларуси и нужно ли платное образование, обсудили в программе «Вечерний политический канал» на «Радио-Минск» политолог Андрей Лазуткин и ведущие Кирилл Казаков и Алена Родовская, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
Что с платным образованием?
Алена Родовская: — Сейчас всех волнует тема подорожания образования в Беларуси. Заявление министра, дополнительные соглашения, которые получили на подпись платники в вузах, — все это создало информационный шум и породило много вопросов.
Кирилл Казаков: — Министр рассказал, что такими соглашениями государство информирует людей о том, сколько на самом деле стоит обучение каждого студента, а также о том, что граждане не оплачивают образование в полном объеме.
Андрей Лазуткин: — Это происходило и раньше. Например, когда люди, отучившись на бюджете, не отправлялись на отработку и выплачивали деньги. Суммы были больше стоимости платного обучения. Кроме того, в дополнительных соглашениях есть важное словосочетание — «расходы бюджета». Средства, которые получает от студентов вуз, — это внебюджетные деньги, они не направляются в государственный бюджет. Коммунальные расходы, выплаты зарплат и так далее — все это идет из госбюджета, а средства, внесенные студентами за обучение, направляются на развитие учреждения образования и текущие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса.
Алена Родовская: — Эффективен ли такой механизм?
Андрей Лазуткин: — Я понимаю так, что подобный принцип не совсем устраивает государство, и все полученные от студентов деньги хотят начать вносить в бюджет. Как будет формироваться бюджет на образование, сегодня главная тема. Важно определиться с формулой, кто станет получать деньги за обучение: вуз или бюджет республики. Что касается дополнительных соглашений, то это просто информация, а стоимость обучения у нас и так повышается приблизительно на 5 % ежегодно.
Кирилл Казаков: — Но ведь надо учитывать и инфляцию…
Андрей Лазуткин: — А инфляция в Беларуси немного опережает повышение платы за обучение. Поэтому увеличение более чем на 5 % вряд ли кажется чем-то шокирующим. Вообще, сегодня для престижного вуза стоимость обучения примерно в 1 100 долларов в эквиваленте — это нормально.
Алена Родовская: — Студентов-платников не становится меньше?
Андрей Лазуткин: — Тенденция к сокращению есть, ежегодно их количество сокращается. Сейчас их доля составляет примерно 40 % от общего числа студентов. Однако еще два-три года назад была обратная ситуация. И получается: чтобы функционировать в прежнем объеме, вуз должен собирать с оставшихся платников больше денег.
Необходимые меры
Алена Родовская: — Платное образование — это, как правило, возможность учиться для не прошедших на бюджет. В этой связи возникает вопрос о качестве образования. Каков уровень подготовки наших выпускников, которые учились платно, с трудом сдав зачеты и экзамены на проходные баллы?
Кирилл Казаков: — Я хотел бы сказать о некой сакральности высшего образования. Если вспомнить Советский Союз, то на такой диплом мог рассчитывать только человек, обладающий определенными знаниями. Высшее образование ценилось, говорило о способностях человека. В Беларуси мы уже несколько лет слышим разговоры о том, чтобы сократить набор в вузы и увеличить его в учреждениях среднего специального образования, поскольку профессии, которым там обучают, очень востребованы на рынке.
Алена Родовская: — Стране и в самом деле очень нужны люди, вероятно, без высшего образования, но с развитыми профессиональными навыками. Нормальна ли ситуация, что сейчас после 11-го класса почти любой может поступить в университет?
Андрей Лазуткин: — Одно дело, если слабый человек поступил в вуз. Но есть же и другая категория людей — те, кто говорит, что не хочет иметь с государством никаких дел, и лучше заплатит за обучение, чем поступит на бюджет. Такие могут пойти учиться и на востребованные специальности. Получается, мы их также готовим за счет средств бюджета, а они не хотят работать на наше государство, вносить вклад в нашу экономику. Такая враждебная позиция вызывает большие вопросы.
Алена Родовская: — Многие сегодняшние экстремисты делали так: учились, а потом уезжали, например, в Польшу. Особенно это было распространено в медиасфере.
Андрей Лазуткин: — Беглые как раз и строили в своих фантазиях полностью независимое от государства общество, в котором все частное и в котором даже налоги платить некому и незачем. Но так не бывает. Наша позиция более конструктивна. Хотите получать наше нормальное образование? Мы вам эту возможность предоставим, у нас есть востребованные ниши в экономике. Необязательно загонять всех платников на распределение, как нам рассказывают в Telegram-каналах, у нас просто нет такого количества рабочих мест для них, зато есть группы специальностей, которые должны трудиться на государство.
Кирилл Казаков: — Поголовное распределение — это непопулярное решение. Президент открыто об этом говорил. Но если мы учим, например, медика шесть лет, тратим на его обучение ресурсы, то хотели бы, конечно, чтобы отдача от этого оставалась в нашей стране. Насколько такие непопулярные решения необходимы?
Андрей Лазуткин: — Пока, наверное, они нужны лишь избирательно. Мы показали реальную стоимость обучения, чтобы студенты ее знали. Но на самом деле она поднимется не так сильно.