Перед тем как утвердить актера на главную роль в фильме «Баламут», режиссер заставил его сменить фамилию не только в титрах, но и в паспорте. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О чем кино
Пётр Горохов из деревни Дядьково приезжает в Москву поступать в престижный экономический вуз. Ему это удается волей случая. Во время общения со сверстниками он попадает в комические и поучительные ситуации, постигает жизнь и влюбляется в студентку из Кубы. Но из-за неуживчивого характера и постоянных попыток добиться истины, которая порой никому не нужна, получает прозвище Баламут.
Поверил в успех
В 1974 году Сергей Бодров поступил на сценарный факультет ВГИКа, а по окончании вуза, в 1978-м, принес свою первую сценарную заявку «Студенты и студентки» на Киностудию имени Горького. Он вложил в нее личные впечатления, так как приехал в Москву из провинции. Предложение приглянулось главному редактору, и тот дал добро на написание сценария. И даже подключил к работе будущего режиссера фильма Владимира Рогового, человека с интересной судьбой. Пройдя фронт, в 1946 году он пришел на экономический факультет ВГИКа и в 1950–1960-е занимал должность директора картин на московских киностудиях. Однако все больше понимал: его призвание — режиссура. Но в Белокаменной без профильного образования ему не давали снять ленту самостоятельно. Позволили только выступить в качестве второго постановщика, а это скорее организатор производства, нежели творческая единица. В 1966-м он отправился в Минск, начал работать на «Беларусьфильме», где мечта сбылась. В нашей республике ему поверили и дали возможность сделать собственную ленту — «Годен к нестроевой». Получилась обаятельная картина! Вернувшись в Москву, Роговой узнал: дирекция Киностудии имени Горького высоко оценила его белорусскую ленту и приняла решение доверить съемки фильма «Офицеры» с Василием Лановым и Георгием Юматовым в главных ролях.
Готовая картина сразу поставила Владимира Абрамовича в один ряд с советскими киноклассиками.
Постановщик любил эксперименты, пробовал себя в разных жанрах и давно искал сценарий студенческой комедии. Так они и познакомились с Бодровым. В написанном материале режиссера устраивало далеко не все. Он кое-что исправил и предложил ввести в ленту музыкальные номера с незатейливыми студенческими песнями. Сергей сопротивлялся, пока не понял: Роговой не собирается менять жанр, а просто хочет задать интонацию повествованию.
Забавно, что, когда сценарий был готов, никто на студии не верил в успех картины. Написанное считали легковесным, ординарным. В. Роговой же обладал особым чутьем на предстоящий успех. Он единственный считал, что фильм «выстрелит». Режиссер даже ориентировочно предсказал, сколько зрителей посмотрит ленту в кинотеатрах за первый год.

Без долгих поисков
Поскольку основные персонажи в фильме — это студенты, постановщик отправился на актерский факультет ВГИКа. Выбрал третий курс, руководителем которого была Татьяна Лиознова, режиссер картины «Семнадцать мгновений весны». Переговорил с ней. Дал студентам ознакомиться со сценарием. На следующем занятии они раскритиковали литературную основу, назвали ее несмешной и плоской. Роговой внимательно выслушал. Записал в блокнот отдельные мнения. А потом стал рассказывать, как он видит готовую ленту. Его повествование увлекло молодых людей, после чего он пригласил всех на пробы.
Главную роль Владимир решил доверить Вадиму Фейгельману. Худсовет возражал. Во-первых, он коренной москвич и совсем не похож на деревенского парня. Во-вторых, когда в титрах увидят его фамилию, тем более не поверят, что герой из русской глубинки. Режиссер сопротивлялся. Он настоял на том, чтобы юноша сменил фамилию на «Андреев». Вадим так и сделал. Что примечательно, актер снимается под ней по сей день. В итоге его и почти всех сокурсников утвердили на роли экранных одногруппников.
Преподавателя английского языка сыграла Евгения Симонова, а преподавателя высшей математики — мастер эпизода Эммануил Геллер.
Известным артистам достались роли селян. В них перевоплотились Роман Филиппов, Юрий Чернов, Виктор Шульгин. Иностранную студентку сыграла кубинка Норис Поластре. Больше она в кино не снималась.

Пять рублей за название
Сцены в аудиториях и коридорах вуза снимали в Московском институте управления. Несколько эпизодов — на ст. м. «Ждановская» (ныне «Выхино»). Сцены в деревне и загородные прогулки запечатлели в Домодедовском районе Московской области.
Вадиму Андрееву больше всех доставалось от режиссера. Роговой за словом в карман не лез, мог обозвать бездарью. Но потом по секрету ему признался: специально костерил, чтобы у студента при вхождении в кадр глаза горели! Фильм снимало творческое объединение студии, которым руководила Лиознова. Она по долгу службы отсматривала материал и тоже не давала Андрееву спуска. Актер признавался, что халатно относился к просьбам постановщика. Обещал похудеть, но не вышло. Также должен был научиться ездить верхом. Однако всякий раз, приходя на конюшню, заставал тренера в подпитии и в поисках собутыльника.
В ленте есть комедийная сцена, в которой герой Вадима Юрьевича до плеч погружается в прорубь после бани.
В это время к нему подходит бывшая одноклассница и не дает выйти, болтая без умолку. В прорубь опустили бочку с горячей водой. Андреев погрузился. А девушка из-за образовавшейся наледи всякий раз падала и не могла приблизиться к нему в кадре. На морозе вода быстро остыла. В бочке пришлось находиться более часа. После съемок артист еле пришел в себя.
На заключительном этапе название «Студенты и студентки» показалось постановщику неуместным. В группе он объявил конкурс: 5 рублей тому, кто придумает новое. Выиграл один из осветителей!
Фильм имел успех. За 1979 год его посмотрели свыше 40 млн человек, как и предсказывал Роговой.
Еще материалы рубрики:
Опасность, дедукция, интрига. Что ждать от новых сезонов сериалов «Первый отдел» и «Шеф»
Романы на съемочной площадке, разводы знаменитостей. Как работали над фильмом «Июльский дождь»
Почему Эльдар Рязанов бросал стулья в юных артистов, снимая фильм «Дорогая Елена Сергеевна»
Снять запрет на показ фильма «Комиссар» Александра Аскольдова помог Роберт Де Ниро
Где снимали фильм «Начальник Чукотки», и почему картину пришлось защищать от нападок и закрытия