Вместо «Том Тэйлор» на площади Победы может появиться национальный бренд

Срок действия договора аренды помещения на пр. Независимости, 37, где размещается магазин «Том Тэйлор», истекает 30 апреля 2016 г.

Как сообщила во время онлайн-конференции в агентстве «Минск-Новости» начальник управления торговли и услуг Мингорисполкома Нина Емельянова, арендатор не продлил договор аренды на нежилое помещение в связи с повышением арендной платы.

— Конечно, хотелось бы видеть на этом месте магазин по реализации белорусской брендовой продукции, и мы ждем соответствующих предложений от отечественных производителей, — отметила Н. Емельянова. — Если таких желающих не найдется, помещение будет выставлено на аукцион.

Самое читаемое

35 КОММЕНТАРИИ

  1. Здравствуйте! Скоро в городе установят летние кафе. И они наверняка опять будут пестреть каждое своими красками и дизайном. Нет ли намерений привести их к какому-то единому внешнему виду? Никто не говорит, что все шатры должны быть абсолютно одинаковыми. Но что-то их должно объединять. Вы так не считаете?

    • Здравствуйте! Каждый субъект хозяйствования ежегодно согласовывает дизайн-проект летних кафе (указывается внешняя конструкция, план с расстановкой мебели и торгового оборудования, цветочное оформление, рекламное оформление др.) с комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома на каркасных улицах, проспектах и центральной части Минска. В других частях города дизайны летних кафе согласовываются с администрациями районов.
      Кстати, в настоящее время комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома разработан единый дизайн палаток для продажи овощей и фруктов на территории Минска. Уже готов опытный образец, который будет в ближайшее время доработан с учетом удобства применения, цветового решения и других характеристик. Главная отличительная особенность такой палатки в том, что она сборно-разборная, на ее сборку уходит 10 минут и по окончании рабочего дня убираются с площадок и не на нарушают архитектуру города.

  2. Доброго дня! Рынок на ул. Асаналиева развалили, кирпича и плитки навезли на территорию и никто ничего не делает. Только рассказывают и пишут в газетах, что строительство идет полным ходом. Ничего там не идет. А те, кто торговал там овощами и фруктами, теперь в ряд сидят с товаром возле универсама, который рядом с бывшим рынком. Может, вы расскажете, что и когда будет на этом месте? Не общими фразами, а с конкретикой. Спасибо.

    • Здравствуйте! В соответствии с проектными документами на месте бывшего рынка предусмотрено строительство торгового комплекса в составе с супермаркетом (торговой площадью 1 239 кв.м) и административными помещениями. Супермаркет предназначается для реализации широкого ассортимента продовольственных и непродовольственных товаров.
      Строительные работы начаты в ноябре 2015 года ЗАО «Инвастрой». Срок завершения строительства объекта согласно проектно-сметной документации – декабрь 2016 года.
      Действительно в связи с затруднительным финансовым положением у застройщика, строительные работы на объекте временно приостановлены до решения вопроса с банком по кредиту. При получении денежных средств, работы будут возобновлены.
      Для обеспечения жителей района плодоовощной продукций в период с апреля по ноябрь функционируют 2 сезонных объекта розничной торговли (лотка).
      В целях недопущения несанкционированной торговли администрацией Октябрьского района с участием сотрудников налоговых органов и милиции проводятся совместные рейды. В 1 квартале 2016 года проведено 73 рейда.
      Только сотрудниками отдела торговли и услуг администрации в 1 кв. т.г. составлено и направлено в суд Октябрьского района г.Минска 44 протокола об административном правонарушении на лиц, осуществляющих торговлю в неустановленных местах, в том числе 12 протоколов и 6 постановлений по ул. Асаналиева.

  3. Здравствуйте! Подскажите, как быть в следующей ситуации. Ошибся цифрой и отправил через интернет-банкинг 260 тысяч рублей на чужой номер телефона. В справочной оператора связи предложили написать заявление на перевод денег с того чужого номера на мой, НО — только неизрасходованной тем абонентом суммы. Правомерно ли это? Как в такой ситуации защитить свои права?

