О маркетплейсах и не только. В Минске организовали круглый стол по защите прав потребителей
Одним из наиболее актуальных вопросов в области защиты прав потребителей является регулирование деятельности маркетплейсов. Об этом 13 марта перед началом работы круглого стола заявила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Инна Гаврильчик, передает корреспондент агентства «Минск-Новости».
— Сейчас идет соответствующая работа над изменениями в Законе «О защите прав потребителей», — уточнила она. — Если взаимоотношения между продавцом и потребителем урегулированы полностью, то понятия «интернет-площадка» и «пункт выдачи заказов» в законодательстве о торговле закреплены недавно. Поэтому необходимо определить их права и обязанности по отношению к потребителям. Например, покупатель на маркетплейсе приобрел товар у продавца, который находится вне пределов Беларуси. Если вещь оказалась некачественной, то ехать в другую страну и решать вопрос там человек не станет. Зато он будет вправе обратиться к владельцу интернет-площадки — и последний обязан содействовать защите прав пострадавшего. Алгоритм и последовательность действий, то есть кто и что должен делать, какие обязанности нести, будут прописаны в Законе «О защите прав потребителей».
Среди участников — представители госорганов управления, бизнеса, учреждений образования, судебные эксперты, юристы. Круглый стол организован ОО «Региональное общество защиты потребителей» («РОЗП»). Общественное объединение является членом Белорусской торгово-промышленной палаты, в 2023 году ему был предоставлен специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН.
— 15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей, акцент сделан на соблюдение баланса интересов покупателя и бизнеса, справедливое решение возникающих споров, — подчеркнул председатель правления РОЗП Дмитрий Малец. — Тематика актуальна, например в минувшем году только в наше общественное объединение обратилось свыше 15 тысяч человек, было подано более 400 исков — и в 90 % случаев они были удовлетворены или же заключены мировые соглашения.
И. Гаврильчик отметила, что Беларусь имеет передовой опыт регулирования интернет-торговли. Это стало возможным благодаря наличию хорошей нормативно-правовой базы. Определяющую роль сыграл Указ № 60 «О мерах по совершенствованию национального сегмента сети Интеренет». В Беларуси как нигде в европейском пространстве близко сошлись сферы защиты потребителей как в стационарных торговых объектах, так и в виртуальном пространстве.
— В настоящее время интернет-площадки фактически не являются субъектами ответственности перед потребителем, ведь товары он приобретает у конкретного продавца. Поэтому, если покупатель не сможет решить вопрос с магазином, мы планируем установить обязательства для владельца интернет-площадки. А именно, рассматривать обращения покупателей, принимать некачественный товар, осуществлять меры по возврату денег за недоставленную или бракованную вещь. Ведь интернет-площадка — очень мощный бизнес-ресурс и может оказывать значительное воздействие на недобросовестного продавца. На наш взгляд, эти меры позволят защитить права потребителей, сделать покупки в интернете еще более безопасными, — пояснила И. Гаврильчик.
По ее словам, еще одно назревшее изменение — переход только на безналичную форму оплаты интернет-покупок, чтобы сделать весь процесс максимально открытым.
И. Гаврильчик уточнила, что сегодня ведется доработка предлагаемых изменений, проходят встречи с представителями бизнеса, предложения вносят общественные объединения. В планах разработчиков представить окончательный вариант проекта до конца текущего года.
Фото представлены Региональным обществом защиты потребителей