Нужны усердие, зрение и терпение. Кто и как создает костюмы для Большого театра в Минске

Международный день театра отмечается 27 марта. Пока артисты на сцене, работники технических и производственных служб трудятся за кулисами. Корреспонденты агентства «Минск-Новости» заглянули в легендарный Большой со служебного входа.

В швейных мастерских сейчас шьют костюмы для балета «Лебединое озеро», который скоро появится на сцене Большого в новой редакции Валентина Елизарьева.

— Вот в эту шикарную пачку будет облачена прекрасная Одиллия, — рассказывает заведующая производственной мастерской по пошиву костюмов Тамара Макаревич. — Сначала делается трафарет, по нему вырезается аппликация, которая наклеивается на верхний слой тюля, обшивается тамбурной вышивкой. Все украшения прикрепляются вручную.

Тамара Макаревич отмечает: для постановки шьют около 200 костюмов. Работа идет вместе с художником-постановщиком Вячеславом Окуневым, который нарисовал эскизы, и теперь по ним создаются наряды.

Направляемся в цеха, где мастерицы создают женскую одежду. На вышивальной машине тамбурной вышивкой украшает пачку лебедя Наталья Трушкевич. Ее работа требует усердия, острого зрения, терпения, особенно когда мелких деталей очень много. На украшение одной пачки уходит примерно 3–4 часа. Неподалеку трикотажница Валентина Магуленко шьет трико, купальники и комбинезоны, необходимые для артистов балета.

Невольно залюбовалась изысканным костюмом невесты, созданным стараниями мастериц. Не удержалась, чтобы не рассмотреть поближе платье королевы. Издали манто из искусственного меха не отличить от настоящего из горностая. И как же без короны?!

Художник по головным уборам Лина Савко рассказывает: из бумаги делают макеты головных уборов, фотографии отправляют на утверждение художникам. Затем создают металлический каркас, который обматывают тюлем, обшивают по эскизу тканью и декорируют. Лина Савко показывает головные уборы, некоторым уже 30 лет, их приносят на реконструкцию. Если каркас не нужно ремонтировать, его вновь обтягивают тканью и украшают.

Кроме того что готовится обновленный спектакль, уже закупают ткани для премьерного спектакля «Дикая охота короля Стаха», реставрируют классические пачки для «Баядерки». Колоссальная нагрузка ложится на модельеров-конструкторов Людмилу Курныш и Ольгу Тимоховцеву. Они должны раскроить ткань по меркам, которые сняты с каждого исполнителя роли. Потом будут несколько примерок, чтобы наряд подогнать по фигуре. Мастерицы работают с крепдешином, туалью, креп-шифоном и другими натуральными тканями.

Наш путь — в производственную мастерскую по изготовлению сценографии. Знакомимся с художником Демьяном Толстиком и наблюдаем, как художники создают задний фоновый занавес для «Лебединого озера». Изображена сцена «Буря».

Делаем остановку в службе эксплуатации сцены, которой руководит Владимир Гриневич. Здесь трудятся 11 человек с высшим техническим образованием: оборудование сложное, требует знаний в области электроники. Направляемся к пульту, с помощью которого управляют всем сценическим комплексом. Для каждого спектакля пишут свою программу, а помощник режиссера, стоя за пультом, с помощью системы связи руководит сменой декораций и направлением софитов.

И вот мы уже поднимаемся на колосники, расположенные на высоте 24 метра над сценой.

— Здесь 51 штанкета, 14 индивидуальных подъемов и семь софитных мостов, которые двигают софиты на нужный уровень для проведения спектакля. Есть два полетных механизма для передвижения декораций и артистов. Довольно много спектаклей, в которых герои взмывают ввысь, качаются на качелях, парят над сценой, — комментирует Владимир Гриневич.

За сценой размещаются оперная и балетная фуры — площадки, на которых проводятся спектакли. Узнаем, как открываются люки-провалы, и по указанию помощника режиссера туда в кабинках, похожих на лифтовые, поднимаются артисты.

Смена декораций, подъем площадок, движение фур — все подвластно работникам службы эксплуатации сцены.

Справочно

В швейных мастерских сейчас шьют костюмы для балета «Лебединое озеро», который скоро появится на сцене Большого в новой редакции Валентина Елизарьева.

Фото Павла Русака

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