    • Здравствуйте! Отношения между потребителями и операторами сотовой связи регулируются (в частности) публичным договором об оказании услуги электросвязи. Он является соглашением между абонентом и компанией
      Например, в Вашем случае клиент-физическое лицо (крмпания Велком) производит оплату за услуги связи с указанием абонентского номера или номера лицевого счета, фамилии, имени, отчества и несет ответственность за достоверность, полноту и корректность информации, указанной в платежном документе. Плательщик обязан сохранять документ, подтверждающий факт оплаты, до зачисления денежных средств на лицевой счет. В случае отсутствия в платежном документе достоверной, полной и корректной информации компания не несет ответственность за несоответствующее и/или несвоевременное зачисление денежных средств, которое может привести к приостановлению оказания услуг связи, а также вправе отказать плательщику в возврате денежных средств.
      Клиент/абонент не вправе расходовать денежные средства, поступающие на его лицевой счет ошибочно.
      Возврат ошибочных платежей осуществляется плательщику на основании предоставленного платежного документа и документа удостоверяющего личность. Расходы по возврату компенсируются плательщиком на основании действующих тарифов.
      Таким образом, отношения между потребителями и оператором сотовой связи регулируются публичным договором и Гражданским кодексом Республики Беларусь.
      При несогласии с позицией сотового оператора Вы вправе направить в его адрес официальную претензию, в которой необходимо изложить вопросы, подлежащие обсуждения или обратиться в суд.

  4. Добрый день! Нина Алексеевна, и что же все-таки будете делать с несанкционированной торговлей? Придумали уже что-нибудь действенное или еще думаете? Говорили же про мини-рынки там же, где сейчас с земли колбасу продают. Кому-то не понравилась эта идея?

    • Помню лет 15 назад контролеры останавливали транспорт и входили в него вместе с милицией. Всех зайцев выводили в милицейский пазик и там штрафовали. Кто платил сразу- на все 4 стороны, у кого нет денег — административный протоком. Неужели нельзя договориться с милицией, налоговой и другими заинтересованными. Приехать на камнегорку, пройтись с видеокамерами сотрудникам в штатском. Потом подъезжают пару автобусиков, всех торговцев пакуют прилюдно и под пристальным присмотром СМИ. Потом ВСЕМ им штраф в плечи. И так целую неделю по всему Минску. Сняли на камеру оперативники факт торговли, задержали, обработали, наказали. Потом по телевизору всех предупредить — это не разовая акция. Так будет постоянно, готовьтесь торговцы-нелегалы. Неужели невозможно такое совместное мероприятие?

    • Здравствуйте! Действительно, сегодня в каждом административном районе столицы существует, как минимум, несколько мест массового осуществления данного вида незаконной деятельности (станции метро «Каменная горка», «Пушкинская», «Могилевская», «Малиновка», улицы Нестерова, Любимова и др). В целом таких мест по г.Минску порядка 30.
      Мингорисполкомом, администрациями районов г.Минска предпринимается ряд мер, направленных на пресечение «несанкционированной торговли». В частности:
      1. созданы рабочие группы по проведению рейдовых мероприятий.
      В первом квартале 2016 года проведено более 347 рейдов, по результатам которых составлен 271 протокол, из них:
      45 — по ч. 8 статьи 12.17 КоАП РБ (штраф до 3 базовых величин);
      136 — подпункт 1.6 пункта 1 Указа № 222 (штраф от 5 до 50 базовых величин);
      90 — часть 1 статьи 12.7 КоАП РБ (незаконная предпринимательская деятельность, штраф до ста базовых величин).
      Общая сумма наложенных штрафов за 1 квартал 2016 год составила 154,7 млн.рублей.
      2. предоставляются места на рынках на безвозмездной основе для лиц, достигших пенсионного возраста, в рамках подписанного между Мингорисполкомом и всеми рынками г.Минска «Соглашения о предоставлении торговых мест на рынках г.Минска на безвозмездной основе отдельным категориям граждан».
      3. проводится разъяснительная работа среди населения через средства массовой информации о потенциальной опасности для здоровья человека приобретаемой с рук пищевой продукции и возможных пищевых отравлениях микробной и немикробной природы, инфекционных заболеваний;
      4. размещается в местах осуществления «несанкционированной торговли» информация о ее запрете.
      Но до тех пор, пока горожане будут покупать продукты с асфальта, никакие меры по пресечению несанкционированной торговли не будут иметь стопроцентного успеха.

