О ВРЕМЕНИ. О СТРАНЕ. О СЕБЕ. Делегат Всебелорусского народного собрания рассказала о важном в образовании

Делегат VI Всебелорусского народного собрания директор столичной гимназии № 1 имени Франциска Скорины, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Республики Беларусь Наталия Бушная рассказала, почему сегодня так важна в образовании воспитательная часть, зачем педагогу любовь к ученику и какой отдых для нее лучший. Подробности — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

О времени

Большинство активной части общества получило образование еще в советское время. Поэтому есть возможность сравнить, как было и как сейчас. Нередко слышу рассуждения на тему, что все нужно сломать и построить нечто новое. В истории это проходили, доказано: выстроить абсолютно новое невозможно. Да и нужно ли? В системе белорусского образования удалось сохранить лучшие черты советской школы. При этом не соглашусь и с теми, кто предлагает полный возврат к тому образованию, к советским учебникам. Мир очень быстро развивается, мы сегодня живем в независимой стране, и тот же контент задач по физике и математике должен быть приложен к современной Беларуси.

Образование у нас трактуется как обучение и воспитание. При этом у наших друзей-россиян — как воспитание и обучение. Чувствуете разницу? И вот эта воспитательная составляющая, на мой взгляд, очень важна. Причем применительно не только к нашей нынешней национальной ситуации, но и в целом в мире. Вся мировая школа понимает: сейчас невозможно оставить воспитание только семье. Более того, семья сама нуждается в психолого-педагогической помощи. Хотя бы потому, что многие родители получили образование в 1990-е годы. Да, для нашей страны они были не лихими, но и не такими уверенными и легкими, как советские времена и, быть может, сейчас, когда четко определены позиции.

Сегодня много говорят о том, что профессия учителя теряет престиж, падает уважение к педагогу. Выросло молодое поколение, которое порой больше доверяет информации, полученной из Сети, чем мнению взрослых, даже родителей. Представьте время, когда не было Интернета. Чтобы узнать что-то новое, надо было приложить усилия: сходить в библиотеку, отстоять в очереди за книгой, потом ее прочитать… А сейчас один клик — и цитата. Набокова, Толстого, Короткевича. Теряются трудовые навыки, все достается намного проще. Да и родители имеют больше возможностей: часто забывая о себе, все вкладывают в чад. Безусловно, Интернет значительно облегчает поиск информации. Но информация — это еще не знание. Знание опирается на осознанность. Чтобы информация стала знанием, нужно ее критически осмыслить. Поэтому очень важно научить молодого человека ДУМАТЬ. Тогда он сможет увидеть в информации нечто значимое не только для себя самого, но и для тех, кто живет, учится, трудится с ним рядом. А также соотнести, правда это или вымысел. Убеждена: этому надо учить детей.

Разочарую тех, кто считает, что учителя любят послушных детей, ходящих по струночке и смотрящих в рот педагогу. Мы заинтересованы в думающих, но умеющих отвечать за свои слова и социальные поступки учениках. Творчество, инициатива и ответственность — важные качества современного школьника.

О стране

Побывав в большом количестве учреждений образования в разных странах, хочу сказать: мне не только не стыдно, я горжусь нашей образовательной системой. Возможно, чуть отстаем в информационных технологиях. При этом они только средство, пусть и хорошее. Но мы не заменим технологиями личность учителя. В развитых странах, в частных дорогих школах, знаю не понаслышке, они сегодня сходят на нет. Зато как возрастает роль личности педагога!

С моей точки зрения, высокие результаты как раз за теми национальными системами образования, которые вкладывают не в стены, не в компьютеры, а в личность учителя. Здесь нам есть над чем работать. И я не имею в виду только финансовую сторону вопроса, мол, дайте хорошие зарплаты, и все изменится. Не изменится, в нашей профессии — точно нет.

Труд учителя своеобразен, нужно любить людей, детей, и это не каждому дано. Своих даже часто не очень любят… Должны быть внутренний гуманизм, терпеливость, терпимость. Вот 1 200 детей перед тобой, все на перерыве бегают, шумят, и если ты их не понимаешь, не любишь, они тебя будут раздражать. Это та профессия, когда надо уметь отдавать себя людям. Не просто отдавать, теряя, а отдавать с радостью, получая от этого удовлетворение, наблюдая личностное становление своего ученика. Согласитесь, это дано не каждому.

За последние несколько лет кардинально увеличился уровень профессиональной подготовки студентов педагогических вузов, растут конкурс и проходной балл. И если ранее руководители предпочитали приглашать на работу опытных педагогов со стажем, то сегодня столичные школы с радостью принимают выпускников педагогического университета имени М. Танка. Они не просто знают свой предмет, но готовы предложить коллективу новые идеи по развитию образовательного пространства школы, в том числе по внедрению современных информационных технологий. Это и есть реальные шаги к повышению престижа нашей профессии.

Оглядываясь назад, понимаешь: возможно, оттого, что мы не шарахались резко из стороны в сторону, и удалось сохранить саму систему преподавания, ту же дисциплину на уроках как элемент культуры. Образование всегда было консервативной сферой в хорошем понимании этого слова. Изменения и новации здесь нужно внедрять только тогда, когда они абсолютно выверены. Поэтому они касаются каждого: обучающиеся есть практически в каждой семье. Кого мы, педагоги, воспитаем, такой и будет наша страна. И речь не об абстрактном, а о реальном будущем Беларуси. Конечно, огорчает, когда некоторые представители молодого поколения мало ценят то, что имеют, не видят порой вклада, внесенного предыдущими поколениями в то, чтобы у них была такая обеспеченная и практически беспроблемная жизнь. Согласитесь, образование дается не так сложно, как раньше, когда платного не существовало, а слово «репетитор» употребляли крайне редко. Сейчас родители в финансовом отношении имеют гораздо больше возможностей.

Сегодня белорусская школа — это действительно территория возможностей. Молодому поколению советую в полной мере воспользоваться тем, что предоставляет ему школа для самореализации. Не в Интернете показывать свое «я», а в реальной жизни. Трудности всегда были и будут в жизни человека, и только преодолевая их, он становится счастливым и по-настоящему ценит полученное. Посмотрите на спортсменов: перепрыгнул планку — ура, взял эту высоту! А чтобы взять высоту, сколько нужно тренироваться! Зато испытываешь радость победы. Так и в нашей жизни. У каждого своя планка и своя работа на благо своей семьи и родной Беларуси.

О себе

Я выросла в семье, где образование всегда было в приоритете. Трудолюбию меня никто специально не учил. Видела, как ответственно родители относились к своей работе. А самый лучший метод воспитания — личный пример. Тогда мы занимались шесть дней в неделю. Я училась в школе с углубленным изучением английского языка, где даже географию преподавали на английском, а в учебном плане был предмет «Технический перевод». В воскресенье утром меня ждал еще ансамбль скрипачей…

Побеждала в олимпиадах по языкам, химии, окончила школу с золотой медалью, но последовала совету своего отца, военного юриста, который принес мне газету БГУ с подчеркнутым им факультетом прикладной математики. Для меня родители были таким авторитетом, что я согласилась… Сколько себя помню, всегда была занята каким-то делом. И до сих пор не очень умею отдыхать, чем удивляю своих внучек. Мне по-прежнему доставляет удовольствие трудиться и созидать. 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