«Мама потерпевшей не могла ни говорить, ни плакать». Зампрокурора Центрального района — о своей работе
О нелепой смерти подростка, страшном убийстве отца сыном и неуловимом насильнике корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал заместитель прокурора Центрального района Андрей Никольский.
Андрей Никольский родился в Барановичах в семье музыкантов: отец — заслуженный артист Республики Беларусь, преподаватель вокала, мать — учитель теории музыки в детской музыкальной школе. Юноша, переняв родительские гены, всей душой полюбил музыку. Имея абсолютный слух, он играл в духовом оркестре, участвовал в школьной самодеятельности. Однако продолжать династию не стал, а подал документы на юрфак.
Родители поддержали выбор сына. В студенчестве будущий прокурор пел в хоре Минского государственного лингвистического университета, объездив с ним немало стран. Андрей и сегодня продолжает петь для души, играет на пианино, кларнете, гитаре.
Учеба на юрфаке БГУ давалась юноше легко, особенно нравились лекции по уголовному праву. Летние сессии студент Никольский сдавал досрочно и уезжал вожатым в детский оздоровительный лагерь на Черноморском побережье — ему всегда очень нравилось работать с молодежью. Андрей Леонидович и сегодня с удовольствием делится опытом с коллегами.
Получив диплом и пройдя стажировку, в декабре 1998 года Андрей Никольский стал следователем в прокуратуре Московского района.
— Среди первых дел, которые мне довелось расследовать, — серия нападений на девочек-подростков в квартале улиц Волоха и Р. Люксембург, — вспоминает собеседник. — Совершив развратные и насильственные действия, злоумышленник всегда успевал скрыться. Каждый раз на местах преступлений изымались биологические следы, назначались и проводились генотипоскопические экспертизы.
В тот день, когда милиционеры сообщили, что задержан подозрительный молодой мужчина, который преследовал несовершеннолетних, следователь Никольский впервые надел прокурорскую форму и поспешил в РУВД.
Задержанный наотрез отказывался идти на контакт с милицией, все вопросы оперативников игнорировал.
— Тогда мне удалось разговорить его, — продолжает Андрей Леонидович. — Наша беседа длилась не один час, и в итоге он сознался не только в известных нам преступлениях, но и еще в восьми аналогичных злодеяниях, совершенных им в других районах столицы. Так удалось раскрыть серию изнасилований.
Особенно Андрею Никольскому запомнился случай, произошедший 26 июня 2002 года. Коллеги собеседника уехали на праздничный концерт, посвященный Дню работников прокуратуры, а он задержался на работе. Вдруг поступило страшное сообщение: из Свислочи извлекли труп подростка. Помощник прокурора Ленинского района Никольский сразу выехал на осмотр места происшествия.
— Вокруг было много зевак, стояли машины скорой медицинской помощи и милиции, а на земле лежало бездыханное тело 14-летней школьницы. Казалось, она просто спит, — вспоминает старший советник юстиции Андрей Никольский. — Это был несчастный случай: погибшая прогуливалась по берегу реки с подругой, оступилась, упала в воду и, к сожалению, самостоятельно выбраться не смогла.
Вскоре приехала мама девочки. От случившегося она пребывала в таком шоке, что не могла ни говорить, ни плакать. Погибла ее единственная дочь, которую женщина родила весьма поздно. Кто-то объяснял, где забрать тело, кто-то предлагал успокоительное — убитая горем женщина не реагировала ни на что. У меня самого тогда ком в горле стоял.
В практике Андрея Леонидовича было убийство, на раскрытие которого ушло несколько лет. Минчанин работал директором одного из столичных стадионов, его семья жила в достатке и ни в чем не нуждалась. Однако супругу и сына втянули в религиозную секту. Глава семейства их убеждений не разделял. А потом вдруг исчез. В его квартире на улице Московской обнаружили следы крови, пропала крупная сумма денег. При этом тела хозяина дома нигде не было.
Подозрение пало на сына, поскольку у него с отцом часто возникали конфликты. Разумеется, парень отрицал причастность к убийству, а его мать строчила жалобы во все инстанции. Доказательству виновности способствовал его же приятель, который помогал избавиться от трупа и спустя время решил во всем сознаться.
Оказалось, обвиняемый подсыпал родителю в пиво снотворное, а после убил и, расчленив тело, сжег останки в лесу. Итог — 25 лет лишения свободы.
В органах прокуратуры Андрей Никольский служит почти четверть века, из которых 16 лет осуществляет надзорную деятельность. Был заместителем прокуроров Ленинского и Заводского районов, некоторое время работал в Генеральной прокуратуре и надзорном ведомстве столицы, главным редактором ведомственного журнала «Законность и правопорядок». В марте 2021-го его назначили заместителем прокурора Центрального района.
О преступности на подведомственной территории говорит: регистрируют почти все виды преступлений, а потерпевшими и обвиняемыми становятся разные люди — иностранцы, солидные бизнесмены, бездомные…
Увы, немало хлопот доставляет столичный Бродвей — улица Зыбицкая, — где нередко совершаются кражи и хулиганства. Так, например, однажды под утро по улице баров с урной в руках бегал весьма агрессивный гражданин. Он бросал свою ношу в прохожих и при этом громко бранился. Один молодой человек подошел к нему и поинтересовался, почему тот так себя ведет, но дебошир неожиданно схватил парня за ноги, повалил на асфальт и стал избивать. Юноша высвободился, отбежал в сторону и позвонил в милицию.
Еще одним потерпевшим оказался горожанин, который также пытался успокоить буяна. Мужчина ничего не ответил, достал из кармана перцовый баллончик и распылил газ ему в лицо. От неожиданности молодой человек потерял равновесие и упал на землю. Злоумышленник набросился на него и несколько раз ударил металлической урной по голове, а после продолжил бить руками по лицу. Струю газа он выпустил и в лицо спутнице парня, которая вмешалась в конфликт.
Приехавшие милиционеры задержали дебошира — тот был настолько пьян, что не мог объяснить причину столь неадекватного поведения. Протрезвев, он поведал: отдыхал в баре, и к нему подошли двое незнакомцев и якобы пытались спровоцировать конфликт, а после беспричинно избили. Когда он выбежал на улицу, ему показалось, что все вокруг настроены по отношению к нему агрессивно, поэтому он был вынужден защищаться. В итоге гражданин стал фигурантом уголовного дела за особо злостное хулиганство.
34-летний обвиняемый прилетел в Минск из ближнего зарубежья для участия в турнире по покеру. У себя на родине он занимал должность генерального директора крупной компании.
Фото Тамары Хамицевич