  5. Здравствуйте, Нина Алексеевна! Что же будет с «Лакомкой»? Может, Вы проясните ситуацию? С детства это мой любимый магазин! Думаю, не только мой. Уверена, многих волнует его судьба.

    • Минским горисполкомом 05.04.2016 принято решение о передаче в уставной фонд СОАО «Коммунарка» изолированного помещения магазина «Лакомка» путем заключения договора аренды между УП «ЖРЭО Центрального района г.Минска» и СОАО «Коммунарка».
      Магазин «Лакомка» сохранится, покупателям будет предложен широкий ассортимент кондитерских изделий разных белорусских производителей. Более того, покупатели не ощутят каких-то перемен по предлагаемой продукции. Что продавала «Лакомка», то и будет продавать.
      В целях обеспечения скорейшего открытия магазина «Лакомка» со стороны руководства СОАО «Коммунарка» в адрес ЗАО «Лакомка» внесено ряд взаимовыгодных предложений в части трудоустройства сотрудников ЗАО «Лакомка», выкупе остатков товара, выкупе смонтированного оборудования и др. В последующем планируется реконструкция магазина с размещением объекта общественного питания (кафетерия).
      В случае отказа ЗАО «Лакомка» от предоставления в аренду оборудования, необходимого для оперативного открытия магазина, будет незамедлительно проведена реконструкция помещения магазина, все работники будут временно трудоустроены в другие магазины «Коммунарка» и на фабрику.

  6. Здравствуйте! Как-то пару месяцев назад собирались в Минске устанавливать цифровые рекламные билборды. Даже в телевизоре об этом говорили. Уже передумали? Или я не там хожу и езжу, потому их не вижу? Или еще рано ожидать перехода от слов к делу?

    • Уже 1 апреля установлены современные цифровые носители – на Я.Коласа, и в районе рынка Ждановичи.
      В настоящее время рассматриваются предложения инициаторов по размещению таких экранов, их конфигурации, техническим параметрам и местам размещения. А вообще программа рассчитана на 5 лет.

  7. Нина Алексеевна, у меня вопрос больше личного характера. Скажите, Вы предпочитаете импортные одежду и обувь или белорусские? Если отечественное покупаете, не бывает проблем с размерами, фасоном? А бытовая техника у Вас дома наша или заграничная? Просто любопытно.

    • Здравствуйте! Естественно, покупаю товары преимущественно отечественного производства. У нас немало брендов, хорошо известных в том числе за рубежом. Проблем с фасонами и размерами никогда не возникает. Кстати, сегодня на фото к тексту онлайн-конференции я в платье минского производителя.

  8. Нина Алексеевна, здравствуйте! Нельзя ли расширить торговлю в городских парках в летний сезон? Так называемых кафе очень мало. Холодильников с мороженым и напитками тоже. Только на центральных аллеях. И цены, кстати, атомные. Шарик мороженого в парке стоит, как ящик мороженого в магазине.

