Некоторые учителя отпечатываются в памяти выпускников надолго. И если кто-то связывает воспоминания о наставнике с травматичным опытом, другие, наоборот, бесконечно благодарны педагогу за поддержку. Корреспондент агентства «Минск-Новости» узнала у горожан, каких учителей они вспоминают до сих пор.
Приглашение на свадьбу и проблемы с выдержкой
— Нашему классу очень повезло с наставниками, они все были еще советской закалки: там и стержень, и строгость, и доскональное знание предмета. Больше всех мне полюбилась учитель русского языка и литературы. Она была профессионалом своего дела, работала в школе много лет, — поделилась Лариса. — По счастливому стечению обстоятельств оказалась и нашей классной руководительницей. Она инициировала создание драмкружка, привлекала нас к подготовке постановок. А меня назначила старостой. Благодаря этой преподавательнице наш класс был очень дружным. И с дисциплиной проблемы постепенно решились (они наблюдались в средней школе).
Через несколько лет после выпуска собеседница даже пригласила преподавательницу к себе на свадьбу. Нелюбимого учителя Лариса выделить не может — ко всем относилась с уважением.
А вот Виктории в этом плане повезло куда меньше: она вспомнила сразу двух учителей, отношения с которыми не сложились. По словам девушки, у них был крайне странный педагог по физике. Тряпки для доски в его кабинете использовались не по назначению — они летели в учеников, которые неправильно отвечали на поставленные вопросы. Эффектным был не только визуал, но и запахи: вместо одеколона от педагога несло последствиями веселого вечера. А его любимым социальным инструментом, в том числе в общении с учениками, был сарказм.
— Еще мне не особо нравилась учительница биологии. На каждом уроке она выбирала себе «жертву», а то и несколько. И развлекалась тем, что в процессе занятия высмеивала этих учеников, — делится Виктория. — Очередь дошла и до меня. Накануне я играла со своей кошкой, и та оставила на руке несколько царапин. Преподаватель сделала акцент на этом всему классу и предположила, что я занимаюсь селфхармом. Зачем? Ответа я не знаю.
«С ней мы могли посплетничать про педагогов»
Для Анастасии выделить любимого педагога оказывается задачей непростой. На статус такового претендуют сразу двое учителей: истории и физкультуры. Первый специалист подкупал собеседницу умением интересно преподнести информацию.
— Он рассказывал настолько увлекательно, что я до сих пор держу в голове фрагменты повествования про Трою, Римскую империю и Грецию. Благодаря его стараниям даже самостоятельные работы по истории не были для меня пыткой, а, наоборот, воспринимались как что-то интересное, — отмечает Анастасия.
В старшей школе пальма первенства перешла к учителю физкультуры. Предмет, как отмечает собеседница, вела довольно приятная женщина, с которой можно было обсудить насущные проблемы, посмеяться и даже посплетничать про педагогов. К радости Анастасии, учительница не заставляла ребят сдавать бесконечные зачеты, а занятия обычно проходили за игрой в волейбол, баскетбол или пилатесом.
В то же время у девушки были достаточно противоречивые чувства в отношении учителя физики — строгой и требовательной дамы. Собеседница признается, что изначально сам предмет казался ей занимательным и чем-то даже привлекал, однако железная хватка педагога напрочь отбила желание изучать его.
— Каждая ее фраза воспринималась как вызов или оскорбление, из-за чего был безумный страх ошибиться. Выход к доске всегда оказывался целым испытанием. Если ты не вспоминал необходимую формулу, то сталкивался с критикой и оставлял на ее столе дневник для замечания (из разряда «не выучена тема урока»), — делится девушка. — После 9-го класса, когда нас разделили на профили, учитель физики, к счастью, стала мягче по отношению к филологам. В их числе оказалась и я. Тогда часть ребят выдохнули.
Помогла справиться с буллингом
Больше всего Максим любил классную руководительницу, которая опекала ребят в начальной школе. Парень столкнулся с буллингом со стороны сверстников из-за своей худобы. Питался мальчик нормально — все дело в генетике. Но подросткам объяснить это было крайне трудно. Учительница поддерживала Максима и проводила беседы с одноклассниками, если замечала признаки травли. Эффект от разговоров был ощутим — обидчики успокаивались и не донимали парня.
— Также она привлекла меня к созданию стенгазеты, когда я признался, что пишу стихи. Всячески поддерживала мои начинания в этом плане. Благодаря ей я начал участвовать в школьных концертах. Мама до сих пор очень благодарна этому учителю, периодически даже присылает ей какие-то новости о моей жизни, рассказывает о профессиональных достижениях, — делится Максим.
Антипатии к кому-либо из учителей у парня не было. Единственное, уже в старшей школе проблемы возникли с учителем белорусского языка и литературы. Когда Максим оканчивал 11-й класс, та поставила ему за четверть 5 по литературе.
— Может, это было попыткой замотивировать меня на углубленное изучение предмета. Я честно говорил, что времени на прочтение некоторых произведений не хватает, — из-за подготовки к ЦТ спал по 4 часа. Мы не пробовали найти компромисс: это было нереально. В результате она поставила мне 5 баллов, — рассказывает собеседник. — Я тогда сильно расстроился. Но изменить ситуацию не мог, потому что совсем не ложиться спать ради чтения был не готов. Плюс ко всему крайне комично смотрелась общая картина: по белорусской литературе — 5, а по русской — 10 (там мы проходили рассказы, и осилить их было легче, чем толстенную книгу).
Впоследствии Максим обучался на бюджете в БНТУ. Как-то они встретились с бывшим одноклассником, стали вспоминать школу. И тут товарищ признался, что недавно созванивался с учителем белорусского языка.
— Она стала расспрашивать друга о ребятах из нашего выпуска. И очень сильно удивилась моему поступлению на бюджет. Призналась, что не возлагала на меня надежд. Врать не буду: от этих слов остался неприятный осадок, — говорит Максим.
Истоки негласной травли
Константин обожал своего учителя по английскому языку. Педагог, по его словам, был влюблен в предмет, который вел. И эту же тягу к иностранному пытался развить в учениках. Для этого он использовал интерактивный формат проведения занятий. Некоторые из них даже были костюмированными.
— А еще он готовил для нас маленькие подарки на праздники. Обычно какие-то сладости, и получать их каждый раз было очень приятно, — отмечает парень. — На занятия к нему действительно хотелось ходить. Уже повзрослев, я понял, насколько важны те горящие глаза, та искренняя любовь к профессии, которой он обладал.
А вот с преподавателем биологии у Константина отношения не сложились. Женщина всеми силами хотела поддержать хорошистов, но не до конца понимала, как это осуществить. В результате все выглядело так, будто учитель обесценивала успехи медалистов (собеседник как раз был одним из них) и превозносила малейшие усилия со стороны отстающих ребят.
— Она говорила, что отличникам просто повезло, мол, вовремя постарались, чтобы обрести этот статус. И теперь «вакантные места» заняты, хорошистам якобы придется оставаться средним звеном до выпуска. Как результат — у остальных ребят сформировалась предвзятость в отношении учеников, которые стабильно получали высокие баллы, — рассказывает Константин.
Любая победа медалистов на городских конкурсах освещалась не так широко, как призовые места хорошистов на районных. Преподаватель объясняла: «Я намеренно не акцентирую внимание на достижениях отличников, чтобы остальные ребята не стали их обижать». Однако в результате именно это провоцировало негласную травлю.