О кино забудьте! За что на 20 лет отлучили от профессии режиссера фильма «Дети капитана Гранта»

Как снимали фильм «Дети капитана Гранта» — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

Создателей этой ленты можно назвать классиками белорусского кино, хотя никто из них не бывал ни в Минске, ни в БССР.

О чем фильм

Июль 1864-го. Экипаж паровой яхты «Дункан» находит в брюхе пойманной акулы закупоренную бутыль с посланием, датированным двумя годами ранее. В нем капитан Грант сообщает о крушении судна «Британия». Выжили трое: он и двое матросов. В записке указано место их нахождения — 37-й градус южной широты. В промокшем рваном письме долготу разобрать не удалось.

По возвращении в Лондон капитан «Дункана» Эдуард Гленарван направляется в адмиралтейство с просьбой организовать спасательную экспедицию, но получает отказ. Причина — крамольные убеждения пропавшего Гранта, радевшего за независимость Шотландии. Цель его экспедиции — поиск земель для создания «Новой Шотландии».

Гленарван вместе с командой и детьми капитана Гранта Робертом и Мэри снаряжают самостоятельную экспедицию. К ним присоединяется географ Жак Паганель.

Пересекая водные пространства, страны и острова по 37-й параллели, герои находят Гранта на острове Табор.

Сеанс и разоблачения

Имя Жюля Верна для подростков 1930-х было примерно тем, чем для многих сегодня является киновселенная Marvel. Его захватывающие романы зачитывали до дыр. «Дети капитана Гранта» — первая часть трилогии, которую продолжили «Двадцать тысяч лье под водой» (1870), «Таинственный остров» (1874). Первым пытался экранизировать произведение в немой версии сын писателя Мишель Верн спустя девять лет после смерти отца. Лента не сохранилась.

Владимир Вайншток

Некоторым героям книг романиста свойственен дух революционного бунтарства, что импонировало советским пропагандистам. В 1935-м это заметили режиссер Владимир Вайншток и сценарист Олег Леонидов. Благодаря благосклонности властей и популярности произведения среди читателей успех фильма можно было предсказать. Авторы решили усилить, а местами изменить контекст протестных настроений капитана Гранта, который просто искал остров с целью находиться подальше от заносчивых англичан. В картине капитан, живущий в ХIХ веке, как работник агитпропа из ХХ столетия, рассуждает о светлом будущем Шотландии. В его монологах прослеживается отголосок идей мировой революции и классовой борьбы. Времена не выбирают. В создавшихся обстоятельствах кинематографисты жили и трудились. Но грандиозный успех и одобрения вскружили им головы. В следующей своей ленте «Остров сокровищ» по роману Роберта Стивенсона они радикально отошли от литературной первоосновы. Ввели образы ирландских повстанцев и грабеж ради покупки оружия для восстания. Сменив приключенческую фабулу на политическую, авторы оказались не на своей территории. Вскоре на них посыпались обвинения: «Общественность киностудии разоблачила буржуазную природу романтизма фильма, искажение истории ирландской революции». В 1930-х такие порицания часто заканчивались плохо для тех, против кого они звучали. Вайншток выстоял. Но в конце 1940-х ему всё припомнили. В ходе кампании по борьбе с космополитами режиссера изгнали из кино. Под псевдонимом Владимир Владимиров перебивался случайными заработками в детских издательствах. Только 20 лет спустя он смог вернуться к профессии: написал сценарий «Мертвый сезон» о разведчиках и снял вестерн «Всадник без головы» (1973).

Проснулся знаменитым

Николай Черкасов

В карьере Николая Черкасова 1936-й стал поворотным. Утрировав образ Паганеля, сделав его смешным, нелепым, ленинградский актер обрел дикую популярность. Узнавая его на улице, мальчишки выстраивались, шагали за ним и пели: «Капитан, капитан, улыбнитесь». В фильме он исполнил эту песню. В чудаковатом Паганеле тогда никто не видел будущих Александра Невского и Ивана Грозного. Сыграв в кино этих исторических персонажей, Черкасов стал звездой советского кино первой величины.