    • Здравствуйте! При наступлении благоприятных погодных условий с 15 апреля в городских парках начнут свою работу сезонные объекты розничной торговли.
      В парках и скверах будет организовано торговое обслуживание более чем 170 торговыми объектами.
      Торговые организации всех форм собственности сориентированы на торговлю широким ассортиментом продукции отечественного производства: квасом и пивом, в том числе в розлив (с использованием современного оборудования – роль-баров, сокохладителей), безалкогольными напитками, минеральной водой, мороженым, плодоовощной продукцией и другими продовольственными товарами и продукцией собственного производства через все объекты мелкорозничной торговли (павильоны, палатки, киоски и др.), летние (сезонные) кафе, мини-кафе и т.д.
      С 1 мая по 1 октября 2016 года на площадке у Дворца спорта по пр. Победителей, 4 будет организована работа летнего кафе ООО «Торговый дом «На Немиге» и нестационарного торгового объекта по продаже мороженого и прохладительных напитков УП «Минский хладокомбинат № 2». Также планируется функционирование объекта по продаже мороженого на пл. Независимости в районе центрального фонтана. Эти площадки пользовались большой популярностью у жителей и гостей столицы в прошлом году.
      Справочно.
      В парках им. Челюскинцев, им. Горького, 50-лет Победы, 900-летия г.Минска развита инфраструктура торговли и общественного питания.
      Например, в парке 900-летия г.Минска после реконструкции предусмотрено функционирование 10 точек торговли, которые благополучно функционируют. В парке Победы в летний период функционируют 4 летних кафе площадью около 100 кв. метров. В Лошицком парке размещено 10 торговых объектов и дополнительно на аукционные торги выставлено еще 5 мест для торговли квасом, прохладительными напитками, мороженым. Данное предложение находится на реализации на протяжении 2-х лет. Пока желающих организовать дополнительную торговлю не было.
      Цена на мороженое (шарики) в парке им. Горького:
      — весовое 100 г р.- от 17 до 20 тыс. рублей,
      — фасованное от 50 до 100 гр. — производства Республики Беларусь от 5,3 до 20,6 тыс.рублей; Импортное (Россия, Латвия) — от 5,5 — до 20,6 тыс.рублей;
      К примеру, в сети ресторанов МАКДОНАЛЬДС – 13 тыс.рублей за 75 гр.

  9. — Добрый день! Живу в новостройке на ул. Германовской, 9-й дом. Ближайший магазин с продуктами — гипер на ул. Денисовской, 8. Пешком идти около получаса. Общественный транспорт — не вариант, поскольку с ним у нас тоже есть проблемы. Планируете ли открывать торговые объекты, в том числе продовольственный магазин, в шаговой доступности от новых домов на Германовской? Спасибо за ответ.

    • Здравствуйте! В границах указанных Вами улиц (на территории аэропорта «Минск – 1») намечено строительство многофункционального экспериментального комплекса «Минск-Мир». В целях обеспечения данного комплекса объектами социально-гарантированной инфраструктуры детальным планом предусмотрено размещение:
      — продовольственных магазинов торговой площадью 14 200 кв.м;
      — непродовольственных магазинов торговой площадью 45 580 кв.м;
      — мини-рынка на 182 места;
      — объектов общественного питания на 1750 мест;
      182 рабочих места предприятий бытового обслуживания населения, в том числе:
      — приемных пунктов прачечной и химчистки 8 объектов;
      -бань, саун на 182 помывочных места.
      Срок реализации проекта 2014-2027 годы.
      Кроме того, в районе улицы Германовской на улице Левкова функционируют торговые объекты сети «Евроопт» и «Виталюр», на улице Воронянского – магазин «Соседи» ОАО «Наваколле».

  10. Добрый день! У меня вопрос по лоткам с овощами и фруктами, которые возле остановок и в других местах по городу. Контролируются ли как-то качество товара, который с этих лотков продают, и цены?

    • Контроль в части соблюдения правил торговли, в том числе и качества реализуемых товаров, осуществляется за всеми субъектами хозяйствования, осуществляющими розничную торговлю на территории г.Минска как при проведении плановых проверок так и при проведении мониторингов всеми контролирующими службами города и республики.
      В соответствии с законодательством о ценообразовании Минским горисполкомом регулируются цены на картофель свежий, капусту белокочанную свежую, морковь, свеклу и лук репчатый. В отношении остальной плодоовощной продукции и овощей Министерством торговли рекомендована предельная максимальная торговая надбавка 25 процентов.

  11. Добрый день! Подскажите, что же все-таки появится на месте магазина Том Тэйлор на площади Победы? Не считаете ли Вы, что на этом знаковом месте должен быть какой-то национальный бренд?

    • Срок действия договора аренды между арендатором ООО «Трайпл» и балансодержателем УП «ЖРЭО Центрального района г.Минска» истекает 01.05.2016г. Конечно, хотелось бы видеть на этом месте магазин по реализации белорусской брендовой продукции и мы ждем соответствующих предложений от производителей.

