Обратиться к источникам. Чем занятия в фольклорном ансамбле помогают школьникам
Чем занятия в фольклорном ансамбле помогают школьникам и как они познают народную культуру, выяснил корреспондент агентства «Минск-Новости».
В фольклорном ансамбле «Росніца», действующем на базе Центра дополнительного образования детей и молодежи «Маяк», нематериальное наследие белорусов популяризируют сами дети для сверстников. А помогает им в этом руководитель ансамбля Татьяна Ушакова, которая к тому же является солисткой народного ансамбля «Белы птах».
Четверть века тому назад она поступила в Гродненский колледж искусств на отделение народного творчества. Училась на руководителя фольклорного инструментального ансамбля. Во время учебы в Белорусском государственном университете культуры и искусств Т. Ушакова стала одной из участниц ансамбля «Валачобнікі». Коллектив часто выезжал с концертными программами за рубеж. Девушку поразило, как тепло воспринимали иностранцы белорусские народные песни, традиции, обряды. И тогда у собеседницы впервые родилась идея создать свой ансамбль, чтобы знакомить с народной культурой маленьких жителей Беларуси. Реализовать замысел получилось на третьем курсе.
— Приходя к нам в ансамбль, мальчики и девочки совсем мало знают о фольклоре, — отмечает Т. Ушакова. — Наверное, это определенные издержки постоянной жизни в большом городе. И я очень благодарна тем родителям, которые решают познакомить своих детей с белорусской культурой вживую.
Деятельность ансамбля поистине многогранна. Его участники не только разучивают народные обряды, среди которых Купалье, Масленица, вячоркі, колядование, но и стараются проводить их в школах и гимназиях. Дети также знакомятся с народными играми, разучивают скороговорки, считалки, узнают основы театрального мастерства и хореографии — ведь без этого не станцуешь тот же «Ленок» или «Лявоніху». Маленькие минчане учатся играть на шумовых музыкальных инструментах — трещотке, бубне, шаркунке, колотушке. Есть и довольно необычный — рубель. Он представляет собой деревянную доску с вырубленными поперечными желобками. Немного иначе сделанный рубель использовался для совсем не музыкальных целей — глажения белья. В нашем случае в одной из сторон просверлена специальная полость, чтобы звук получался более гулким и громким. Извлекают из него мелодию очень просто: водят по рубцам специальной палочкой.
Сейчас в составе «Росніцы» около 40 юных жителей Ленинского района. В ансамбле три возрастные группы — младшая, средняя и старшая. Больше всего первоклассников — 12. Средняя группа комплектуется из школьников, которые учатся со второго по шестой класс. А вот у старшей есть даже сшитые на заказ костюмы и собственноручно сплетенные венки.
— Наш ансамбль любительский, — объясняет Т. Ушакова. — Дети в нем профессионально музыкой не занимаются. Более того, ни один из них не ходит в музыкальную школу. Если из 20 человек хотя бы 4 чисто интонируют — это уже хорошо. Мы в первую очередь хотим привить любовь к нашей песне, культуре, истории, познакомить с традициями белорусской земли. И детям это очень нравится.
Поэтому ансамбль чаще всего можно увидеть и услышать на районных концертных площадках. А вот дальнейший путь выпускников «Росніцы» весьма разнообразен. Но несколько девушек поступили в колледж искусств, чтобы знакомиться с народным творчеством уже на профессиональной основе. И это прекрасная награда для педагога.
Занятия в ансамбле помогают его участникам лучше успевать по белорусскому языку и литературе. Текст каждой народной песни, скороговорки, игры разбирается дословно, чтобы у школьников не оставалось пробелов в знании языка. Да и сами слова легче запоминаются при исполнении песен. Руководитель ансамбля вспоминает курьезную историю. Как-то на одном из занятий первоклассники разучивали детскую песню «Пайшла курка да лісачкі». В ней есть строчка «За гарой з крынічанькі напаю вадзіцай». На вопрос, что такое крыніца, несколько человек ответили, что это марка известного белорусского продукта. И очень удивились, когда узнали, что в тексте имелся в виду источник…
Фото Сергея Пожоги