«Общение с детьми — другая вселенная». Минчанин — о том, почему вместо завода пошел в педагоги

Педагог Антон Сайнук окончил профессионально-технический колледж декоративно-прикладного искусства имени Н. А. Кедышко, но вместо распределения на завод керамики в Борисов попал в центр детского творчества. Об отношениях с детьми и о решении стать педагогом — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости».

— Мужчины неохотно идут в педагоги. Чем обусловлено ваше решение?

— Почувствовал себя на своем месте (улыбается). Когда учился в Минском государственном профессионально-техническом колледже декоративно-прикладного искусства имени Н. А. Кедышко, где помимо специализации художника-керамиста получил профессию педагога, попал на практику в Центр дополнительного образования детей и молодежи «Светоч». И зацепило. Общение с детьми — другая вселенная, затягивает и не отпускает.

Интересно получилось. По распределению отправляли на завод керамики в Борисов, но благодаря рекомендациям центра детского творчества стал не мастером-керамистом, а преподавателем.

С тех пор семь лет веду кружок «Юный художник». Правда, был небольшой перерыв: отдавал воинский долг.

— Служили в армии?

— Да. В 153-й Кенигсбергской отдельной радиотехнической бригаде особого назначения, которая находится в Воложине. Там и отметил 25-летие.

Для 18-летних парней армия — отличная жизненная школа. Она учит дисциплине, ответственности, взаимодействию в команде, делает из мальчишек мужчин.

Я поздно призвался. Характер, по сути, был сформирован, но служба закалила. За полтора года похудел на 25 кг. Не потому, что плохо кормили. По калорийности еда превосходила домашнюю. Причем готовили без соли и специй (до сих пор сохранил полезную привычку не солить блюда). Стал таять от недосыпа: часто заступал на ночные боевые дежурства, работал за компьютером. С тех пор не могу заставить себя сесть за него.

— Когда вернулись домой, не было желания сменить сферу деятельности?

— Нет. Скорее, наоборот: посмотрел на профессию другими глазами. Стал больше ценить общение с воспитанниками. Понял: обучая девчонок и мальчишек, учусь у них сам.

Дети заряжают позитивом, помогают проще смотреть на многие вещи, излучают жизнерадостность. Взрослым иногда нужно брать с них пример: не быть равнодушными, не ходить в плохом настроении, быстро забывать дурное. Продолжать учительствовать или нет, сомнений не было.

— Современных ребят непросто заинтересовать, а они в вас души не чают. Как это удается?

— Во время занятий я никого не заставляю — ты должен. Не внушаю — обязан. Не критикую — делаешь не так. На первом месте в обучении — желание учащегося. Не родителя, а самого ребенка. Если он хочет что-то узнать и освоить, расскажу и покажу.

В изостудию приходят и дошкольники, и старшеклассники. Изучаем несколько направлений: живопись, графику, керамику, знакомимся с постановкой композиции, объемом, учимся накладывать светотень.

— Что рисует нынешняя молодежь?

— Классические пейзажи и натюрморты, в которых нужно тщательно прорисовывать детали, ушли в прошлое. Сегодня в тренде скетчи. Это современная и популярная техника. В ее основе лежат быстрые штрихи, эскизы. Их смысл — передать эмоции.

К примеру, ребенок написал хмурое облачко: значит, ему грустно. Из этой серии изображения пончиков, пирожных, мороженого, мордочек котов… Для нынешних девчонок и мальчишек скетчи не просто картинки. Скорее способ невербального общения. Возможность выразить свой внутренний мир. К сожалению, многие считают себя невидимками. Им кажется, их не замечают родители, учителя, одноклассники.

Еще любят рисовать комиксы, фантастические сюжеты, героев популярных мультфильмов. Нужно признать, эстетический вкус подрастающего поколения сегодня формирует Интернет.

— Вас это смущает?

— Нет, я реально смотрю на изменения, происходящие в обществе. Можно сколько угодно восхищаться временами своего детства, но при этом прекрасно понимать, что в прошлое дороги нет.

Дети быстро впитывают современные тенденции, это нормально. Они не должны жить интересами предыдущих поколений только потому, что мы не понимаем их увлечений. Постепенно все становится на круги своя.

Я, к примеру, когда-то тоже зависал в компьютере, а сейчас вообще не подхожу к нему. В случае необходимости оставляю адрес электронной почты жены.

— Расскажите, где познакомились с супругой.

— «Светоч» в прямом смысле стал светом в моей жизни. Там я не только нашел любимую работу, но и встретил Настю.

Она увлекалась графикой, хотела больше узнать о ней. В 23 года пришла ко мне на индивидуальные занятия.

Сразу обратил внимание: нежная, скромная, мягкая. Спустя полтора года ухаживаний сделал любимой предложение. В нынешнем году отметим ситцевую свадьбу.

— Справляетесь с ролью добытчика и главы семьи?

— Зарплата педагога дополнительного образования составляет 500–600 рублей в месяц. Скромно. Поэтому кручусь, как могу: слава богу, руки и ноги на месте. Когда друзья предлагают подработать, не отказываюсь. Занимаюсь внутренней отделкой, мозаикой, росписью стен. Привожу в порядок лоджии и балконы. Делаю эскизы оформления фасадов. Сейчас основная цель — обзавестись собственным жильем. Надеюсь собрать деньги на первоначальный взнос. Многие знакомые уезжают на заработки за границу, мол, там быстрее можно накопить нужную сумму.

— Подобные мысли вас не посещали?

— Мне и дома хорошо. Не зря говорят: там, где нас нет, и трава кажется зеленее, и люди богаче. Думаю, трудности есть везде.

Когда общаюсь с детьми, понимаю, что мое место здесь.

Справочно

В изостудии «Юный художник» занимаются ребята от 4 до 18 лет.

Фото Сергея Пожоги

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