  12. Простите, еще один волнующий вопрос. Как Вы и Ваше управление относится к вывескам на коммерческих аптеках — НИЗКИЕ ЦЕНЫ. Может, стоило бы серьезнее задуматься над тем, чтобы в городе появились контролируемые Вами по ценам СОЦИАЛЬНЫЕ АПТЕКИ?

    • Согласно Закону Республики Беларусь «О рекламе» ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства.
      Недобросовестной является реклама, содержащая ложные и иные недостоверные сведения о товаре, виде деятельности рекламодателя, распространение которых может привести к нарушению или нарушает права и охраняемые законом интересы организации или гражданина, в том числе в отношении цены и условий оплаты товара на момент размещения (распространения) рекламы.
      Как правило, это информация «самые низкие цены», «лучшие цены», и т.п. Она может использоваться в рекламе только при наличии документального подтверждения. При этом выработать некий единый перечень документов не представляется возможным, т.к. реклама разнообразна по содержанию и объектам рекламирования, а также по характеру слов о преимуществе. Поэтому вопрос о том, какие документы будут подтверждающими, решается в каждом случае индивидуально.
      Например, при использовании в рекламе слов «самые низкие цены» удостоверяющими документами могут служить результаты исследования рынка (сегмента рынка), проведенного специализированными организациями. Но эти исследования — дорогостоящее мероприятие, которое могут позволить себе лишь крупные компании. Как показывает практика, рекламодатели его не заказывают, а слова «самые низкие цены», «лучшие цены» необоснованно используют в рекламе для привлечения внимания потребителей.

  13. Здравствуйте! Нет-нет, да и встретишь иностранные названия на офисах туристических агентств, баров…. Причем в центре города. Что планируется предпринимать, чтобы такого не было? Пусть бы родная мова гучала или привычный русский язык…

    • Здравствуйте! Согласно статье 17 Конституции Республики Беларусь государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки.
      Аналогичные нормы содержатся также в нормативных правовых актах, регламентирующих сферы предпринимательской деятельности, торговли, рекламы, т.е. те сферы, в которых субъектами хозяйствования наиболее часто используются собственные наименования и наименования принадлежащих им торговых объектов.
      Наименования торговых объектов, как правило, повторяют наименования субъектов хозяйствования, которым данные объекты принадлежат. В силу пункта 5 Положения о согласовании наименований коммерческих и некоммерческих организаций, утвержденного постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь 26.12.2002 № 37, наименования субъектов хозяйствования согласовываются на русском и белорусском языках.
      В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» владельцы торговых объектов или объектов обслуживания посредством вывески (или другим доступным способом, принятым в торговом, бытовом и иных видах обслуживания) должны доводить до потребителей информацию о собственных наименованиях (фирменных наименованиях) на белорусском или русском языке.
      В соответствии с действующим законодательством вывески могут быть как не рекламными, так и рекламными. Вывески крупных торговых объектов (гипермаркетов, супермаркетов), как правило, являются вывесками рекламного характера и должны соответствовать требованиям Закона Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).
      Согласно пункту 2 статьи 10 Закона о рекламе реклама на территории Республики Беларусь должна размещаться (распространяться) на белорусском и (или) русском языках. Данное положение не распространяется на рекламу зарегистрированных товарных знаков и (или) знаков обслуживания. Кроме того, в рекламе допускается использование наряду с белорусским и (или) русским языками иностранного языка, но лишь при условии идентичности по содержанию и техническому оформлению текста на иностранном языке тексту на белорусском и (или) русском языках.
      Законодательством Республики Беларусь не предусмотрено проведение процедуры по согласованию названия торгового объекта, объекта обслуживания или производственного объекта, а также отсутствуют ограничения по количеству размещаемых собственником торгового объекта или объекта обслуживания вывесок рекламного характера.
      В соответствии со статьей 13 Конституции Республики Беларусь государство предоставляет всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, и гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.
      В силу основных начал гражданского законодательства, закрепленных в статье 2 Гражданского кодекса Республики Беларусь:
      все участники гражданских отношений, в том числе государство, его органы и должностные лица, действуют в пределах Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней актов законодательства;
      участники гражданских правоотношений приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своих интересах;
      вмешательство в частные дела не допускается.
      Таким образом, субъекты хозяйствования самостоятельно определяют на каком из государственных языков предоставлять потребителям информацию о собственных наименованиях и наименованиях принадлежащих им торговых объектах и объектах обслуживания, в том числе в рекламе.

