О причинах, лечении, профилактике: интервью с психиатром-наркологом
О лечении наркозависимости в эфире радиопрограммы «В городе М» рассказала заведующая отделением по лечению и профилактике наркомании Минского городского клинического наркологического центра Марина Астрейко, сообщает корреспондент агентства «Минск-Новости».
«Это может произойти даже после первой инъекции»
— Марина Викторовна, бытует мнение, что наркоманов, как и алкоголиков, бывших не бывает…
— К сожалению. Наркомания, алкоголизм — это хронические заболевания, которые остаются с человеком навсегда. Можно войти в стойкую ремиссию — не употреблять долгие годы, но однажды сорваться.
— Почему так происходит?
— Причин тому много. У синдрома зависимости есть две составляющие: физиологическая и психологическая. С первой легче бороться — ломку можно купировать медикаментами. Чтобы преодолеть психологическую зависимость, подключаем психологов, психотерапевтов, направляем пациентов в реабилитационные центры. Это долгий процесс.
— Как быстро формируется психологическая зависимость при употреблении наркотиков и влияет ли на это их вид?
— Это может произойти даже после первой инъекции, если говорим о героине. Или через много лет, когда речь идет о каннабиноидах. И от организма зависит, от личностных качеств человека.
— Что первично — физиологическая или психологическая зависимость?
— Физиологическая, для которой характерна непреодолимая тяга к употреблению, когда полностью теряется контроль.
«К наркопотребителям нужно относиться как к больным людям»
— В ваш центр попадают по собственному желанию или принудительно?
— Одни приходят добровольно, другие попадают к нам не по своему желанию. Например, если они обращались в обычную больницу за медицинской помощью в состоянии наркотического опьянения.
— Какой статус у наркозависимых — они все обязаны лечиться или в случае криминального происшествия направят к вам?
— Лечение добровольное. Если человек не хочет, заставить не можем. Вместе с тем в Уголовном кодексе есть статья 107 о принудительном лечении.
— Сколько длится лечение и каким образом это происходит?
— Всё начинается с посещения нашего отделения. Врач принимает по территориальному принципу — каждый доктор закреплен за определенным районом столицы. Лечение долгое, при этом пациент, если терапия амбулаторная, должен каждый месяц посещать нашего специалиста… Наркозависимость — это болезнь. Никто не застрахован. К наркопотребителям так и нужно относиться. Как к больным людям.
— Какие у них сопутствующие болезни? Много ли их?
— Много, чаще всего психические, далее — вирусные гепатиты, ВИЧ. Тромбофлебиты не редкость для таких людей. Причем наличие сопутствующих заболеваний в большей степени характерно для потребителей инъекционных наркотиков.
«У нас нет учета, есть диспансерное наблюдение»
— Можете составить среднестатистический портрет наркозависимого?
— Это мужчина в возрасте 35+ (женщин раза в два меньше), имеющий судимость, не работающий и одинокий.
— Сколько в Минске потребителей дурмана?
— На конец 2021 года в нашем отделении зарегистрировано чуть более 5 500 человек — тех, кто попал в поле зрения медиков. Но есть те, кто не обращался, нигде не засветился. Их как минимум в три раза больше.
— Тенденции какие — рост, снижение?
— Примерно одинаковое количество из года в год. Стоит отметить, что такое понятие, как учет наркозависимых, ликвидировано. Есть профилактическое наблюдение диспансерной группы. Снимаем ли с наблюдения? Бывает такое. Есть причины или ситуации. Нет такого, что взяли под наблюдение, и эти люди постоянно с нами. Кто-то убавился, кто-то прибавился…
— А успешные истории имеются?
— Немало — прекращают употребление, возвращаются к обычной жизни, женятся и даже идут в бизнес.
— Разочарования бывают у врачей?
— Нет, бывают не совсем успешные результаты. К примеру, человек принимает решение бросить наркотики, наладить жизнь. Но уйти от зависимости — это тернистый путь: шаг вперед, два назад. И такие откаты у каждого.
— Какой должна быть профилактика, чтобы человек при выборе: употребить наркотики или отказаться — говорил нет?
— Выходим с лекциями на предприятия, в организации. Это первичная профилактика. А вторичная — среди наркопотребителей.
— Что движет человеком — среда, внутренние проблемы? На чем акцентировать внимание, чтобы он не пошел по этому пути?
— История первого, второго потребления у каждого своя. Стресс может спровоцировать… Парня бросила девушка, он приклеился к какой-то компании, там предложили попробовать, а дальше — как снежный ком. Иногда у человека в жизни есть всё, что хочет, но ему скучно, всё приелось — он ищет разнообразия…
«Подростки принимают наркотики из-за гиперопеки родителей»
— Влияет ли воспитание, отсутствие доверительных отношений с родителями? Может, человеку не хватало ласки, любви…
— На этот вопрос нет однозначного ответа. Если у родителей была зависимость, у ребенка больше рисков. В остальных случаях важно с детьми говорить обо всем, поддерживать близкие отношения. Взрослые могут долго не замечать проблем подростков, пока те не начнут выносить из дома ценные вещи. Но и гиперопека может способствовать тому, что ребенок попробует дурман. Так он проявляет мнимую свободу.
— Что такое заместительная терапия, которую применяют для лечения наркозависимых?
— Это способ лечения опиатной наркомании. Пациента включают в программу, ему назначают лечение — ежедневный прием конкретного препарата, например метадона, в присутствии медицинского работника, чтобы предупредить развитие состояния отмены.
— И сколько по времени он находится на такой терапии?
— Все индивидуально. У нас есть пациенты, которые уже 10 лет за такими таблетками приходят. При этом чаще всего те, кто находится на заместительной терапии, социализируются: уходят от уличного употребления, находят работу, нормализуют отношения в семье.
***
Любые наркотики при регулярном употреблении ослабляют иммунитет, снижают защитные функции организма. Поэтому риск возникновения инфекционного заболевания увеличивается. И этот риск существенно выше у потребителей инъекционных наркотиков. При их введении нарушается целостность кожных покровов. Это может стать причиной заражения парентеральным вирусным гепатитом, ВИЧ. Часто наркозависимые пользуются одним шприцом или иглой. Порой готовят дурман в нестерильных условиях, что тоже приводит к заражению.
Смотрите также: