Обувных дел мастер, или Почему сапожник – профессия творческая

Как добиться стабильной работы мастерской по ремонту обуви, каким образом защитить любимую пару от слякоти и почему с недавних пор клиентки часто просят «перетянуть носики», корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказал обувщик с 40-летним стажем Николай Полухин.

– В чем секрет стабильной работы мастерской? Хороший материал, качественная работа и приемлемая цена. Если все это есть, то клиент по мере необходимости будет обращаться только к одному мастеру, – уверен собеседник. – Мои постоянные клиенты, например, когда я был в отпуске, в другие мастерские не ходили. Чтобы быть уверенным в завтрашнем дне, в месяц нужно зарабатывать порядка 15 млн, или 800–900 тыс. рублей в день. Кроме того, стоит учитывать, что в первую неделю месяца в мастерской почти никого, клиентов становится больше в период получения зарплаты, а к концу месяца опять всего лишь несколько человек заходят. Январь для обувщиков «мертвый» месяц, зато в марте отмечается бум. Все начинают ремонтировать потрепанную за зиму обувь и готовиться к новому сезону. Дамы ломают высокие каблуки, царапают туфли в транспорте, теряют набойки, стирают профилактику…

За смену реально починить порядка 15 пар обуви, если проблема только в набойках или подметках. А вот замена каблуков займет намного больше времени. Одно из последних веяний, не терпящих спешки, – перетяжка носочной части. Помните, когда-то в моде были туфли с длинными носами? Теперь клиенты несут их ко мне, чтобы избавиться от лишнего и закруглить мысок. Можно разобрать переднюю часть туфли, перетянуть, и получится совершенно другая пара. Услуга действительно популярна. За последнее время таким образом обновил около 20 пар.

– Сапоги, туфли, босоножки… Каждый день одно и то же. Не скучно?

– Обувщик не должен работать, как конвейер: подметки, набойки, снова подметки… Это действительно скучно. Он должен быть творческим человеком и находить подход к каждой паре. Причем все нужно доводить до ума – подгонять, подкрашивать, убирать следы наждачки, клея. Чтобы человек пришел за парой и получил удовольствие. После ремонта клиент должен забрать обувь, словно с прилавка магазина. Вот к чему надо стремиться. На днях принесли мне мокасины. Импортные, хорошие, но нестандартные – со специальными пупырышками, вставленными прямо в подошву. Их-то и умудрилась стесать клиентка. Если просто прилепить профилактику, на столь специфичной обуви она держаться точно не будет. Сидел, крутил… Потом взял набойку из технической резины, подогнал, завернул ее краешек на стоптанную часть носа и пришил такой же строчкой, как прошит сам мокасин. Клиентка тогда удивлялась: мол, никогда не думала, что набойки и так ставят. Как видите, можно просто профилактику приклеить и отдать клиентке, а можно и поразмышлять, фантазию подключить.

IMG_2089

– Почему решили чинить обувь?

– Меня, честно говоря, тянуло к механике. После 8-го класса собирался поступать в училище по ремонту холодильников и электрооборудования, но не прошел по конкурсу аттестатов. Мне тогда подсказали, что во Львове есть аналогичное училище. Аналогичное – значит, ремонтное. Приезжаю – а там обувное. Назад ехать уже не было смысла. Это судьба, наверное. Сапожником в роду только мой дядя работал. Больше никто из родных этим ремеслом не занимался, в основном военные были. После окончания училища я у дяди примерно год проработал. В то время труд обувщика считался непростым. Тогда, к примеру, были только кожаные подошвы, которые крепились к каблуку деревянными шпильками. Они не чета нынешним полиуретановым. Той обуви сносу не было. Намокнув, натуральная кожа набухает, деревянные шпильки от влаги тоже увеличиваются, но крепко держат подошву – не оторвать. Одно было плохо – от ходьбы такая обувь быстро стиралась. Каблуки в то время тоже вытачивали из дерева. Наборные деревянные каблуки пользовались особой популярностью у мужчин небольшого роста. В последний раз такие заказы принимал, наверное, лет 20 назад.

– От Львова до Минска путь неблизкий…

– Окончил технологический техникум в Иваново и по направлению в качестве мастера производственного обучения приехал в Минск. Работал в 43-м училище. В 1981 году выпустил группу молодых обувщиков. Затем 10 лет трудился в закрытом ателье, которое шило обувь для Совета Министров БССР. По желанию жен министров наши модельеры могли срисовать любую пару из модных журналов. Мы, соответственно, умели все это изготовить. Одно время особым шиком считались «казачки в разноцвет» – сапоги, сшитые из кусочков разноцветного материала. После такого опыта я могу пошить любую пару! Но всё когда-нибудь заканчивается. В 1991-м СССР не стало, и я устроился работать в сеть обувных мастерских. Да и пошив теперь погибает… Рынок наводнен дешевой обувью – как говорится, на один сезон. На заказ шьют в исключительных случаях. Или специфических. Например, мне интересно шить обувь для исторических театральных постановок.

IMG_2091

– Попадали к вам в руки особенные пары?

– Приходилось шить обувь для минских и московских клоунов. Основная задача при создании пары для выступления – сделать ее удобной и легкой. Для этого берется обыкновенный резиновый мяч, разрезается пополам и наполняется монтажной пеной. Она засыхает, и получаются готовые носы-полусферы для будущих ботинок. Их приклеивают на колодку, обтягивают материалом и – вуаля! – веселая пара для клоунов готова.

Сейчас клиенты нередко приносят дорогостоящую обувь. Мне в руки попадали высокие лаковые итальянские женские сапоги за 2.400 евро. Клиентка несколько раз надела пару, и на перегибах голенища потрескался лак. Несмотря на высокую стоимость, сапоги оказались производственным браком – при подготовке кожи пересушили лак. Как привести пару в порядок, было для меня той еще загадкой! Для того чтобы от трещин не осталось и следа, пришлось поэкспериментировать. Смешал обувной клей с «Моментом», который, если верить рекламе, клеит все, добавил немного лака для ногтей. Когда полученная паста на сапогах высохла, места трещин зачистил и покрыл сверху все тем же лаком для ногтей. Получилось почти незаметно.

– У вас на столе вижу целый арсенал флакончиков с лаком для ногтей: черный, бежевый, коричневый, золотистый… Продавцы не удивляются, когда вы их покупаете?

– Беру с собой обувь, которой требуется починка, и подбираю цвет прямо на глазах у продавца. Чаще покупаю на рынке, где бутылочки выставляют сразу целыми коробками. Пользуюсь также баллонами с автомобильной краской: смешиваю цвета и получаю необходимый тон. Но подходит этот вариант только для тех мест, где нет изгибов. Например, можно подкрасить каблук или платформу.

– Как, по вашим наблюдениям, минчане относятся к собственной обуви?

– Хорошую недешевую пару могут принести чинить в специальных мешочках, а могут и весьма пренебрежительно относиться. За примером далеко ходить не надо – моя дочь любительница «убивать» обувь. Знает, что папа восстановит. А вот сыновья относятся к ботинкам и сапогам уважительнее.

IMG_2096

– Как сохранить обувь в слякоть?

– Универсальных рецептов нет. Я, например, пользуюсь специальным обувным воском, которым натираю ботинки или сапоги на специальной машине-щетке (такое приспособление есть, наверное, только у обувщиков). Но воска хватает максимум на двое суток, затем пару снова нужно тщательно чистить и натирать. Сейчас предлагают немало разновидностей водоотталкивающих кремов для обуви. Этим надо пользоваться, но советовать что-то конкретное сложно. Лучше всего при выборе крема ориентироваться на информацию производителя, размещенную на тюбике.

Крем лучше намазать с вечера, не сильно растирая, чтобы хорошенько впитался, а утром окончательно растереть. Тогда пара приобретет аккуратный вид, и кожа, успевшая пропитаться, будет хорошо отталкивать воду. Кстати, искусственная кожа никакие средства не впитывает, крем ложится поверх материала.

– Реально ли продлить жизнь обуви из ненатуральной кожи?

– Если год поносить, а на следующий поставить в тумбочку, то два сезона пара точно послужит (смеется). А если серьезно, то все зависит от качества материала. Когда использован самый дешевый вариант, обувь утратит товарный вид уже через две недели после покупки. Но сейчас у искусственной кожи качество в основном хорошее, по свойствам материал максимально приближен к натуральному. Такая пара вполне прослужит 2–3 сезона.

Фото Алексея Колесникова

 

Читайте нас в Google News

ТОП-3 О МИНСКЕ