  14. Нина Алексеевна, добрый день! Магазины торговой сети Радзивиловский уже переписали ценники на многие товары в связи с предстоящей деноминацией — указали старые и новые цены. А другие торговые сети уже начали размещать новые ценники? Если да, то какие сети? И контролируют ли специалисты вашего управления то, как округляют «новые» цены торговые сети? Чаще всего в сторону в бОльшую или меньшую сторону округляют?

    • И почему самые недорогие товары вдруг округлились в два раза? «Ролтоны» стоили в марте по 3-4 тысячи, а теперь 5-7? Инфляция виновата, курс доллара? Или рыночная экономика? Раньше это была студенческая быстроперекуска, а теперь элитный гарнир (килограмм белорусских макарон стоит около 10 тысяч, но его хватает на ого-го ужинов). И такое же происходит по всем товарным позициям: российская морская рыба дорожает при падении росрубля, молоко растет в цене и уменьшается в объеме тары (был литр, а сейчас 800, 900, 930).
      Только никак не могу понять: у нас в Минске действуют другие законы экономики и рынка? Горожане на свою зарплату не могут позволить себе купить больше, значит в магазинах продается меньше товара. Соответственно уменьшается его срок годности. Его нужно быстрее реализовать — выставить на акции и скидки. Но их нет. Зато есть ассортимент с просрочкой, возврат непроданного производителю, растут его издержки. Заводы повышают цену, товар не покупают — опять минус? Значит в этой цепочке есть слабое звено — торговля, не желающая перестраиваться в кризис и уменьшать свои аппетиты?

    • С целью информирования организаций торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения г.Минска о предстоящей деноминации денежной единицы Республики Беларусь на официальном сайте Мингорисполкома minsk.gov.by в рубрике «Это актуально» размещена информация с разъяснением о порядке округлении цен (тарифов), об оформлении ценников, меню, продукции общественного питания в период параллельного обращения денежных знаков образца 2000 года и денежных знаков образца 2009 года.
      Министерством торговли рекомендовано начать применение ценников, меню, другой информации о цене товаров, продукции общественного питания, тарифов с указанием цен в денежных знаках 2000 и 2009 годов, с 01.04.2016 года, но не позднее 01.06.2016.
      В настоящее время в организациях торговли уже начали применять ценники с указание цены в денежных знаках 2000 и 2009 годов. Кроме того, до покупателей также будет доводиться информация с разъяснением о порядке округлении цен и оформления ценников на стендах, по радиоузлу и др.
      С порядком округления цен в меньшую или большую сторону можно ознакомиться на сайте Минского горисполкома

      • А можете назвать конкретные торговые сети (кроме Радзивиловского), которые выставили уже двойные цены?

  15. Изменились ли цены на социально значимые товары после того, как их отпустили? Если да, то в какую сторону — уменьшения или увеличения? Были ли случаи необоснованного завышения цен?

    • В организациях торговли г.Минска продолжается еженедельное отслеживание розничных цен на потребительские товары с целью недопущения их роста.
      Имеются колебания розничных цен на отдельные товары, в связи с их поставками от разных поставщиков и импортеров, уровень цен у которых зависит от страны происхождения, сорта и вида продукции, размерного ряда, а также в связи с изменением курса валют и ростом отпускных цен у производителей.
      Результаты отслеживания цен показывают, что большинство торговых организаций формируют розничные цены с применением торговых надбавок на том же уровне, как и до отмены ценового регулирования.
      Реализация картофеля и овощей урожая 2015г. в организациях торговли города по прямым поставкам производится значительно ниже предельных цен, установленных решением Мингорисполкома.

  16. Как часто обновляется реестр недобросовестных продавцов? Когда в последний раз в него включали или исключали из него торговцев? Из-за каких нарушений чаще всего попадают в этот реестр?

    • Реестр недобросовестных продавцов обновляется по мере появления таких продавцов. А информация о них поступает от граждан и государственных органов.

Комментарии закрыты