Николай Витовтов

До роли Гленарвана актер Николай Витовтов не был широко известен.

Воплотивший образ Гранта, Юрий Юрьев еще до октябрьского переворота 1917-го в течение 25 лет блистал на сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге.

12-летнего Якова Сегеля, исполнившего роль Роберта Гранта, на фотопробы привела мама. Она трудилась в съемочной группе ассистентом режиссера. Так бывает: из трех сотен отсмотренных ребят случайно утвердили сына ближайшей коллеги. Впоследствии Яков стал режиссером и снял два десятка фильмов, в том числе «Дом, в котором я живу» (1956).

Уроки верховой езды

Как вспоминал В. Вайншток, только в южной экспедиции съемочная группа преодолела более 14 тыс. км на машинах, самолетах и пароходах. Американские и австралийские тропики нашли в Ялте, андские Кордильеры — на Алибекском леднике Домбая.

В Чегемском ущелье у горы Тихтинген альпинисты соорудили подвесной мост для сцены его поджога злодеем Айртоном. Мост должен был падать в пропасть в кадре, но упал раньше времени. Сооружали новый.

Яков Сегель

Еще во время кинопроб Я. Сегель соврал режиссеру, что имеет опыт верховой езды и умеет плавать. Когда настал день съемок его прыжка с лодки в море, парень побоялся признаться в обмане. По команде «Мотор» прыгнул в воду, стал размахивать руками, ногами и понял: от страха поплыл. С верховой ездой сложнее. Помог Александр Птушко, отвечавший за комбинированные съемки. В молодости мужчина служил в 11-й кавалерийской дивизии 1-й Конной армии. С закатом он взял коня и с мальчишкой удалился в горы. Всё началось с рыси, а к рассвету Яков держался в седле при галопе и не боялся.

Миссия Птушко в фильме особая. За год до «Детей капитана Гранта» вышла его картина «Новый Гулливер», поразившая комбинированными съемками. В ленте Вайнштока он создал с помощью макетов извержение вулкана и крушение корабля, применил метод блуждающей маски: актеры, отснятые в павильоне, совмещались с фоном, снимавшимся на натуре, и с кадрами, на которых бизоны, страусы, антилопы, пустыня.

Небелорусские классики

В связи с отсутствием техники и кадров в Минске в конце 1920-х на канале Грибоедова в Ленинграде открылось «Белгоскино», позже «Советская Беларусь». Первую свою ленту «Рубикон» в 1930-м Вайншток снял именно там. Позже — «Ураган» (1932), а через год — первый звуковой художественный фильм производства «Белгоскино» «Слава Мира».

Аркадий Кольцатый

Оператор этих картин — Аркадий Кольцатый. Он же снимал с белорусским мэтром Юрием Таричем «Путь корабля» (1935), получил звание заслуженного артиста БССР. Правда, почему артист, неясно. На съемках ленты «Дети капитана Гранта» за камерой стоял тоже он, хотя она «мосфильмовская».

Исаак Дунаевский

Выше упомянута «Песенка о капитане». Но была в картине еще одна — «Песня Роберта» («А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер…») Исаака Дунаевского на слова Василия Лебедева-Кумача. Писали ее для знаменитого фильма «Цирк» с Любовью Орловой. Если заглянуть в список лент, для которых Дунаевский писал музыку в 1930-е, можно обнаружить, что часть из них принадлежит «Белгоскино»: «Девушка спешит на свидание» (1936), «Путь корабля» (1935), «Моя любовь» (1940). Дебют в кино Дунаевского как композитора состоялся в белорусском «Первом взводе» (1933).

Сложно поспорить с тем, что авторы «Детей капитана Гранта» обязаны «Белгоскино» становлением. В то же время они внесли вклад в белорусский кинематограф.

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